Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3409/2022 ~ М-3039/2022 от 12.08.2022

Дело № 2-3409/2022

УИД 21RS0023-01-2022-004828-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2022 года                                                                 г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары под председательством судьи Шопиной Е. В., при секретаре судебного заседания Димитриеве А. В., с участием прокурора Афанасьевой Е. Г., истца Мазура А. Б., его представителя Мазура А. А., представителя ответчика МВД по Чувашской Республике Матвеевой Н. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Мазура ФИО9 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании отказа в назначении пенсии незаконным, восстановлении права на получение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию с 1 января 2022 года

установил:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары, уточнив в ходе производства по делу исковые требования, окончательно обратился в суд с исковым заявлением в интересах Мазура ФИО10 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании отказа в назначении пенсии незаконным, восстановлении права на получение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию с дата. Исковые требования мотивированы следующим.

Мазур А. Б. ранее являлся гражданином Украины, дата приобрел гражданство Российской Федерации, с дата зарегистрирован по месту жительства на территории Чувашской Республики.

В период проживания в Украине истец являлся пенсионером МВД Украины и получал пенсию за выслугу лет, выплата которой производилась через Пенсионный фонд Украины. Затем, после приобретения гражданства Донецкой Народной Республики истец получал пенсию через Пенсионный фонд Донецкой народной Республики.

дата истец обратился в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по ЧР по вопросу назначения пенсии по линии МВД РФ. В целях истребования пенсионного дела из ОПО ЦФО МВД по ЧР через Управление министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике в ПФР Донецкой Народной Республики был направлен запрос на предмет истребования пенсионного дела, откуда поступило пенсионное дело и информация от дата о прекращении выплаты истцу пенсии с дата. Письмом главного управления Пенсионного фонда Украины в Донецкой области от дата МВД по Чувашской Республике сообщено о том, что аттестат о прекращении выплаты истцу пенсии будет направлен при наличии в запросе информации о поступлении пенсионного дела. В связи с проведением специальной военной операции взаимодействие с Пенсионным фондом ДНР и Украины через МИД РФ прекращено; прием почтовых отправлений на Украину через ФГУП «Почта России» приостановлен. В связи с отсутствием справки-аттестата ответчик отказал в назначении и выплате истцу пенсии по выслуге лет.

Прокурор полагает, что поскольку МВД по ЧР располагает сведениями о прекращении выплаты истцу пенсии по прежнему месту жительства, отказ ответчика в назначении истцу пенсии по выслуге лет незаконным. Поскольку имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с нормами Соглашения стран СНГ от дата «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников СНГ», прокурор просил признать и восстановить право Мазур А. Б. на получении пенсии по выслуге лет, признать неправомерным отказ в назначении истцу пенсии по выслуге лет, признать неправомерным требование опредставлении справки-аттестата о прекращении выплаты пенсии из органов пенсионного обеспечения Украины, возложить на ответчика обязанности принять решение о назначении пенсии за выслугу лет и начать выплаты; взыскать с МВД по ЧР недополученную пенсию с дата по день исполнения решения суда.

В ходе производства по делу истец требования уточнил, заявил требования о признании отказа в назначении пенсии незаконным, восстановлении права на получение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию с дата.Остальные ранее заявленные требования просил не рассматривать.

Истец просил суд возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию по выслуге лет с дата, обязать ответчика выплатить задолженность по пенсии с дата с перерасчетом в соответствии с действующей индексацией.

В судебном заседании прокурор Афанасьева Е. Г., истец Мазур А. Б. требования с учетом уточнения поддержали по изложенным в исковых заявлениях основаниям, указав, что ранее заявленные в первоначальном исковом заявлении требования о взыскании невыплаченной пенсии истец не поддерживает и просит их не рассматривать.

Представитель ответчика Матвеева Н. Н. исковые требования не признала, указав на невозможность назначения истцу пенсии в связи с отсутствием справки-аттестата о прекращении выплаты пенсии из органов пенсионного обеспечения Украины.

Третье лицо Управление Министерства юстиции Российской Федерации в Чувашской Республике явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно ст. 4 Закона РФ от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащихсверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Вопросы сотрудничества стран СНГ в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей, предусмотрены Соглашением стран СНГ от дата "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", которое ратифицировано как Россией, так и Украиной.

Ст. 1 указанного документа гласит, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Назначение пенсий и выплата пособий семьям, потерявшим кормильца, производится Стороной, в органах внутренних дел которой сотрудник проходил службу на момент гибели (смерти) или на территории которой проживал пенсионер.

Согласно ст. 2 Соглашения, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.

Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.

Документом, подтверждающим прекращение выплаты пенсии гражданам на территории государств - участников Содружества Независимых государств является аттестат о прекращении выплаты пенсии, выданный Пенсионным фондом государства - участника. Соответственно, при отсутствии в пенсионном деле указанного аттестата правовых оснований для назначения пенсии по линии МВД России гражданам, прибывшим из государства- участника Соглашения, не имеется.

Согласно статье 52 Закона о пенсионном обеспечении заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней (ч. 2 ст. 53 Закона о пенсионном обеспечении).

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (ст. 54 Закона о пенсионном обеспечении).

Из приведенных норм и правил Соглашения следует, что обязанность пенсионного органа произвести начисление пенсии обусловлена не только возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает возможность назначения пенсии, но и с фактом подачи соответствующего заявления и представления документов, подтверждающих обстоятельства, на которых заявитель основывает требование о пенсии.

Из изложенного следует, что при перемене пенсионером органов внутренних дел какого-либо государства СНГ места жительства назначение и выплата ему пенсии производится в соответствии с нормами законодательства страны его последующего проживания, с учетом фактических обстоятельств, имевших место в предыдущий период и на основании подтверждающих эти обстоятельства документов.

Как видно из материалов дела, в частности, копии паспорта гражданина Украины истец являлся гражданином Республики Украина. На территории указанной страны он проходил службу в органах внутренних дел, имел специальное звание ФИО11, последняя занимаемая должность – ------, вышел в отставкупо возрасту дата, выслуга лет в календарном исчислении составила ------, дата истец представлен к назначению пенсии ГУ МВД Украины в Донецкой области, пенсия по выслуге лет назначена с дата пожизненно, истцу выдано пенсионное удостоверение.

Согласно аттестату о снятии с учета в связи с переездом на постоянное место жительства за границу, выданному Пенсионным фондом ДНР, выплата истцу пенсии за выслугу лет в сумме 7982,49 руб. произведена с дата по дата, выплата пенсии прекращена с дата.

В сопроводительном письме пенсионного фонда ДНР об отправке пенсионного дела истца указано, что пенсия на территории ДНР выплачена истцу за период с дата по дата, выплата прекращена с дата. За аттестатом о прекращении выплаты пенсии пенсионным фондом Украины следует обратиться по адресу: адрес или в главное управление Пенсионного фонда Украины в Донецкой области по адресу: адрес.

дата истец приобрел гражданство Российской Федерации, с дата зарегистрирован по месту жительства на территории Чувашской Республики.

дата истец подал в ОПО ЦФО МВД по ЧР заявление о назначении ему пенсии за выслугу лет, однако в назначении пенсии было отказано по основанию наличия в документах истца противоречий относительно даты прекращения выплаты пенсии и отсутствия аттестата о прекращении выплаты истцу пенсии.

Не согласившись с отказом, истец обратился с заявлением в прокуратуру Ленинского района г. Чебоксары, по результатам проверки прокурором составлено настоящее исковое заявление.

Согласно ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, (заключена в адрес дата, вступила в силу дата, ратифицирована в том числе Россией и Украиной), договаривающиеся стороны обязуются пересылать друг другу по запросу без перевода и бесплатно документы о регистрации актов гражданского состояния непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния Договаривающихся Сторон с уведомлением граждан о пересылке документов.

Договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу по запросу без перевода и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных, имущественных или неимущественных прав и интересов граждан запрашиваемой договаривающейся стороны и иных лиц, проживающих на ее территории.

Между тем, запросы относительно аттестата о прекращении выплаты истцу пенсии истца, направленные через органы внутренних дел РФ, МЮ РФ, МИД РФ в нарушение указанных норм, оставались без ответа управлением Пенсионного фонда Украины, подразделение которого находятся в г. Славянск, на временно оккупированной территории ДНР.

В соответствии с п. 28 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от дата -----, установлено, что при возобновлении выплаты пенсий по пенсионным делам граждан, прибывших на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из государств-участников Содружества независимых государств, составляет новое заключение о назначении пенсии. При этом обязанность по предоставлению в пенсионный орган документов, необходимых для назначения пенсии, возлагается на этих граждан.

В соответствии с п. 13 Инструкции пенсионное дело формируется из следующих документов: заявления о назначении пенсии, расчета выслуги лет, денежного аттестата, выписки из приказа об увольнении, и других документов, на основании которых согласно пункту 15 Инструкции пенсионным органом составляется заключение о назначении пенсии.

Таким образом, отказ в назначении истцу пенсии полностью соответствует требованиям Соглашения, Инструкции и является законным, поэтому требования прокурора в этой части не подлежат удовлетворению.

Оценивая требование прокурора о признании за истцом права на назначение пенсии, суд приходит к следующему.

Факт назначения Мазуру А. Б. пенсии по выслуге лет на территории Украины полностью находит свое подтверждение материалами пенсионного дела истца, как и факт последней выплаты ему пенсии дата и прекращении выплаты пенсии с дата. Данный факт следует из материалов пенсионного дела истца и подтвержден в ходе рассмотрения дела истцом в его пояснениях.

Что касается аттестата о прекращении выплаты истцу пенсии, его получение является невозможным, поскольку пенсионный орган, где находится указанный документ находится на территории республики Украина на подконтрольной ВСУ территории, в зоне специальной военной операции.

Факт прекращения выплаты Мазуру А. Б. пенсии с дата подтвержден данными аттестата о снятии с учета в связи с переездом на постоянное место жительства за границу, выданной истцу Пенсионным фондом Донецкой Народной Республики.

ДНР на дату выдачи справки являлась непризнанной республикой, однако её органы, в том числе и пенсионные, являлись единственными на территории г. Донецк, а юрисдикция официальных властей Украины не распространялась на г. Донецк и часть бывшей Донецкой области Республики Украина. Поэтому суд считает возможным принять в качестве доказательства, отвечающего критериям допустимости в соответствии с положениями ст. 60 ГПК РФ названную справку и оценить её в совокупности с другими доказательствами.Поскольку пенсионное дело истца находилось в г. Донецк, выплата пенсии не могла осуществляться властями Украины.

Следовательно, ввиду наличия оригинала пенсионного дела истца и точных сведений о дате прекращения Мазуру А. Б. выплаты пенсии за ним следует признать право на назначении пенсии за выслугу лет в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, в том числе и по причине присоединения ДНР к Российской Федерации.

Таким образом, суд на основании анализа совокупности названных доказательств приходит к выводу о том, что выплата истцу пенсии прекращена с дата.

Указанное обстоятельство влечет обязанность ответчика назначить истцу пенсию по выслуге лет на территории Российской Федерации.

Рассматривая требование прокурора о возложении на ответчика обязанности назначить истцу пенсию с дата в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд приходит к выводу о его обоснованности.

Учитывая, что истец зарегистрирован на территории Российской Федерации по месту жительства с дата, выплата ему пенсии прекращена с дата, и поскольку ст. 2 Соглашения стран СНГ от дата "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" связывает обязательства страны – участника Соглашения по назначению пенсии в связи с переменой места жительства пенсионером, назначение пенсии за выслугу лет должно быть произведеноМазуруА. Б. с дата.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Мазура ФИО12 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании отказа в назначении пенсии незаконным, восстановлении права на получение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию с дата удовлетворить частично.

Признать за Мазуром ФИО13, дата года рождения, уроженцем адрес право на получение пенсии за выслугу лет с дата.

Обязать Министерство внутренних дел по Чувашской Республике назначить Мазуру ------, дата года рождения, уроженцу г. ------ пенсию за выслугу лет с дата.

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Мазура ФИО14 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании отказа в назначении пенсии незаконнымотказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Председательствующий судья                                                            Шопина Е. В.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 октября 2022 года.

2-3409/2022 ~ М-3039/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мазур Анатолий Борисович
заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики, действующий в интересах Мазур Анатолия Борисовича
Ответчики
МВД по Чувашской Республике
Другие
Управление Минюста России по Чувашской Республике
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Шопина Елена Владимировна
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
12.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2022Передача материалов судье
16.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее