К делу №2-3985/2023
УИД 61RS0022-01-2023-003805-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2023 года г.Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Курасовой Е.А.
при секретаре Зубец О.Р.,
с участием истца Мартовицкого М.Г., представителя ответчика УСЗН г.Таганрога Дубовского С.С., действующего на основании доверенности № от <дата>, представителя ответчика ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» Титовой О.М., действующей на основании доверенности № от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартовицкого М.Г. к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», Управлению социальной защиты населения г.Таганрога о признании действий (бездействий) незаконными, обязании произвести определенные действия, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мартовицкий М.Г. обратился с иском в суд к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», Управлению социальной защиты населения г.Таганрога о признании действий (бездействий) незаконными, обязании произвести определенные действия, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Мартовицкому М.Г., как <данные изъяты>, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг, рассчитанных исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. Согласно п.п.10,12 Приложение №1 к Постановлению Правительства Ростовской области № от <дата> расчет размера компенсации на ЖКУ осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области.
Истец указывает, что при расчётах ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» регулярно использует данные, не соответствующие переданным потребителем показаниям прибора учёта электроэнергии, нарушая п.п. «ж» п. 31 Правил, о чём свидетельствуют решения мирового суда о перерасчёте по лицевому счёту № по делам №№ 2-12-1091/2016, 2-12-8/2017, 2-9-1456/2019, 2-9-1459/2019, 2-9-2120/2019, 2-9-2790/2021, 2-9-7/20222-7/2022. Такого рода незаконные действия ПАО по начислению платы противоречат ст. 544 ГК РФ, где говорится о том, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Так, в <дата> истцом потреблено 200 кВт*ч. В соответствии с требованиями п.п.«ж» п. 31 Правил 25.02.2023 года переданы и оплачены (доплата произведена <дата>) показания прибора учёта пределах социальной нормы <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> кВт*ч умноженные на <данные изъяты> рубля), сверх социальной нормы -<данные изъяты> рубль (<данные изъяты> кВт*ч умноженные на <данные изъяты> рублей) на общую сумму <данные изъяты> рублей. Доплата производилась в связи с неверно изначально указанной социальной нормой потребления <данные изъяты> кВт*ч, а не <данные изъяты> кВт*ч. В полученной квитанции за <дата> указана детализация расчёта стоимости потреблённой по данным ПАО электрической энергии в <дата> в размере 100 кВт*ч, оплаченная по тарифу в пределах социальной нормы в размере <данные изъяты> рубль. Поданная <данные изъяты> претензия о перерасчёте в нарушение Правил рассмотрена и удовлетворена ПАО только <дата>. При этом в ответе на претензию ответчик указывает, что истец должен учитывать доставку квитанций АО «Почта России» в течении 5 дней и срок, предусмотренный для перечисления денежных средств от принимающих организаций в ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», который составляет от 2-х до 3-х рабочих дней, а в остальном якобы ПАО строго соблюдает требования Постановлением Правительства РФ от <дата> №. Согласно данных, указанных в самих квитанциях, их печать происходит с 26 числа каждого месяца. Доставляются они в первой декаде следующего месяца и служат платёжным документом именно для следующего месяца. Что касается срока, предусмотренного для перечисления денежных средств, никто не обязывает ПАО печатать квитанции более, чем за месяц до их обязательной доставки потребителю. Истец подал обращение в УСЗН г. Таганрога с просьбой сообщить какое количество потреблённых в <дата> квт/ч и в какой денежной сумме ПАО "ТНС энерго" передало в УСЗН по лицевому счёту № для расчёта положенной истцу компенсации и каков размер начисленной компенсации за услуги ПАО "ТНС энерго". Согласно ответа администрации г. Таганрога, по информации поставщика услуг ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», поступившей в УСЗН г. Таганрога <дата>, начисленная сумма оплаты по услуге «электроэнергия» за <дата> составила <данные изъяты> рублей, то есть более чем в два раза меньше фактической. Сумма компенсация в размере <данные изъяты> рублей выплачена в <дата> на истца лицевой счет в ПАО Сбербанк. Количество потреблённой электроэнергии по лицевому счёту №, к сожалению, в ответе не указано, но сумма в <данные изъяты> рубль соответствует начислениям ПАО до перерасчёта по полученной претензии. То есть выплата компенсации, исходя из фактических данных потребления в размере <данные изъяты> рублей, не произведена, а должна составить <данные изъяты> То есть размер недоплаченной УСЗН компенсации составил <данные изъяты> рублей. Вышеперечисленное говорит о незаконных действиях (бездействии) ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», нарушивших права потребителя и выразившихся в нарушении п.п. «ж» п. 31 Правил, где говорится об обязанности исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета; п.п. «и» и «к» п. 31 Правил, где говорится об обязанности исполнителя принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; п. 10 Приложения N9 1 к постановлению Правительства Ростовской области № от <дата>, где говорится об обязанности ПАО передавать сведения о платежах граждан по оплате коммунальной услуги «электроснабжение» в органы социальной защиты, для ежемесячного расчета сумм компенсации за жилищно-коммунальные услуги.
На основании изложенного истец просит суд признать нарушающими п.п. «ж» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и противоправными действия (бездействие) ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», выразившиеся в непринятии показаний индивидуального прибора учета переданных Мартовицким М.Г. по услуге «электроэнергия» за <дата> по лицевому счёту № до подачи претензии о перерасчёте от <дата>. Признать нарушающими п.п. «к» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и противоправными действия (бездействие) ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», выразившиеся в несоблюдении сроков рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий при рассмотрении претензии Мартовицкого М.Г. о перерасчёте от <дата>. Признать противоправными на дату обращения в суд действия (бездействие) ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», выразившихся в передаче <дата> в УСЗН г.Таганрога неверных сведений о потреблении коммунального ресурса по услуге «электроэнергия» за <дата> по лицевому счёту №. Взыскать с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в пользу Мартовицкого М.Г. компенсацию причинённого морального вреда в размере 10000 рублей. Обязать УСЗН г. Таганрога произвести доплату в размере 307,7 рублей к компенсации расходов по оплате коммунальной услуги по электроснабжению, начисленной Мартоцкому М.Г. <дата>.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, в которых просил суд признать нарушающими п.п. «ж» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и противоправными действия (бездействие) ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», выразившиеся в непринятии показаний индивидуального прибора учета переданных Мартовицким М.Г. по услуге «электроэнергия» за <дата> по лицевому счёту № до подачи претензии о перерасчёте от <дата>. Признать нарушающими п.п. «к» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от <дата> № и противоправными действия (бездействие) ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», выразившиеся в несоблюдении сроков рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий при рассмотрении претензии Мартовицкого М.Г. о перерасчёте от <дата>. Признать противоправными на дату обращения в суд действия (бездействие) ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», выразившихся в передаче <дата> в УСЗН г.Таганрога неверных сведений о потреблении коммунального ресурса по услуге «электроэнергия» за <дата> по лицевому счёту №. Взыскать с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в пользу Мартовицкого М.Г. компенсацию причинённого морального вреда в размере 10000 рублей. Обязать УСЗН г. Таганрога произвести доплату в размере 116,9 рублей к компенсации расходов по оплате коммунальной услуги по электроснабжению, начисленной Мартоцкому М.Г. за <дата>. Обязать ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» передать фактическую оплату потребленной электроэнергии (начисления) в <дата> по лицевому счету № в УСЗН г.Таганрога.
В судебном заседании истец Мартовицкий М.Г. измененные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика УСЗН г.Таганрога – Дубовской С.С., действующий на основании доверенности исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать. Суду пояснил, что Мартовицкий М.Г. состоит на учете в базе данных Управления социальной защиты населения г. Таганрога по категории <данные изъяты> В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам, в том числе и инвалидам, утверждено постановлением Правительства Ростовской области от <дата> №.
Согласно п. 10 Порядка расчет размера компенсации на ЖКУ осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области каждому получателю за одно жилое помещение индивидуально с учетом объема мер социальной поддержки, установленного законодательными актами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, и сведений, полученных от организаций, осуществляющих расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании заключенных соглашений о взаимодействии с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Назначение компенсации на ЖКУ в части компенсации расходов по оплате коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется согласно установленным нормативам потребления с учетом количества жилых комнат на основании технического паспорта на данное жилое помещение.
В Ростовской области указанное соглашение о взаимодействии было заключено между Министерством труда и социального развития Ростовской области и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону». Данное соглашение действует для всех органов социальной защиты населения Ростовской области.
Согласно п. № Соглашения его предметом является предоставление территориальными подразделениями Предприятия в адреса органов социальной защиты населения ежемесячной информации о начисленных суммах к оплате за потребленную электрическую энергию за месяц, предшествующий дате формирования файла.
Согласно п. № Соглашения органы социальной защиты населения ежемесячно в срок до 17 числа текущего месяца передают территориальным подразделениям Предприятия списки получателей компенсации в электронном виде по установленный форме.
Согласно п. № Порядка органы социальной защиты с учетом сведений, поступивших от организаций, осуществляющих расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, производят расчет ежемесячно в срок не позднее 25 числа сумм компенсации на ЖКУ, в течение трех дней формируют выплатные ведомости (списки) и передают их в кредитные организации (банки) и почтовые организации.
Таким образом, УСЗН г. Таганрога в текущем месяце осуществляет расчет компенсации на ЖКУ за следующий месяц на основании поступивших от организаций ЖКХ сведений о фактических начислениях за предыдущий месяц. Так, расчет компенсации по оплате ЖКУ за <дата> производился УСЗН г. Таганрога в <дата> по сведениям, переданным от организаций ЖКХ, о начислениях за <дата>.
<дата> из ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в УСЗН г. Таганрога поступила информация о начислениях Мартовицкому М.Г. по услуге «электроснабжение» за <дата> в размере <данные изъяты> руб., поэтому размер компенсации, за <дата> составил <данные изъяты> руб. (50 % от этой суммы).
<дата> из ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в УСЗН г. Таганрога поступила информация о начислениях Мартовицкому М.Г. по услуге «электроснабжение» за <дата> в размере <данные изъяты> руб. Размер компенсации Мартовицкого М.Г. (с учетом ограничения по нормативу потребления) составил <данные изъяты> руб. (При этом, норматив потребления по коммунальной услуги «Электроснабжение», применительно к Мартовицкому М.Г., составляет <данные изъяты> кВт-ч.
При этом, если ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» представит в УСЗН г. Таганрога информацию о том, что истцу за <дата> расчет платы произведен неверно, и представит новые начисления Мартовицкого М.Г. за <дата>, то УСЗН г. Таганрога самостоятельно пересчитает истцу компенсацию за <дата>. И для этого не нужно в судебном порядке обязывать УСЗН производить данный перерасчет. Т.е. в данном деле, если будут удовлетворены первые три требования, заявленные к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», то пятое требование, заявленное к УСЗН г. Таганрога, не требуется, так как в данном случае ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» во исполнение решения суда произведет необходимые перерасчеты начислений и передаст соответствующую информацию в УСЗН, а УСЗН самостоятельно (без решения суда) произведет перерасчет компенсации за указанные месяцы.
Обратил внимание суда на то, что решение Таганрогского городского суда от 17.07.2023 г. по делу № 2-2733/2023, где истец заявлял исковые требования к УСЗН г. Таганрога о перерасчете компенсации за три года, а ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» было привлечено третьим лицом, при этом истец настаивал на рассмотрении его иска именно к УСЗН и отказался заменять ответчика на ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону». В данном решении (стр.20-21) суд пришел к выводу, что расчет компенсации, производимый УСЗН г. Таганрога, является верным, а учитывая, что требования истца к УСЗН г. Таганрога о перерасчете компенсации вытекают из, как он полагает, неправильных начислений платежей за «электроэнергию», производимых ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», то суд в данном решении пришел к выводу, что УСЗН г. Таганрога является ненадлежащим ответчиком.
Кроме того, сумма доплаты <данные изъяты> руб., которую, по мнению истца, УСЗН г. Таганрога обязано ему доплатить, является неправильной, так как при ее расчете истец не учел, что компенсация по оплате за неучтенные в <данные изъяты> квт-ч истцу частично (по причине ограничения нормативом) была выплачена в <данные изъяты>. Т.е. в <дата> истцу, в связи с учетом лишних <данные изъяты> квт-ч, была переплачена сумма компенсации, которая должна быть вычтена из указанных <данные изъяты> руб.
Из всего вышеизложенного следует, что все действия УСЗН г. Таганрога по назначению и выплате Мартовицкому М.Г. компенсации являются законными и обоснованными, а требование истца об обязании УСЗН г. Таганрога произвести перерасчет компенсации вообще не требуется. Для восстановления прав истца достаточно требований, заявленных к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону».
В судебном заседании представитель ответчика ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» Титова О.М. исковые требования не признала, просила в иске отказать в полном объеме, поддержала доводы письменного отзыва. Суду пояснила, что форму и содержание квитанции утверждает ГИС ЖКХ. Квитанция за <дата>. содержит дату последней оплаты - <дата> За <дата> начислено – <данные изъяты> рубль. Показания передаются до 25 числа. Квитанции формируются на 31 число. Оплата должна осуществляться до 10 числа, следующего за расчетным. Они приняли показания на день позже, 26 февраля. Показания принимаются автоматически. Поэтому законодатель и предусмотрел п.61, на основании которого они вправе производить перерасчет. Они приняли показания 26 числа. Прибор учета установлен на границе. В марте в квитанции они сделали перерасчет, доначислили <данные изъяты> кВт. Ими был выставлен счет. <дата> от Мартовицкого поступила претензия, на которую они ответили <дата>. Пп. к п.31 Правил к претензии истца не имеет никакого отношения. К качеству услуг относятся перепады напряжения, сгоревшая техника. Подпункт "б" пункта 33 указанных Правил предусматривает право потребителя получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней). Этому праву потребителя корреспондирует обязанность исполнителя производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки (п.п. "д" пункта 31 Правил). На основании п.п. "к" пункта 31 Правил, исполнитель обязан, в том числе вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении. Они направляют не оплату, а начисления. Они рассчитали и направили в УСЗН расчет со <данные изъяты> кВт. <дата> они передали показания в УСЗН с учетом того, что в марте был перерасчет. Ни одна норма права не обязывает передавать уточненные показания в УСЗН. По моральному вреду требования не признала. До подачи иска был сделан перерасчет. Просила отказать полностью.
Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и Мартовицким М.Г. в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации действует договор энергоснабжения №, заключённые в соответствии с п.6,7 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354» (далее - Правила №354), на основании которых ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» поставляет через присоединенную сеть электрическую энергию (ст. 539 ГК РФ).
При проведении расчетов за потребленную электроэнергию Таганрогское межрайонное отделение ПАО «ТНС энерго Ростов - на - Дону» руководствуется Правилами №354. Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в том числе устанавливают их права, обязанности и порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии п. 31,34 Правил №354 исполнитель обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги в порядке, установленном указанными Правилами, а потребитель обязан в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
На основании п.п. «г» п. 34 Правил №354, потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета.
Согласно п.33 Правил №354 потребитель имеет право (в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019г. №897): п. к (1)) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31 (1) настоящих Правил, не позднее 25 числа текущего расчетного периода.
В соответствии с п. 31 (ж) Правил №354, ПАО «ТНС энерго Ростов - на - Дону» обязано принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учёта, в том числе способами, допускающими возможность удалённой передачи сведений о показаниях приборов учёта и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчётного месяца, при расчёте размера платы за коммунальные услуги за тот расчётный период, за который были сняты показания.
По адресу <адрес> сетевой компанией ПАО «Россети Юг» был установлен расчетный прибор учета <данные изъяты> зав.№, с расчетного месяца <дата> объем потребленной электроэнергии рассчитывается по установленному прибору учета.
С <дата> по <дата> расчеты за потребленную электроэнергию ПАО «ТНС энерго Ростов - на - Дону» осуществляет по тарифам, установленным Региональной службой по тарифам Ростовской области (РСТ РО) постановлением № от <дата> «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Ростовской области»: <данные изъяты> руб./кВт*ч - в пределах социальной нормы; <данные изъяты>кВт*ч - сверх социальной нормы.
Расчёт объёма электрической энергии в жилых помещениях осуществляется на основании предоставленных потребителями либо контрольного съема показаний индивидуальных приборов учёта. Снятие показаний расчётных приборов учёта, используемых для осуществления расчётов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами №354.
С 1 сентября 2022 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2022 №92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» введены положения, согласно которым объем коммунального ресурса, определенный по показаниям приборов, снятым с 23-го по 25-е число текущего месяца, в том числе за дни календарного месяца, предшествующего расчетному периоду, считается потребленным в соответствующем расчетом периоде независимо от наличия возможности снятия такими приборами учета посуточных показаний (п. 37 Правил № 354).
В таком случае тариф на коммунальный ресурс, действующий в соответствующем расчетном периоде, применяется ко всему объему потребления ресурса в этом расчетном периоде, в том числе к объему потребления коммунального ресурса в дни предыдущего календарного месяца, учтенному в соответствии с п. 37 Правил № 354.
Расчёт объёма электрической энергии в жилых помещениях осуществляется на основании предоставленных потребителями либо контрольного съема показаний индивидуальных приборов учёта. Снятие показаний расчётных приборов учёта, используемых для осуществления расчётов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами №354.
При проведении оплаты следует учитывать срок, предусмотренный для перечисления денежных средств от принимающих организаций в ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в счет оплаты потребителями за предоставленную коммунальную услугу по электроснабжению, который составляет от 2-х до 3-х рабочих дней.
Таким образом, потребитель, управляющие компании и сетевые компании при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимают его показания и передают полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной действующим законодательством. Приведенные нормы не устанавливают конкретные сроки передачи показаний прибора, а лишь устанавливают ограничения не позднее 25 числа.
Истцом заявлены требования о признании нарушающими п.п. «к» п. 31 Правил № 354 и противоправными действия (бездействие) ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», выразившиеся в несоблюдении сроков рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий при рассмотрении претензии Мартовицкого М.Г. о перерасчёте от <дата>.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ).
Подпункт "б" пункта 33 Правил № 354 предусматривает право потребителя получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней). Этому праву потребителя корреспондирует обязанность исполнителя производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки (п.п. "д" пункта 31 Правил).
Согласно п.п. "к" пункта 31 Правил, исполнитель обязан, в том числе вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Судом установлено, что <дата> (вх.№) Мартовицкий М.Г. обратился в ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» с претензией принять текущие показания ИПУ равные значению <данные изъяты>, проверить правильность начисления платы по коммунальному ресурсу в связи с неправильным указание показаний ИПУ за <дата> и произвести перерасчет, в связи с чем, суд приходит к выводу, что действия ответчика по проверке правильности начисления платы регламентированы положениями п.п. "д" пункта 31 Правил №354, согласно которым проведение проверки правильности начислений ограничено сроком в 1 месяц.
<дата> ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в адрес истца направило ответ на вышеуказанную претензию, то есть до истечения месячного срока, установленного п.п. "д" пункта 31 Правил.
Из содержания предоставленных истцу ответов следует, что право истца на рассмотрение сроков обращений не нарушено, бездействия со стороны должностных лиц ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» не установлено.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования истца о признании нарушающими п.п. «к» п. 31 Правил № 354 и противоправными действия (бездействие) ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», выразившиеся в несоблюдении сроков рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий при рассмотрении претензии Мартовицкого М.Г. о перерасчёте от <дата> удовлетворению не подлежат.
Истцом заявлены требования о признании противоправными на дату обращения в суд действия (бездействие) ПАО «ТНСэнерго Ростов-на-Дону», выразившихся в передаче <дата> в УСЗН г. Таганрога неверных сведений о потреблении коммунального ресурса по услуге «электроэнергия» за <дата> по лицевому счёту №.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Мартовицкий М.Г. состоит на учете в базе данных Управления социальной защиты населения г. Таганрога по категории <данные изъяты>
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам, в том числе и инвалидам, утверждено постановлением Правительства Ростовской области от <дата> №.
Согласно п. 10 Порядка расчет размера компенсации на ЖКУ осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области каждому получателю за одно жилое помещение индивидуально с учетом объема мер социальной поддержки, установленного законодательными актами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, и сведений, полученных от организаций, осуществляющих расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании заключенных соглашений о взаимодействии с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Назначение компенсации на ЖКУ в части компенсации расходов по оплате коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется согласно установленным нормативам потребления с учетом количества жилых комнат на основании технического паспорта на данное жилое помещение.
В Ростовской области указанное соглашение о взаимодействии было заключено между Министерством труда и социального развития Ростовской области и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (№ от <дата>). Данное соглашение действует для всех органов социальной защиты населения <адрес>.
Согласно п. № Соглашения его предметом является предоставление территориальными подразделениями Предприятия в адреса органов социальной защиты населения ежемесячной информации о начисленных суммах к оплате за потребленную электрическую энергию за месяц, предшествующий дате формирования файла.
Согласно п. № Соглашения органы социальной защиты населения ежемесячно в срок до 17 числа текущего месяца передают территориальным подразделениям Предприятия списки получателей компенсации в электронном виде по установленный форме.
Согласно п. № Соглашения территориальные подразделения Предприятия ежемесячно в срок до 20 числа текущего месяца передают органам социальной защиты населения информацию с заполненными полями файла обмена по установленной форме.
Согласно п. № Порядка органы социальной защиты с учетом сведений, поступивших от организаций, осуществляющих расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, производят расчет ежемесячно в срок не позднее 25 числа сумм компенсации на ЖКУ, в течение трех дней формируют выплатные ведомости (списки) и передают их в кредитные организации (банки) и почтовые организации.
Согласно п. № Порядка расходование субвенции министерством труда и социального развития Ростовской области осуществляется ежемесячно на основании представляемых ему органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области заявок с последующим перерасчетом в следующем месяце потребности органов социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области на основании отчетов об использовании субвенции по формам, установленным министерством труда и социального развития Ростовской области.
Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет доведение предельных объемов финансирования по субвенции бюджетам муниципальных образований в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления субвенции.
Согласно п. № Порядка расходование субвенций органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области или финансовыми органами муниципальных районов и городских округов Ростовской области на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан осуществляется в срок не позднее следующего дня за днем получения выписки из лицевых счетов органов социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области на счета: организаций почтовой связи - с приложением ведомостей на осуществление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; кредитных организаций (банков) - с приложением в электронном виде или на бумажных носителях списков получателей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на лицевые счета граждан.
Таким образом, УСЗН г. Таганрога в текущем месяце осуществляет расчет компенсации на ЖКУ за следующий месяц на основании поступивших от организаций ЖКХ сведений о фактических начислениях за предыдущий месяц. Так, расчет компенсации по оплате ЖКУ за <дата> производился УСЗН г. Таганрога в <дата> по сведениям, переданным от организаций ЖКХ, о начислениях за <дата>.
<дата> из ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в УСЗН г. Таганрог поступила информация о начислениях Мартовицкому М.Г. по услуге «электроснабжение» за <дата> в размере <данные изъяты> руб., поэтому размере компенсации за <дата> составил <данные изъяты> руб. (50 % от этой суммы).
<дата> из ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в УСЗН г. Таганрога поступила информация о начислениях Мартовицкому М.Г. по услуге «электроснабжение» за <дата> в размере <данные изъяты> руб. Размер компенсации Мартовицкого М.Г. (с учетом ограничения по нормативу потребления) составил <данные изъяты> руб. (При этом, норматив потребления по коммунальной услуги «Электроснабжение», применительно к Мартовицкому М.Г. составляет <данные изъяты> кВт-ч (Постановление Региональной службы по тарифам (РСТ) PC от <дата> №). Тарифы на электрическую энергию с <дата> составляют <данные изъяты> руб/кВт-ч (в пределах социальной нормы) и <данные изъяты>/кВт-ч (сверх социальной нормы) (постановление РСТ РО от <дата> №). Социальная норма применительно к Мартовицкому М.Г. (домохозяйство 1 группы (1 проживающий)), составляет <данные изъяты> кВт-ч (постановление РСТ РО от <дата> №). Поэтому компенсация за <дата> рассчитывается следующим образом <данные изъяты> р., где <данные изъяты>-ч – это электроэнергия, потребленная сверх социальной нормы (<данные изъяты>-ч), но в пределах норматива потребления (<данные изъяты>-ч) (<данные изъяты>).
Таким образом, расчет компенсации Мартовицкому М.Г., как указывалось выше, осуществлялся в соответствии с действующим Соглашением о взаимодействии между Министерством труда и социального развития Ростовской области и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (№ от <дата>), на основании информации о начислениях, передаваемой ежемесячно ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и признается судом верным.
Поскольку, расчет начисленных суммах к оплате за потребленную электрическую энергию производится ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», УСЗН г. Таганрога с учетом этих сведений, осуществляющих расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно производят расчет сумм компенсации на ЖКУ, суд приходит к выводу, что требования к УСЗН г.Таганрога удовлетворению не подлежат.
Судом при этом установлено, что спорные <данные изъяты> квт-ч действительно были учтены ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» не в феврале, а в <дата> по причине позднего поступления к ним от истца информации и короткого месяца. В связи с чем и компенсация за эти <данные изъяты> квт-ч была рассчитана УСЗН г.Таганрога не по февральским начислениям, а по мартовским, то есть вошла в компенсацию не <дата>.
Из чего следует, что УСЗН г. Таганрога в текущем месяце осуществляет расчет компенсации на ЖКУ за следующий месяц на основании поступивших от организаций ЖКХ сведений о фактических начислениях за предыдущий месяц. Так, расчет компенсации по оплате ЖКУ за <дата> производился УСЗН г. Таганрога в <дата> по сведениям, переданным от организаций ЖКХ, о начислениях за <дата>.
<дата> из ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в УСЗН г. Таганрога поступила информация о начислениях Мартовицкому М.Г. по услуге «электроснабжение» за <дата> в размере <данные изъяты> руб., поэтому размер компенсации, за <дата> составил <данные изъяты> руб. (50 % от этой суммы).
<дата> из ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в УСЗН г. Таганрога поступила информация о начислениях Мартовицкому М.Г. по услуге «электроснабжение» за <дата> в размере <данные изъяты> руб. Размер компенсации Мартовицкого М.Г. (с учетом ограничения по нормативу потребления) составил <данные изъяты> руб. (При этом, норматив потребления по коммунальной услуги «Электроснабжение», применительно к Мартовицкому М.Г., составляет <данные изъяты> кВт-ч.
Следует указать, что при этом, если ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» представит в УСЗН г. Таганрога информацию о том, что истцу <дата> расчет платы произведен неверно, и представит новые начисления Мартовицкого М.Г. за <дата>, то УСЗН г. Таганрога самостоятельно пересчитает истцу компенсацию за <дата> и судебный порядок обязывать УСЗН производить данный перерасчет не требуется.
Анализируя изложенное, суд пришел к выводу, что права истца были нарушены ответчиком ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону». В связи с чем, необходимо признать незаконными действия ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», в нарушение п.п. «ж» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, в несвоевременном принятии переданных Мартовицким М.Г. показаний индивидуального прибора учета по услуге «электроэнергия» за <дата> по лицевому счету №, а также признать незаконными действия ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» выразившиеся в передаче <дата> Управлению социальной защиты населения г.Таганрога неверных сведений о потреблении коммунального по услуге «электроэнергия» за <дата> по лицевому счету №.
Кроме того, удовлетворению подлежат и требования об обязании ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» передать Управлению социальной защиты населения г.Таганрога сведения по фактическим начислениям (оплате) за потребленную электроэнергию в <дата> по лицевому счету №.
Учитывая, что в связи с возникшими между сторонами правоотношениями, регулируемыми в этой части положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", в том числе и статьей 15 Закона, предусматривающей, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования. При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из следующего
В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что ответчик нарушил права потребителя, размер денежной компенсации которого суд определяет в <данные изъяты> рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Судом установлено, что потребитель обращалась к ответчику с претензией, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию штраф, предусмотренный нормой ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» в пользу истца в размере 50% от суммы удовлетворенных требований - <данные изъяты> рублей /2 = <данные изъяты> рублей который подлежит взысканию в пользу Мартовицкого М.Г.
Поскольку истец, как потребитель, на основании статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска к ответчику, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей подлежит взысканию с ответчика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мартовицкого М.Г. к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», Управлению социальной защиты населения г.Таганрога о признании действий (бездействий) незаконными, обязании произвести определенные действия, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», в нарушение п.п. «ж» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, в несвоевременном принятии переданных Мартовицкого М.Г. показаний индивидуального прибора учета по услуге «электроэнергия» за <дата> по лицевому счету №.
Признать незаконными действия ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» выразившиеся в передаче <дата> Управлению социальной защиты населения г.Таганрога неверных сведений о потреблении коммунального по услуге «электроэнергия» за февраль 2023 года по лицевому счету №.
Обязать ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» передать Управлению социальной защиты населения г.Таганрога сведения по фактическим начислениям (оплате) за потребленную электроэнергию в <дата> по лицевому счету №.
Взыскать с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в пользу Мартовицкого М.Г. компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 250 рублей.
В остальной части в удовлетворении иска Мартовицкого М.М. отказать.
Взыскать с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А.Курасова
Решение в окончательной форме изготовлено 03.08.2023 года.