дело № 2-4605/2023
50RS0036-01-2023-004485-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«30» ноября 2023 года
г. Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Малюковой Т.С.,
с участием адвоката Киселева В.А.,
секретаре Талалаеве С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Кобзиной О. И., Кобзина Н. К., Новожиловой М. К. к администрации городского округа <адрес> о предоставлении в течение трех месяцев во внеочередном порядке жилого помещения, состоящего из 3-х комнат с балконом с учетом имеющихся льгот на улучшение жилищных условий,
установил:
Истцы Кобзина О.И., Кобзин Н.К., Новожилова М.К., уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, обратились в суд с иском к ответчику администрации городского округа <адрес> о предоставлении в течение трех месяцев во внеочередном порядке жилого помещения, состоящего из 3-х комнат с балконом с учетом имеющихся льгот на улучшение жилищных условий, общей площадью не менее 56,4 кв.м.
В обосновании иска указано, что истцы Кобзина О.И., Кобзин Н.К., Новожилова М.К. являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На основании акта межведомственной комиссии по признаю помещений аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Главы администрации <адрес> от 14.04.1995 г. № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания. Постановлением главы <адрес> от <дата> № утверждена программа «Переселение граждан из аварийного, непригодного для проживания жилищного фонда на 2012-2020 гг.», который установлен срок расселения дома на 2018 г. До настоящего времени дом не расселен, что создает угрозу жизни и здоровью для истцов. Решением Пушкинского городского суда <адрес> от <дата> удовлетворены исковые требования Пушкинского городского прокурора в интересах Кобзиной О.И., Кобзина Н.К., Новожиловой М.К. к администрации Пушкинского городского округа <адрес> об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма. Указанным решением суд обязал администрацию Пушкинского городского округа <адрес> предоставить Кобзиной О.И., Кобзину Н.К., Новожиловой М.К. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей жилой площадью не менее 56,4 кв.м, находящееся в границах <адрес> городского округа <адрес>. Решение суда вступило в законную силу, однако до настоящего времени ответчиком не исполнено. Администрацией городского округа <адрес> предложено истцам жилое помещение, однако его общая площадь меньше 56,4 кв.м., что нарушает права истцов, кроме того, предлагаемое жилое помещение не соответствует потребительским характеристикам, а именно: отсутствует балкон, дом расположен на уровне тротуара, окна по размеру соответствуют офисным или промышленно-торговым помещениям и располагаются на проходной части дороги на высоте 1 м 20 см. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Истец Кобзина О.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что в настоящее время истцы проживают в 2-х комнатной квартире, в связи с тем, что дети являются разнополыми, ответчик обязан предоставить истцам для проживания квартиру из 3-х комнат, а также с балконом, так как в аварийной квартире имеется балкон. В общей очереди на улучшение жилищных условий истец стоит с 1994 г., порядковый номер точно не знает, но более 300; она не первая в очереди на улучшение жилья. Полагала, что администрация должна предоставить такое жилье в течение трех месяцев. Также пояснила, что в соответствии с ЖК Р., если жилой дом признан аварийным до 2004 г., то те люди, которые стояли в очереди на улучшении жилищных условий, такое жилье получают с учетом имеющихся льгот во внеочередном порядке.
Истцы Кобзин Н.К., Новожилова М.К. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, причин неявки суду не сообщили.
Адвокат истцов по ордеру Киселев В.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить. Суду пояснил, что решение Пушкинского городского суда <адрес> от <дата> было предъявлено к исполнению, однако до настоящего времени решение суда ответчиком не исполнено.
Представители ответчика администрации Пушкинского городского округа <адрес> по доверенности Матвеева Е.А. в судебном заседании иск не признала, возражала против его удовлетворения. Суду пояснила, что в решении Пушкинского городского суда <адрес> от <дата> указано, что администрация обязана предоставить истцам во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей жилой площадью не менее 56,4 кв.м., при этом, не указано количество комнат, необходимых для предоставления истцам, что также соответствует закону, в связи с чем, Администрация может предоставить только равнозначное жилье. Истицу Кобзину О.И. никто с очереди на улучшение жилищных условий не снимал, однако данные льготы с учетом характера правоотношений не могут быть учтены в рамках вопроса о предоставлении жилого помещения взамен аварийному во внеочередном порядке.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частями 1 и 3 ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 5 Федерального закона от <дата> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Статьей 8 ЖК Р. было установлено, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом М. Р., производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета М. автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно ст. 49.3 ЖК Р., действовавшей до <дата>, если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежал сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставлялось равноценное жилое помещение на праве собственности, либо иная компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", граждане, принятые на учет до <дата> в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с актом Межведомственной комиссии по признанию помещений аварийным и подлежащим сносу от <дата>, утвержденным Постановлением главы администрации <адрес> от <дата> №, многоквартирные жилые <адрес> в <адрес> признаны непригодным для проживания.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно письму из прокуратуры <адрес> от <дата> №, многоквартирные жилые дома по <адрес> были включены в долгосрочную муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого жилищного фона в Пушкинском муниципальном районе <адрес> на 2009-2013 гг.», утвержденную постановлением руководителя администрации Пушкинского муниципального района от <дата> №. Согласно приложению № к программе указанные дома подлежали сносу или реконструкции в 2011 <адрес> программные мероприятия не реализованы.
Жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции на основании постановления главы администрации <адрес> муниципального района <адрес> от <дата> №, утвердившим акт межведомственной комиссии от <дата> №.
Постановлением главы <адрес> от <дата> № утверждена программа «Переселение граждан из аварийного, непригодного для проживания жилищного фонда на 2012-2020 гг.», который установлен срок расселения дома на 2018 г.
Вступившим в законную силу решением Пушкинского городского суда <адрес> от <дата>, в редакции определения суда об устранении описки от <дата>, удовлетворены исковые требования Пушкинского городского прокурора в интересах Кобзиной О.И., Кобзина Н.К., Новожиловой М.К. к администрации Пушкинского городского округа <адрес> об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, по гражданскому делу №. Указанным решением суд обязал администрацию Пушкинского городского округа <адрес> предоставить Кобзиной О.И., Кобзину Н.К., Новожиловой М.К. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей жилой площадью не менее 56,4 кв.м, находящееся в границах <адрес> городского округа <адрес>.
В ходе рассмотрения вышеуказанного гражданского дела, судом было установлено, что распоряжением администрации Пушкинского муниципального района от <дата> №-р <адрес> признан аварийным со сроком сноса до 2020 года. Указанный многоквартирный дом был включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2020-2025 годы», утвержденную постановлением администрации от <дата> №, срок расселения не определен (предположительно после 2022 года). В настоящее время в связи с внесением изменений в муниципальную программу начало и окончание расселения планируется в 2023 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в границах данного населенного пункта.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ) направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а поэтому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от <дата> N 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
При этом, учитывая вышеуказанные нормы законы, предоставлению подлежат другие благоустроенные жилые помещения, равнозначные ранее занимаемому в границах населенного пункта. После предоставления жилых помещений с истцами подлежат прекращению ранее заключенные договоры социального найма.
Как установлено судом ранее, решение суда от <дата> вступило в законную силу, однако до настоящего времени администрацией Пушкинского городского округа <адрес> не исполнено.
В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с неисполнением вышеназванного решения суда, судебным приставом-исполнителем СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по <адрес> вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от <дата> В настоящее время, исполнительное производство не окончено.
Истец Кобзина О.И. стоит на учете по улучшению жилищных условий, с учета не снималась, номер очереди по состоянию на <дата> - №, в настоящее время актуальные сведения о порядковом номере очереди у истца отсутствуют, при этом истец указала, что номер в очереди не менее №.
По доводам иска, аварийная квартира является двухкомнатной, с балконом, при этом, поскольку дети истца – истцы Кобзин Н.К., Новожилова М.К. являются разнополыми, а семья истца стоит в очереди по улучшению жилищных условий, ответчик в рамках исполнения решения суда от <дата> обязан предоставить в течение 3-х месяцев истцам благоустроенное жилое помещение – трехкомнатную квартиру с балконом.
Проверив доводы сторон, исследовав все собранные по делу доказательства, в контексте комментируемых норм права, суд приходит к выводу об отказе истцам в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, исходя из следующего.
Как следует из определения от <дата> об устранении описки в решение суда от <дата> по делу 2-4317/2020: «…согласно имеющимся в материалах дела документам, двухкомнатная квартира истцов имеет следующие характеристики – из выписки из домовой книги – общая площадь 55,4 кв.м., жилая – 32 кв.м., из договора найма и акта приема-передачи – общая площадь – 56,4 кв.м….».
Дом, в котором расположена квартира истцов признан аварийным и подлежащим сносу, что влечет за собой обязанность ответчика в предоставлении семье истцов во внеочередном порядке равнозначное жилое помещение по договору социального найма общей жилой площадью не менее 56,4 кв.м, находящееся в границах <адрес> городского округа МО.
Критерии равнозначности, установлены в ст. 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от <дата> № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86- 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе истцам в заявленных исковых требованиях об обязании ответчика предоставить истцам в течение трех месяцев во внеочередном порядке жилое помещение, состоящее из 3-х комнат с балконом с учетом имеющихся льгот на улучшение жилищных условий, поскольку это будет противоречить требованиям закона и нарушать права третьих лиц – граждан, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий по порядковому номеру, ранее чем семья истцов.
Иные доводы сторон были предметом подробного судебного исследования, однако не влияют на выводы суда
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кобзиной О. И., Кобзина Н. К., Новожиловой М. К. к администрации городского округа <адрес> о предоставлении в течение трех месяцев во внеочередном порядке жилого помещения, состоящего из 3-х комнат с балконом с учетом имеющихся льгот на улучшение жилищных условий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме – <дата>.
Судья: