№ 5-8/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении
27 апреля 2020 г. с. Тегульдет
Судья Тегульдетского районного суда Томской области Родиков А.А., рассмотрев представленные отделением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тегульдетскому району материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ильиной Светланы Владимировны,
у с т а н о в и л:
В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно протоколу об административном правонарушении /...../, поступившему в Тегульдетский районный суд с материалами дела об административном правонарушении, Ильина С.В. /...../ совершила нарушение: управляя автомобилем /...../, двигаясь по /...../, при повороте справа налево не предоставила преимущество в движении кроссовому мотоциклу /...../ без государственного номера под управлением /...../, в результате чего совершила ДТП, в результате ДТП причинен вред здоровью водителя мотоцикла /...../, причинен легкий вред здоровью, то есть водитель Ильина С.В. совершила правонарушение.
Действия Ильиной С.В. в протоколе квалифицированы по части 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанная правовая норма устанавливает административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.
Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Под событием административного правонарушения понимаются конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер, за совершение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Описание в протоколе об административном правонарушении события административного правонарушения представляет собой описание существа правонарушения: когда, где, каким образом было совершено соответствующее противоправное деяние – действие или бездействие. Подробное описание в протоколе события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации.
По смыслу закона протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Кроме того, в силу положений части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения (правовой подход, выраженный в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных 03 июня 2016 года № 11-АД16-4 и № 11-АД16-5, 25 августа 2016 года № 11-АД16-16).
Отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным недостатком протокола об административном правонарушении (абзац второй пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Так, в протоколе об административном правонарушении отсутствует надлежащее описание события административного правонарушения, не указана нарушенная правовая норма Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, не указано, какие именно телесные повреждения, не повлекшие вред здоровью, причинены /...../
Описание события административного правонарушения не позволяет установить траектории движения транспортных средств, причину, по которой транспортные средства создавали помехи для движения, наличие у одного из транспортных средств преимущества, которое, вопреки протоколу, предоставляется не водителем, а Правилами дорожного движения, кто и в силу какой правовой нормы должен был уступить дорогу, при этом траектория движения /...../ никак не описана.
Так, как следует из протокола об административном правонарушении, столкновение транспортных средств произошло на /...../, Ильина С.В. двигалась по /...../, что предполагает движение по одной из полос движения. В то же время далее указывается на совершение ею маневра – поворота справа налево. Подобное описание маневра не позволяет установить траекторию движения транспортного средства, откуда и куда производился маневр, произошел ли выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, двигался ли /...../ по указанной полосе во встречном направлении, либо столкновение произошло на перекрестке улиц и были нарушены правила проезда перекрестков при повороте налево, а /...../ двигался по пересекаемой улице. В протоколе об административном правонарушении не конкретизировано, произошло ли столкновение на перекрестке, если да, то с какой улицей образует перекресток /...../. При этом описание события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не соответствует схеме происшествия, согласно которой столкновение произошло на краю пешеходного перехода через улицу, обозначенную как /...../.
Согласно протоколу об административном правонарушении Ильина С.В. двигалась по /...../ со стороны /...../ в сторону /...../.
Между тем, из объяснения Ильиной С.В. следует, что она двигалась по /...../ со стороны /...../ в сторону /...../ /...../.
Как следует из объяснений /...../ он двигался в сторону /...../ на переулок /...../, Ильина С.В. выезжала на автомобиле с /...../.
В ходе административного расследования не истребованы документы, например, схема населенного пункта, позволяющие определить взаимное расположение указанных улиц, место окончания улицы /...../ место начала улицы /...../, /...../ /...../., какие именно улицы примыкают к месту столкновения, правильно ли обозначены улицы на схеме происшествия, в протоколе об административном правонарушении, не установлено место совершения административного правонарушения.
В нарушение части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении не указано, в связи с чем пересекались траектория движения транспортного средства, под управлением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и транспортного средства под управлением потерпевшего.
Кроме того, определением от /...../ принято решение о проведении административного расследования.
Согласно абзацу третьему подпункта «а» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Изучение материалов дела позволяет сделать вывод о том, что указанные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при оформлении материалов дела не соблюдены, материалы представлены неполно, что препятствует рассмотрению дела.
Так, административное расследование по делу надлежащим образом не проводилось.
Так, несмотря на то, что заключением эксперта /...../ установлено наличие у потерпевшего ушибленной раны лица, несмотря на локализацию телесного повреждения в области лица, в ходе производства судебно-медицинского исследования не установлено, носит ли оно неизгладимый характер.
Между тем, данные обстоятельства в случае обезображивания лица могут указывать на наличие признаков уголовно-наказуемого деяния.
Однако, в материалах дела об административном правонарушении отсутствует копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, свидетельствующая о том, что указанным действиям давалась оценка на предмет наличия или отсутствия признаков преступления.
Кроме того, как указано выше, в ходе административного расследования не установлено место совершения административного правонарушения.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В материалах дела имеется копия постановления по делу об административном правонарушении /...../, согласно которому Ильина С.В. уже подвергнута административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что /...../ по /...../ она нарушила пункт 8.8 Правил дорожного движения Российской Федерации, не выполнила требования Правил дорожного движения уступить дорогу трансопртному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.
Между тем, в деле отсутствуют сведения об отмене указанного постановления по делу об административном правонарушении в связи с необходимостью квалификации действий Ильиной С.В. по части 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу требований пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
С учетом изложенного протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении подлежат возвращению в отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тегульдетскому району.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
о п р е д е л и л:
Возвратить протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ильиной Светланы Владимировны в отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тегульдетскому району.
Определение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья подпись А.А. Родиков