Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-11574/2022 от 26.09.2022

Судья: Законов М.Н. гр. дело № 33-11574/2022

(номер дела суда первой инстанции 2-1004/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

01 ноября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи – Черкуновой Л.В.

судей – Чирковой И.Н., Желтышевой А.И.

при секретаре – Туроншоевой М.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Чапаевск Самарской области на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 25 июля 2022 года,

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 25 июля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского округа Чапаевск Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Законов М.Н. гр. дело № 33-11574/2022

(номер дела суда первой инстанции 2-1004/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 ноября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи – Черкуновой Л.В.

судей – Чирковой И.Н., Желтышевой А.И.

при секретаре – Туроншоевой М.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Чапаевск Самарской области на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 25 июля 2022 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора г.о. Чапаевск в интересах С.А.С. к администрации г.о. Чапаевск о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию г.о. Чапаевск предоставить С.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к условиям соответствующего населенного пункта, не менее 33 кв.м.»,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Чирковой И.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.о. Чапаевск обратился в суд с иском в интересах С.А.С. к Администрации г.о. Чапаевск Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда

В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Чапаевск проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что С.А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Чапаевска С.А.С. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности. До настоящего времени указанное жилое помещение С.А.С. не предоставлено. Самостоятельное обращение С.А.С. в суд за защитой своих нарушенных прав невозможно, вследствие нахождения его в сложной жизненной ситуации и отсутствия материальной возможности для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов в суде.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать администрацию г.о. Чапаевск предоставить С.А.С. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров.

Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым, представитель Администрации г.о. Чапаевск обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований истца.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы Администрации г.о. Чапаевск, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года №135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года №135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

Статьями 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05 марта 2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Судом первой инстанции установлено, что Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ С.А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях отдельных категорий граждан, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности.

Отец С.С.В. умер ДД.ММ.ГГГГ года в г. <данные изъяты>

Мать С.И.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ года в г. <данные изъяты>

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ над С.А.С. установлено опекунство С.З.С.

Судом установлено, что С.А.С. не имеет в собственности или на праве социального найма жилого помещения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований о предоставлении С.А.С. жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.

Согласно ст. 4 данного закона, Списки формируются и ведутся органами местного самоуправления, на территории которых находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 2 к настоящему Закону. Указанные списки дважды в год по состоянию на 1 января текущего года - в срок до 10 января и по состоянию на 1 июля - в срок до 10 июля направляются органами местного самоуправления на бумажном носителе и в электронном виде в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.

Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, на основании представленных органами местного самоуправления списков формирует дважды в год сводный список по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону и информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по форме согласно приложению 4 к настоящему Закону и в срок до 5 февраля и до 5 августа направляет их в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности.

Таким образом, Администрация г.о. Чапаевск Самарской области осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.

Соответственно, Администрация г.о. Чапаевск Самарской области имеет возможность заложить в бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан.

Кроме того, согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Согласно ст. 9 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД, органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку в данном случае возникновение обязанности по обеспечению жилым помещением С.А.С. относящегося к лицам, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обусловлено достижением им совершеннолетия.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии возможности предоставления жилого помещения С.А.С. ранее лиц, состоящих в списке, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях до момента постановки его на учет, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.

В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Учитывая, что действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена, то по достижении С.А.С. 18 лет у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением, которая на момент обращения с иском ответчиком не исполнена.

К тому же оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения для истца. Право С.А.С. на предоставление ему жилого помещения связано исключительно с наличием условий, установленных действующим законодательством, которые в данном случае имеются.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не допущено.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 25 июля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского округа Чапаевск Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 08 ноября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-11574/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Чапаевска в интересах Соколова Алексея Сергеевича
Соколов А.С.
Ответчики
Администрация г.о. Чапаевск
Другие
Министерство строительства Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.09.2022[Гр.] Передача дела судье
01.11.2022[Гр.] Судебное заседание
21.11.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее