Дело №2-1310/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2020 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Этмановой Т.Е., при секретаре Фроловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова В.Г., Карпова Г.Н. к некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», обществу с ограниченной ответственностью «СТРОЙКОМ», страховому акционерному обществу «ВСК» о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Карпов В.Г., Карпов Г.Н. обратились в суд с вышеназванным иском, в котором просили взыскать с ответчиков в пользу Карпова Г.Н. денежные средства в качестве компенсации причиненного ущерба в размере 34981 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 1149, 43 руб.; в пользу Карпова В.Г. денежные средства в качестве компенсации причиненного ущерба в размере 34981 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 1149,43 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 8000 руб., расходы по оплате почтового уведомления о проведении осмотра в размере 942,30 руб.
В обоснование иска указано, что истцы в равных долях являются собственниками квартиры, <адрес>. В летний период 2019 года ООО «Стройком» по заданию Фонда модернизации жилищно-коммунального хозяйства <адрес> производился ремонт кровли жилого многоквартирного дома, в котором расположена принадлежащая им квартира. В июне 2019 года старый рулонный ковер кровли был демонтирован для замены, 20.06.2019 в результате выпадения осадков произошел залив принадлежащей истцам квартиры. Стоимость восстановительного ремонта отделки квартиры составляет 69962 руб.
Определением от 26.08.2020 в качестве соответчика к участию в деле привлечено САО «ВСК».
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, просили суд взыскать с ответчиков в пользу Карпова Г.Н. денежные средства в качестве компенсации причиненного ущерба в размере 14590 руб., денежные средства, потраченные на оплату государственной пошлины в размере 583,60 руб.; взыскать в пользу Карпова В.Г. денежные средства в качестве компенсации причиненного ущерба в размере 14590 руб., денежные средства, потраченные на оплату государственной пошлины в размере 583,60 руб., на оплату юридических услуг в сумме 8000 руб., затраты на уведомление ООО «СТРОЙКОМ» о проведении осмотра в размере 464,40 руб., на уведомление НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» о проведении осмотра в размере 477,90 руб., расходы на проведение досудебной экспертизы в ООО «Оценка» в размере 6200 руб.
Истцы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия, на удовлетворении иска настаивали.
Представитель ответчика НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором просил отказать истца в иске к Фонду в полном объеме, ссылаясь на то, что в целях исполнения региональной программы региональный оператор по результатам электронного аукциона заключил с ООО «СТРОЙКОМ» договор от 27.05.2019 № на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту, в том числе в доме, расположенном по адресу: <адрес>. Между ООО «СТРОЙКОМ» и САО «ВСК» заключен договор страхования от 20.05.2019 №, в соответствие с которым подлежит страхованию гражданская ответственность подрядчика перед третьими лицами. Истцы имеют право обратиться в страховую компанию за выплатой страхового возмещения.
Представитель ответчика ООО «СТРОЙКОМ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В судебном заседании 26.08.2020 представитель ООО «СТРОЙКОМ» против удовлетворения иска возражал, указывая, что ответственность подрядчика застрахована в САО «ВСК». Истцы не обращались в страховую компанию за страховым возмещением.
Представитель САО «ВСК» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, на истца возлагается бремя доказывания факта причинения вреда его имуществу и размер убытков, а на ответчика - отсутствие его вины в причинении вреда имуществу истца.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что собственниками жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в равных долях, по 1/2 доли каждый, являются Карпов Г.Н. и Карпов В.Г.
Из акта от 03.07.2019, составленного комиссией в составе представителей управляющей организации ООО УК «Восход» и ООО «СТРОЙКОМ», следует, что в ООО УК «Восход» после выпадения атмосферных осадков (в виде дождя) 21.06.2019, 03.07.2019 поступили заявки от жителя квартиры <адрес> о составлении акта после затопления с кровли данной квартиры. Комиссией установлено, что с 14.06.2019 ведется капитальный ремонт кровли дома <адрес> подрядной организацией ООО «СТРОЙКОМ» в рамках региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области в 2014-2043 г.г.».
20.06.2019 в 19:19 ч. в аварийно-диспетчерскую службу ООО «УЖХ» поступили заявки от жителей квартир <адрес> о течи с крыши. В 19:45 ч. работниками дежурной службы выявлено: … квартира № следы затопления жилой комнаты (спальня главный фасад) и общий карман (место расположения квартир №).
03.07.2019 в ООО УК «Восход» повторно поступила заявка от жителя квартиры <адрес> о течи с кровли.
На момент работы комиссии в квартире № установлено подтопление жилых комнат: зала, спальни (главный фасад), спальни (дворовый фасад), кухни, коридора, коридора (места расположения квартир №, №).
Причина затопления (при выпадении атмосферных осадков в виде дождя), квартиры <адрес> – отсутствие рулонного ковра кровли в результате проведения капитального ремонта над данной квартирой.
Судом установлено, что в целях исполнения региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области в 2014-2043 г.г.». региональный оператор – некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» по результатам электронного аукциона заключил с ООО «СТРОЙКОМ» договор от 27.05.2019 № на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту, в том числе в доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Между ООО «СТРОЙКОМ» и САО «ВСК» заключен договор страхования от 20.05.2019 №, в соответствие с которым подлежит страхованию гражданская ответственность подрядчика ООО «СТРОЙКОМ» перед третьими лицами.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом РФ.
На основании ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Положениями главы 17 ЖК РФ урегулировано формирование фондов капитального ремонта региональными операторами, а также деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 1 - ч. 3 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Функции регионального оператора определены в ч. 1 ст. 180 ЖК РФ.
Так, в соответствии с п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора относятся, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пунктов 3 - 5, 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем, согласно ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Учитывая положения указанных норм, жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство; и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Что касается определения объема ответственности при применении к спорным правоотношениям ч. 6 ст. 182 ЖК РФ, то в данном случае необходимо исходить из общих правил ответственности должника по обязательствам, установленных главой 25 ГК РФ.
Согласно статьям 15, 393, 400 ГК РФ убытки должны возмещаться в полном объеме, если право на полное возмещение убытков не ограничено законом или договором (ограниченная ответственность).
Материалами дела подтверждено и сторонами не опровергнуто, что залив квартиры истцов, в результате которого был причинен вред имуществу Карпова В.Г. и Карпова Г.Н., произошел при проведении капитального ремонта крыши многоквартирного дома, в результате выпадения осадков в виде дождя по причине отсутствия рулонного ковра кровли крыши.
Учитывая, что затопление квартиры истцов произошло из-за ненадлежащего исполнения подрядной организацией ООО «СТРОЙКОМ» работ по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, в результате чего Карпову В.Г., Карпову Г.Н. был причинен ущерб, суд приходит к выводу о необходимости его возмещения за счет некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», так как ответственность перед собственниками за действия привлеченного Фондом подрядчика во время проведения капитального ремонта возложена на Фонд (на регионального оператора) в силу прямого указания закона (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
Согласно экспертного заключения № 192 от 30.06.2020 ООО «Оценка» рыночная стоимость восстановительного ремонта отделки квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пострадавшей в результате отсутствия рулонного ковра кровли в результате проведения капитального ремонта кровли данной квартиры, по состоянию на 03.06.2020 с учетом округления без учета износа составляет 69962,00 руб.
В связи с оспариванием ответчиком ООО «СТРОЙКОМ» стоимости восстановительного ремонта квартиры истцов судом назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы, производство которой поручено эксперту Орского филиала Союза «ТПП Оренбургской области» Т.
Согласно заключения эксперта № 092-19-2-0191 от 26.10.2020 стоимость работ и материалов по восстановлению квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которой причинен ущерб в результате протечки кровли во время выпадения осадков в июне 2019 года, составляет 29180 руб.
При вынесении решения суд берет за основу выводы, изложенные в заключении эксперта № 092-19-2-0191 от 26.10.2020, которое полностью соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования, результаты исследования с указанием примененных методов, ответы на поставленные судом вопросы, оно не допускает неоднозначного толкования, не вводит в заблуждение, является достоверным и допустимым доказательством.
Указанное заключение сторонами по делу не оспорено. Истцы, уточнили исковые требования в соответствие с указанным заключением эксперта.
Наличие причинно-следственной связи между действиями по производству подрядных работ и залитием квартиры сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах Фонд, как было указано выше, в силу прямого указания в законе несет ответственность по данному иску.
Доводы представителя ответчика о том, что Фонд не является исполнителем услуг в рамках проведения капитального ремонта, а только организует проведение работ с привлечением подрядных организаций, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность по возмещению причиненного истцам ущерба, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Ввиду изложенного доводы представителя НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» об ответственности подрядной организации ООО «СТРОЙКОМ», застраховавшей свою ответственность в САО «ВСК», суд признает несостоятельными. Региональный оператор не лишен права в будущем обратиться к ООО «СТРОЙКОМ» либо в страховую организацию за возмещением убытков в соответствии с условиями договора подряда после компенсации причиненных убытков третьим лицам.
Таким образом, с НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в пользу каждого из истцов подлежит взысканию сумма возмещения причиненных убытков, соразмерно доли каждого в праве собственности на жилое помещение, в размере 14590 руб.
В удовлетворении иска к остальным ответчикам следует отказать.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
С учетом удовлетворения исковых требований, с ответчика НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в пользу Карпова Г.Н. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 583,60 руб., в пользу Карпова В.Г. расходы по оплате госпошлины в размере 583,60 руб., почтовые расходы в размере 942,30 руб. (464,40 руб. + 477,90 руб.), а также расходы на проведение досудебной оценки размера причиненного ущерба в сумме 6200 руб.
В соответствие со ст. 100 ГПК РФ с ответчика НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в пользу Карпова В.Г. подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в сумме 6000 руб., которые суд признает разумными и соответствующими характеру спора, объему оказанной юридической помощи.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карпова В.Г., Карпова Г.Н. к некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», обществу с ограниченной ответственностью «СТРОЙКОМ», страховому акционерному обществу «ВСК» о возмещении ущерба, удовлетворить частично.
Взыскать с некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в пользу Карпова Г.Н. материальный ущерб в размере 14590 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 583,60 руб.
Взыскать с некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в пользу Карпова В.Г. материальный ущерб в размере 14590 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 583,60 руб., почтовые расходы в размере 942,30 руб., а также расходы на проведение досудебной оценки размера причиненного ущерба в сумме 6200 руб.
В удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью «СТРОЙКОМ», страховому акционерному обществу «ВСК» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 17.11.2020.
Копия верна
Судья: