Дело №2-172/2021
УИД №26RS0029-01-2020-009096-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«17» мая 2021г. г.Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи: Беликова А.С.,
при секретаре судебного заседания: Какаулине А.А.
с участием:
прокурора: помощника прокурора г.Пятигорска
ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования – города Пятигорска в лице администрации г. Пятигорска к ФИО2, ФИО1 о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, признании отсутствующими прав в отношении объекта капитального строительства и земельного участка, возложении обязанностей по сносу объекта капитального строительства, выполнении благоустройства территории, запрете эксплуатации строения, поставку коммунальных ресурсов, взыскании судебной неустойки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Пятигорска обратился в суд к ФИО2, ФИО1, указав, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований закона при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства, расположенных на проспекте Кирова г.Пятигорска.
Установлено, что ФИО2, ФИО1 на основании решения Пятигорского городского суда от 02.04.2010г. и договора купли-продажи от 07.04.2017г. в равных долях являются правообладателями нежилого здания самовольной постройки с кадастровым номером №, площадью 118,5 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 175 кв.м., по адресу: <адрес> используемого на основании договора аренды от 08.06.2017.
Обследованием, проведённым с государственным инспектором Ставропольского края по использованию и охране земель Управления Росреестра по Ставропольскому краю установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «Общественное питание (код вида разрешенного использования земельный участок 4.6)» расположен объект капитального строительства – нежилое здание с вывеской «Сублимаг» с кадастровым номером № размерами 17 метров 74 сантиметра на 7 метров 61 сантиметр, находящееся на расстоянии 10 метров 5 сантиметров от оси трамвайных путей, на расстоянии 53 сантиметров от проезжей части дороги по просп.Кирова, на расстоянии 3 метра 8 сантиметров от смежного здания с кадастровым номером №.
В результате возведения вышеуказанного здания ширина бульвара по оси проспекта Кирова уменьшена до 5 метров 52 сантиметров. Расстояние от объекта до смежных деревьев составляет менее 1 метра. Объект электрифицирован.
В целях установления норм и правил для проектирования новых и реконструкции существующих городских и сельских поселений Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78 утверждены СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских сельских поселений», регламентирующие основные требования к планировке и застройке населенных пунктов.
В нарушение требований п.4.9 СНиП 2.07.01-89 вследствие самовольного строительства вышеуказанного объекта ширина бульвара по оси проспекта Кирова уменьшена до 5 метров 52 сантиметров при предусмотренных нормативах в 18 метров.
Согласно п.4.12 СНиП 2.07.01-89 расстояние от наружных стен здания до оси деревьев должно составлять не менее 5 метров. В нарушение указанной нормы расстояние от спорного объекта до стволов деревьев вставляет менее 1 метра.
Кроме того, в нарушение требований п.2 Приложения 1 «Противопожарные требования» СНиП 2.07.01-89 расстояние от стены здания объекта до края проезжей части проспекта Кирова составляет 53 сантиметров при установленных нормативах 5-8 метров.
Согласно Правилам землепользования и застройки г.Пятигорска, утвержденным решением Думы г.Пятигорска от 12.11.2014 №35-47 РД, земельный участок с кадастровым номером 26:33:150219:548 и возведенный в его границах объект капитального строительства расположены в территориальной зоне «Р1/1» Зона отдыха (скверы)», градостроительный регламент которой не предусматривает строительство объектов капитального строительства.
Запрет на строительство объектов капитального строительства в границах указанного земельного участка также предусмотрен Генеральным планом г.Пятигорска, утвержденным решением Думы г.Пятигорска от 28.07.2009 №68-45-РД, в связи с нахождением участка в зоне отдыха (парки, скверы, бульвары).
Кроме того, указанный земельный участок и расположенный в его границах объект входят в историко-культурный заповедный район г.Пятигорска.
Согласно информации Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 25.10.2019 указанный объект капитального строительства находится в охранной зоне центрального историческо-культурного заповедного района в границах участка №1.
В соответствии с Проектом зон охраны памятников истории и культуры г.Пятигорска Ставропольского края, Спецпроектреставрация, г.Москва, 1983 год, утвержденным приказом министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003 №42, режимом охраны установлено строгое регулирование застройки, в том числе сохранение квартального принципа застройки и внутриквартальных границ домовладений. Новое строительство в указанной зоне возможно при согласовании с органом охраны памятников и должно осуществляться в целях поддержания сложившегося исторического облика.
Спорный объект возведен в отсутствии согласования Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, без сохранения квартального принципа застройки, значительно уменьшает установленную строительными нормами и правилами ширину бульвара по проспекту Кирова и нарушает архитектурный облик г.Пятигорска.
Земельный участок с кадастровым номером 26:33:150219:548, в границах которого возведен спорный объект недвижимости, расположен во второй зоне округа санитарной охраны города-курорта Пятигорска.
Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 №1425, установлены особенности использования земельных участков, расположенных во второй зоне горно-санитарной охраны, ограничения и запреты осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Так, в соответствии с п.13 Положения режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
Таким образом, земельные участки, расположенные в границах второй зоны горно-санитарной охраны, представляют особую экологическую ценность и подлежат государственной охране от противоправного вмешательства в их режим со стороны третьих лиц.
В силу положений ст.23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей.
В соответствии со ст.25 Закона о недрах (в редакциях, действовавших с 15.03.1995 по 12.06.2018, в том числе в период строительства объекта) проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
Вместе с тем, при осуществлении строительства спорного объекта заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки застройщиком не получено, в связи с чем, указанный объект может оказывать негативное воздействие на места формирования минеральных вод, расположенные во второй зоне округа санитарной охраны г.Пятигорска.
Размещение объекта без наличия 6 метрового отступа от смежных зданий не соответствуют следующим нормативным актам, регламентирующим требования пожарной безопасности:
- СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», 4. Общие требования пожарной безопасности, и его п.4.3, Таблицы 1, согласно которым минимальное расстояние от возводимого объекта до смежных зданий не должно быть менее 6 метров;
- Федеральному закону от 30.12.2009г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», гл. 3, ст. 17. Требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения;
- ст.69 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности;
- раздела 7 Свода правил СП 42.13330.2011 и СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, согласно которым противопожарное расстояние между зданиями должно составлять не менее 6 метров.
Таким образом, допущено нарушение требований п.74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390.
О вышеуказанных нарушениях закона при строительстве и эксплуатации объекта капитального строительства прокуратуре города стало известно 28.11.2019 в ходе проведения прокурорской проверки.
Просил признать объект капитального строительства с кадастровым номером №, размерами 17 метров 74 сантиметров на 7 метров 61 сантиметр, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № постройкой.
Признать отсутствующим право ФИО2, ФИО1 в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером №, а также земельного участка с кадастровым номером №
Обязать ФИО2, ФИО1 в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную салу выполнить снос самовольной постройки – объекта капитального строительства с кадастровым номером №, размерами 17 метров 74 сантиметров на 7 метров 61 сантиметр, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером №
Обязать ФИО2, ФИО1 в течение 30 дней после сноса объекта капитального строительства с кадастровым номером № выполнить благоустройство территории, занимаемой самовольной постройкой, путем уборки территории от строительного мусора и обустройства тротуара.
В случае неисполнения ФИО2, ФИО1 решения суда о сносе самовольной постройки и благоустройстве территории, предоставить администрации г.Пятигорска право выполнить снос самовольной постройки и благоустройство расположенной под строением территории за счет бюджетных средств с правом их последующего взыскания с ответчика.
С момента вступления решения суда в законную силу и до фактического исполнения решения суда о сносе самовольной постройки запретить ФИО2, ФИО1 и иным лицам эксплуатацию здания самовольной постройки – объекта капитального строительства с кадастровым номером №
С момента вступления решения суда в законную силу запретить поставку коммунальных ресурсов в здание самовольной постройки – объект капитального строительства с кадастровым номером №
В случае неисполнения в указанный судом срок ФИО2, ФИО1 установленного решением суда обязательства о сносе самовольной постройки в соответствии со ст.308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации возложить на ФИО2, ФИО1 обязанность внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней просрочки 200 000 рублей, исходя из расчета 40 000 рублей в день, за вторые 5 дней просрочки 250 000 рублей, исходя из расчета 50 000 рублей в день, и так далее, то есть с увеличением каждые 5 календарных дней стоимости одного календарного дня просрочки на 10 000 рублей.
Уплату судебной неустойки возложить на ответчика в бюджет г.Пятигорска на расчетный счет № в отделение Ставрополь, г.Ставрополь, БИК 040702001, ИНН 2632033540 КПП 263201001.
В судебном заседании помощник прокурора г.Пятигорска – ФИО4 пояснила, что исковые требования прокурора г.Пятигорска, заявленные по данному гражданскому делу, полностью поддерживает по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание ответчики ФИО2, ФИО1, а также их представитель, действующий на основании доверенности – ФИО8, будучи надлежащим образом извещенные судом о времени и месте судебного заседания, назначенного по данному гражданскому делу, не явились, не известив о наличии уважительных причин неявки, с ходатайством об отложении слушания дела, либо истребовании дополнительных доказательств не обращались. На основании ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся ответчиков ФИО2, ФИО1, а также их представителя ФИО8
В судебное заседание представители третьих лиц администрации г.Пятигорска, Управления Росреестра по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом извещенные судом о времени и месте судебного заседания, назначенного по данному гражданскому делу, не явились, не известив о наличии уважительных причин неявки, с ходатайством об отложении слушания дела, либо истребовании дополнительных доказательств не обращались. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц администрации г.Пятигорска, Управления Росреестра по Ставропольскому краю.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ранее решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 02.04.20210г. за ФИО5 признано право собственности на кафе, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее в литере «А» из помещений: №1 – летняя площадка, 82,5 кв.м., №2 – кухня, площадью 22,8 кв.м., общей площадью 105,3 кв.м. и литер «Б», общей площадью 80 кв.м., расположенных на земельном участке площадью 589 кв.м. по адресу: <адрес>
При этом, согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 29.08.2019г. на день рассмотрения данного спора судом, ФИО2, ФИО1 на основании договора купли-продажи от 07.04.2017г., заключенного между ФИО6, с одной стороны, и ФИО2, ФИО1, с другой стороны, на праве общей долевой собственности – по ? доле каждому, принадлежит нежилое строение, с кадастровым номером №, площадью 118,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, о чем сделана запись регистрации от 17.04.2017г. № и №.
Указанное нежилое строение расположено на земельном участке, с кадастровым номером №, площадью 175 кв.м., по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – общественное питание, правообладателем которого является муниципальное образование г.Пятигорск, о чем сделана запись регистрации от 03.02.2017г. №.
Вместе с тем, указанный земельный участок находится в аренде у ФИО1 и ФИО2 на срок с 07.06.2017г. по 07.06.2066г. на основании договора аренды земельного участка № от 08.06.2017г.
Аналогичные сведения усматриваются из Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.12.2020г.
Прокуратурой г.Пятигорска проведена проверка соблюдения требований закона при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства, расположенных на просп.Кирова г.Пятигорска.
По результатам проведенной проверки составлен акт обследования земельных участков по просп. Кирова в г.Пятигорске от 28.11.2019г., из которого усматривается, что в границах земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «Общественное питание (код вида разрешенного использования земельный участок 4.6)» расположен объект капитального строительства – нежилое здание с вывеской «Сублимаг» с кадастровым номером №, размерами 17 метров 74 сантиметра на 7 метров 61 сантиметр, находящееся на расстоянии 10 метров 5 сантиметров от оси трамвайных путей, на расстоянии 53 сантиметров от проезжей части дороги по просп.Кирова, на расстоянии 3 метра 8 сантиметров от смежного здания с кадастровым номером №. В результате возведения вышеуказанного здания ширина бульвара по оси проспекта Кирова уменьшена до 5 метров 52 сантиметров. Расстояние от объекта до смежных деревьев составляет менее 1 метра. Объект электрифицирован.
Как видно из заявленных требований, прокурором указывает, что спорная постройка является самовольной, а потому подлежит сносу в соответствии со ст.222 ГК РФ.
В силу п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В то же время в силу п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, норма, регулирующая самовольное строительство, допускает при соблюдении определенных условий возникновение прав на постройку.
В обоснование заявленных требований, истец ссылается на то, что в нарушение требований п.4.9 СНиП 2.07.01-89 вследствие самовольного строительства вышеуказанного объекта ширина бульвара по оси проспекта Кирова уменьшена до 5 метров 52 сантиметров при предусмотренных нормативах в 18 метров.
Согласно п.4.12 СНиП 2.07.01-89 расстояние от наружных стен здания до оси деревьев должно составлять не менее 5 метров, однако в нарушение указанной нормы расстояние от спорного объекта до стволов деревьев составляет менее 1 метра.
В нарушение требований п.2 Приложения 1 «Противопожарные требования» СНиП 2.07.01-89 расстояние от стены здания объекта до края проезжей части проспекта Кирова составляет 53 сантиметров при установленных нормативах 5-8 метров.
Также, истец приводит доводы о том, что согласно Правилам землепользования и застройки г.Пятигорска, утвержденным решением Думы г.Пятигорска от 12.11.2014 №35-47 РД, земельный участок с кадастровым номером 26:33:150219:548 и возведенный в его границах объект капитального строительства расположены в территориальной зоне «Р1/1» Зона отдыха (скверы)», градостроительный регламент которой не предусматривает строительство объектов капитального строительства.
Запрет на строительство объектов капитального строительства в границах указанного земельного участка также предусмотрен Генеральным планом г.Пятигорска, утвержденным решением Думы г.Пятигорска от 28.07.2009 №68-45-РД, в связи с нахождением участка в зоне отдыха (парки, скверы, бульвары).
Кроме того, указанный земельный участок и расположенный в его границах объект входят в историко-культурный заповедный район г.Пятигорска.
При этом, спорный объект возведен в отсутствии согласования Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, без сохранения квартального принципа застройки, что значительно уменьшает установленную строительными нормами и правилами ширину бульвара по проспекту Кирова и нарушает архитектурный облик г.Пятигорска.
Кроме того, земельный участок, с кадастровым номером 26:33:150219:548, в границах которого возведен спорный объект недвижимости, расположен во второй зоне округа санитарной охраны г.Пятигорска, что нарушает п.13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 №1425, поскольку режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
Вместе с тем, при осуществлении строительства спорного объекта необходимо заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, которое застройщиком не получено, в связи с чем, указанный объект может оказывать негативное воздействие на места формирования минеральных вод, расположенные во второй зоне округа санитарной охраны г.Пятигорска, что нарушает положения ст.23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», ст.25 Закона о недрах (в редакциях, действовавших с 15.03.1995 по 12.06.2018, в том числе, в период строительства объекта).
Также истец мотивирует тем, что размещение объекта без наличия 6 метрового отступа от смежных зданий не соответствуют нормативным актам, регламентирующим требования пожарной безопасности, чем нарушены требования п.74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390.
Одновременно истцом к материалам дела в обоснование заявленных требований приобщены следующие документы.
Согласно письма Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 25.10.2019г. земельный участок, с кадастровым номером 26:33:150219:548, согласно приказа Министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003г. №42 входит в состав охранной зоны центрального историко-культурного заповедного района в границах участка №1. При этом, общими требованиями, предъявляемыми к режимам использования и содержания охранных зон памятников, являются: сохранение исторической планировки, исторической среды и ландшафта; восстановление утраченных элементов исторической планировки и застройки, консервации, реставрации, восстановление и использование зданий и сооружений исторической среды; благоустройство.
Из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.Пятигорска земельный участок, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории «Р-1/1» Зона отдыха (скверы). При этом, также представлены сведения о видах разрешенного использования, предельных размерах земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства «Р-1/1» Зона отдыха (скверы).
Также, в границах земельного участка расположены: обелиски и памятники с охранной зоной; памятники архитектуры федерального значения; памятники архитектуры регионального значения.
Земельный участок входит в охранную зону объектов регионального значения. Земельный участок входит в границы 2 зоны санитарной охраны.
Земельный участок входит в историко-культурный заповедный район.
В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст.ст. 304, 305 ГК РФ и разъяснений в п. 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как усматривается из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 21.12.2020г. правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, площадью 175 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – общественное питание, является муниципальное образование г.Пятигорск.
Вместе с тем, указанный земельный участок предоставлен на основании договора аренды № от 08.06.2017г. ФИО2 и ФИО1 на срок с 07.06.2017г. по 07.06.2066г., который зарегистрирован в установленном законом порядке и на день рассмотрения спора не расторгнут, не изменен и не признан недействительным.
При этом, судом не установлено, что собственник земельного участка требует устранения каких-либо нарушений его прав со стороны ответчиков, поскольку требований об устранении нарушений администрацией г. Пятигорска в рамках рассматриваемого дела, не заявлено.
В соответствии со ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, которые могут быть получены также из заключения экспертов.
В соответствии со ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст.55 ГПК РФ заключение эксперта одно из средств, с использованием которого устанавливаются фактические данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. В силу ст.86 ГПК РФ, разъяснений п.7 постановления Пленума ВС РФ «О судебном решении» заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным ст.67 ГПК РФ в соответствии со всеми имеющимися в деле доказательствами.
Для определения соответствия нежилого здания правоустанавливающей технической документации по делу определением Пятигорского городского суда от 12.01.2021г. назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы № от 23.04.2021г., выполненного АНО Центр судебных экспертиз «Эксперт-Профи» установлено следующее.
По первому вопросу: объемно-планировочные и технические характеристики объекта капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 118.5 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, просп. Кирова, следующие: общая площадь исследуемого строения - 118,5 кв.м.; площадь застройки - 134,5 кв.м.; архитектурная высота - 4,7 м; строительный объем - 672,5 м3; количество помещений - 6.
Объект капитального строительства с кадастровым номером № площадью 118.5 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, просп. Кирова, расположен на расстоянии: от оси трамвайных путей - 11,1 метра; от линий электропередач - 7,98 метра; от автодороги - 0,52 м.; от трамвайной линии - 10,59 м.; от ограждения трамвайных путей - 8,43; от линии подземной канализации -1,1 м.; от линии подземного водопровода - 4,1 м.
Объект капитального строительства, с кадастровым номером №, площадью 118.5 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, просп. Кирова, соответствует требованиям: приказу министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003 N 42 (ред. от 27.04.2004, с изм. от 21.02.2005) «Об утверждении временных Проектов зон охраны памятников истории и культуры и установлении временных охранных зон»; Федеральному закону от 25.06.2002г. №73-Ф3 (ред. от 29.12.2020) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
По второму вопросу: учитывая тот факт, что объект исследования, расположенный по адресу: Ставропольский край, г.Пятигорск, просп.Кирова, земельный участок с кадастровым номером №, входит в состав бульвара, и находится в границах данного бульвара, следовательно, ширина бульвара по <адрес> не уменьшилась.
Учитывая тот факт, что ширина существующего на день обследования бульвара была заложена задолго до принятия СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, следовательно, СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, к исследуемому объекту не применим.
По третьему вопросу: в объекте капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 118,5 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу<адрес> самовольно не производились перепланировка, переустройство и реконструкция помещения.
По четвертому вопросу: объект капитального строительства с кадастровым номером № площадью 118.5 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, соответствует правоустанавливающей документации.
По пятому вопросу: объект капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 118.5 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, оценивается: в соответствии с Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970г. №404 «Об утверждении «Методики определения физического износа гражданских зданий», определяется как хорошее - Повреждений и деформаций нет. Имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте, мелкие дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивного элемента; а соответствии с "СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (принят Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 153), определяется как исправное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
Объект капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 118.5 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, используется в качестве нежилого, общественного здания организации торговли.
По шестому вопросу: объект капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 118.5 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, просп. Кирова, подключен к следующим коммуникациям: центральное газоснабжение; центральное водоснабжение; центральное электроснабжение; центральное водоотведение.
По седьмому вопросу: объект капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 118.5 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, просп. Кирова, не противоречит параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах, действовавших в 2009г, а именно СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989г. №78) (ред. от 25.08.1993г.), действовавшим в 2009 году.
По восьмому вопросу: объект капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 118.5 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, просп. Кирова, соответствует требованиям Статьи 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр, Закона РФ от 21.02.1992г. №2395-1 (ред. 08.12.2020) «О недрах».
Статья 25. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых, Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 08.12.2020) "О недрах", не распространяется на строение с кадастровым номером №, площадью 118.5 кв.м., расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> так как регламентирует строительство на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов. Исследуемый объект не влияет на формирование минеральных вод Пятигорска.
По девятому вопросу: объект капитального строительства с кадастровым номером № площадью 118.5 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, просп. Кирова, соответствует требованиям правил землепользования и застройки муниципального образования г.Пятигорска, требованиям градостроительных, строительных, санитарных, санитарно-эпидемиологических, пожарных норм и правил, иным обязательным требованиям в сфере строительства, обеспечения безопасности здании и сооружений, обязательным требованиям при эксплуатации электрических и коммунальных сетей, требованиям законодательства в области охраны памятников истории и культуры, а именно: решения Думы г. Пятигорска от 12.11.2014 N 35-47 РД (ред. от 24.09.2020 с изм. от 11.12.2020) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Пятигорска»; СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности; СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям; СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах»; СП 15.13330.2012. Свод правил. Каменные и армокаменные конструкции. Актуализированная редакция СНиП Н-22-81*; СП 17.13330.2017 Кровли. Актуализированная редакция СНиП Н-26-76. СП 23-101-2004 Проектирование тепловой защиты зданий; СП 28.13330.2017. Свод правил. Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85; СП 29.13330.2011. Свод правил. Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88 (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 785); СП 30.13330.2016. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85* (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 951/пр); СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр); СП 50-101-2004/ Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений. СНИП 3 02 01-87; СП 50.13330.2012 Тепловая защита зданий; СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*; СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87; СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009; СП 131.13330.2012 Строительная климатология; СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, Приложение 1* Обязательное, Противопожарные требования; ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия; ГОСТ 9573 Плиты минераловатные; ГОСТ 6266-97. Межгосударственный стандарт. Листы гипсокартонные. Технические условия; ГОСТ Р 58324-2018 Потолки подвесные. Общие технические условия. ГОСТ 21519-2003 Блоки оконные из алюминиевых сплавов. Технические условия; ГОСТ 23747-2015 Блоки дверные из алюминиевых сплавов; ГОСТ 475-2016 Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия; ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами; ВСН 27-95. Инструкция по технологии монтажа и отделке сборных гипсокартонных перегородок на металлическом каркасе поэлементной сборки (утв. Научно-техническим управлением Департамента строительства 05.10.1995); Федеральный законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; «Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», Л. 1991; ст. 32, ст. 54, Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Приказ МЧС России от 12.03.2020 N 151 "Об утверждении свода правил СП 2.13130 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" (вместе с "СП 2.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", раздел 6.7. Общественные здания; Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 20.09.2019) "О противопожарном режиме", пункт 74; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы..."); Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 182 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении свода правил "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" (вместе с "СП 12.13130.2009..."); "Правила устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2" (утв. Минтопэнерго России 06.10.1999) (ред. от 20.12.2017); "Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003).
По десятому вопросу: объект капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 118.5 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не создает угрозу жизни и здоровья граждан.
По одиннадцатому вопросу: учитывая тот факт, что объект капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 118.5 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером <адрес> по адресу: <адрес>, соответствует требованиям правил землепользования и застройки муниципального образования г.Пятигорска, требованиям градостроительных, строительных, санитарных, санитарно- эпидемиологических, пожарных норм и правил, иным обязательным требованиям в сфере строительства, обеспечения безопасности здании и сооружений, обязательным требованиям при эксплуатации электрических и коммунальных сетей, требованиям законодательства в области охраны памятников истории и культуры и не создает объект угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно, необходимости в сносе спорного объекта нет.
По двенадцатому вопросу: земельный участок, с кадастровым номером № площадью 175 кв.м., расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск. просп. Кирова, соответствует установленному виду разрешенного использования и соответствует требованиям Решения Думы г. Пятигорска от 12.11.2014г. №35-47 РД (ред. от 24.09.2020г. с изм. от 11.12.2020г.) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Пятигорска».
При оценке заключения экспертов суд учитывает то обстоятельство, что экспертами приняты во внимание все материалы, представленные на экспертизу, им дан соответствующий анализ, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, и сделанные в результате его выводы. Экспертиза проведена в соответствии с требованиями закона, выводы экспертов представляются ясными и понятными, научно обоснованными, документ составлен специалистами, квалификация которых сомнений не вызывает, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ. Также, суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами, и считает заключение эксперта научно обоснованным и мотивированным, основанным на достоверных достаточных материалах, представленных на исследование, и с учетом квалификации и компетентности экспертов, считает заключение экспертов допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим те обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования.
С учетом изложенного суд признает данное экспертное заключение допустимым доказательством по делу и полагает возможным положить его в основу решения суда.
Таким образом, с учетом результатов судебной строительно-технической экспертизы, суд приходит к выводу о том, что спорное строение соответствует требованиям приказа министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003г. №42 (ред. от 27.04.2004г., с изм. от 21.02.2005г.) «Об утверждении временных Проектов зон охраны памятников истории и культуры и установлении временных охранных зон» и Федеральному закону от 25.06.2002г. №73-Ф3 (ред. от 29.12.2020г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
При этом, в объекте капитального строительства с кадастровым номером № площадью 118.5 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: СК, г.Пятигорск, просп.Кирова самовольно не производились перепланировка, переустройство и реконструкция помещения и соответствует правоустанавливающей документации, оценивается как исправное состояние – категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
Также, объект капитального строительства не противоречит параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах, действовавших в 2009г, а именно СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989г. №78) (ред. от 25.08.1993г.), действовавшим в 2009 году, соответствует требованиям Статьи 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр, Закона РФ от 21.02.1992г. №2395-1 (ред. 08.12.2020г.) «О недрах».
Кроме того, объект нежилого строения соответствует требованиям правил землепользования и застройки муниципального образования г. Пятигорска, требованиям градостроительных, строительных, санитарных, санитарно-эпидемиологических, пожарных норм и правил, иным обязательным требованиям в сфере строительства, обеспечения безопасности здании и сооружений, обязательным требованиям при эксплуатации электрических и коммунальных сетей, требованиям законодательства в области охраны памятников истории и культуры и не создает объект угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно, необходимости в сносе спорного объекта нет.
Земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 175 кв.м., на котором расположен спорный объект капитального строительства, расположенный по адресу: СК, г.Пятигорск. просп.Кирова, также соответствует установленному виду разрешенного использования и соответствует требованиям Решения Думы г. Пятигорска от 12.11.2014г. №35-47 РД (ред. от 24.09.2020г. с изм. от 11.12.2020г.) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Пятигорска».
Принимая во внимание изложенные выводы эксперта, суд находит, что доводы прокурора об уменьшении ширины бульвара в результате возведения спорного строения, о нарушении расстояния от наружных стен здания до оси деревьев не служат безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований о сносе спорного строения ввиду того, что нежилое здание не угрожает жизни и здоровью граждан, соответствует строительным, градостроительным, экологическим, противопожарным, санитарным и эпидемиологическим нормам и правилам, ст.23 Закона «О недрах», не оказывает негативное воздействие на формирование минеральных вод. Истцом не представлены доказательства залегания полезных ископаемых под спорным объектом, а также доказательства негативного воздействия спорного объекта на места формирования минеральных вод. Кроме того, суд принимает во внимание вывод эксперта о том, что снос объекта без причинения ущерба соседним строениям, земельным участкам, деревьям невозможен.
В п.26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Как разъяснено в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014г., наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений. Существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается судами на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела. К существенным нарушениям строительных норм и правил, как указано в Обзоре, могут быть отнесены такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст.7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.85 ЗК РФ), правил землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющих вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.
Как предусмотрено ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу требований п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лица. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В п.7 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса РФ.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Думы г.Пятигорска от 12.11.2014г. №35-47 РД утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска Ставропольского края.
Земельный участок, на котором расположено спорное строение, отнесен и расположен в зоне Р-1\1 «Зона отдыха Скверы», вид разрешенного использования – общественное питание.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования г.Пятигорска Ставропольского края условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне Р-1\1 «Зона отдыха Скверы» - общественное питание – размещение некапитальных объектов кафе, закусочных, баров.
Использование нежилого здания ответчиков с целевым назначением, с которым выделен сам земельный участок, не противоречит требованиям указанных Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Пятигорска, действовавшим на момент постановки земельного участка на кадастровый учет.
Кроме того, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований полагать, что расположение спорного объекта противоречит Приказу министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003г. №42 «Об утверждении временных Проектов зон охраны памятников истории и культуры и установлении временных охранных зон», Федеральному закону от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ отсутствует информация об объектах культурного наследия, расположенных в районе спорного строения.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из общеправового принципа справедливости защита вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (ст. 17 ч. 3, ст. 19 ч. 1 и 2, ст. 55 ч. 1 и 3 Конституции РФ).
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014г., следует, что к существенным нарушениям строительных норм и правил, суды относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения ст.10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
Вместе с тем, в Обзоре имеется ссылка на вывод Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ о том, что сами по себе отдельные нарушения, которые могут быть допущены при предоставлении земельного участка для строительства и при возведении постройки, в том числе градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица, осуществившего ее, нарушений, указанных в ст. 222 ГК РФ.
Также, из Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014г.) следует, что по смыслу ст.222 ГК РФ содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина лица в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в п.1 ст.222 ГК РФ. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п.3 ст.76 ЗК РФ, согласно которому снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 03.07.2007г. №595-О-П, содержащаяся в абз.2 п.2 ст.222 ГК РФ норма, являясь санкцией за совершенное правонарушение, не исключает установление вины лица, осуществившего самовольную постройку, и допускает возложение на него бремени сноса постройки при наличии такой вины.
Истцом не представлено доказательств вины лица в осуществлении оспариваемой самовольной постройки, наличия хотя бы одного из условий, перечисленных в п.1 ст.222 ГК РФ, в т.ч. нарушений градостроительных и строительных норм и правил, какие конкретно негативные последствия наступили для истца не указано, факт создания угрозы жизни и здоровью граждан также не подтвержден.
В условиях состязательности судебного процесса и равноправия сторон, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, надлежащих доказательств в обоснование заявленных исковых требований стороной истца в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд считает, что истец в условиях состязательности процесса не представил доказательств того чтобы признать объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, самовольной постройкой и его сносе, а равно, как и признать отсутствующим право ФИО2, ФИО1 в отношении указанного объекта капитального строительства.
Также не подлежат удовлетворению и требования прокурора о признании отсутствующим права собственности ответчиков на спорный объект капитального строительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
По смыслу п.52 Постановления Пленума №10/22 правом на иск о признании права собственности отсутствующим обладает только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Возможность обращения с требованием о признании зарегистрированного права на недвижимое имущество отсутствующим может быть реализована в том случае, если истец фактически владеет недвижимым имуществом, зарегистрированное право ответчика на которое он просит признать отсутствующим. В таких случаях, когда нарушением прав истца является сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на недвижимое имущество, право истца восстанавливается исключением из ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности ответчика.
Заявленный иск о признании отсутствующим зарегистрированного права ответчиков в отношении объекта недвижимого имущества относится к искам о правах на недвижимое имущество. При этом, обязательным основанием иска о признании права отсутствующим является отсутствие у другого лица (ответчика) титула (основания) возникновения данного права на конкретный объект и наличие такового у истца.
Поскольку истец владеющим собственником не является, удовлетворение заявленного в настоящем иске требования лица, не способно повлечь реальное восстановление его нарушенных прав.
Таким образом, оснований для признания отсутствующим права собственности ответчиков на спорный объект не имеется, в связи с чем, исковые требования в данной части удовлетворению также не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования иска, производные от данного требования о возложении обязанности запрета поставки коммунальных ресурсов, взыскании судебной неустойки удовлетворению также не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г.Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования – г.Пятигорска в лице администрации г.Пятигорска к ФИО2, ФИО1 о:
- признании объекта капитального строительства с кадастровым номером №, размерами 17 метров 74 сантиметров на 7 метров 61 сантиметр, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № – самовольной постройкой;
- признании отсутствующим право ФИО2, ФИО1 в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером №, а также земельного участка с кадастровым номером №
- возложении на ФИО2, ФИО1 обязанностей в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную салу выполнить снос самовольной постройки – объекта капитального строительства с кадастровым номером №, размерами 17 метров 74 сантиметров на 7 метров 61 сантиметр, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером №
- возложении на ФИО2, ФИО1 обязанностей в течение 30 дней после сноса объекта капитального строительства с кадастровым номером № выполнить благоустройство территории, занимаемой самовольной постройкой, путем уборки территории от строительного мусора и обустройства тротуара;
- предоставлении администрации г.Пятигорска права выполнить снос самовольной постройки и благоустройство расположенной под строением территории за счет бюджетных средств с правом их последующего взыскания с ответчиков;
- запрете ФИО2, ФИО1 и иным лицам эксплуатацию здания самовольной постройки – объекта капитального строительства с кадастровым номером №;
- запрете поставки коммунальных ресурсов в здание самовольной постройки – объект капитального строительства с кадастровым номером №
- возложении на ФИО2, ФИО1 обязанности внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней просрочки 200 000 рублей, исходя из расчета 40 000 рублей в день, за вторые 5 дней просрочки 250 000 рублей, исходя из расчета 50 000 рублей в день, и так далее, то есть с увеличением каждые 5 календарных дней стоимости одного календарного дня просрочки на 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.
Судья А.С. Беликов