Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
11 июля 2022г. г. Черняховск
Судья Черняховского городского суда Калининградской области С.В.Ткачева,
при секретаре судебного заседания Н.Ю. Штенгауер,
с участием представителя ООО «Версия – Калининград» по доверенности Е.В. Пужаковой,
рассмотрев дело по жалобе генерального директора ООО «Версия – Калининград» Пилюкова О.А. на постановление главного государственного инспектора Гвардейского, Правдинского и Черняховского городских округов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Гвардейскому, Правдинскому и Черняховскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области ФИО5 от 26 апреля 2022 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Гвардейского, Правдинского и Черняховского городских округов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Гвардейскому, Правдинскому и Черняховскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области ФИО5 от 26 апреля 2022 года юридическое лицо - ООО «Версия – Калининград» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Черняховский городской суд Калининградской области, генеральный директор ООО «Версия – Калининград» О.А. Пилюков выражает несогласие с вынесенным по настоящему делу об административном правонарушении постановлением, считая его незаконным, просит постановление должностного лица отменить.
О.А. Пилюков извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ООО «Версия – Калининград» в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе и дополнения к ней поддержала.
Выслушав представителя, допросив свидетелей, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ, здесь и далее нормы приведены в соответствии с редакцией, действующей на момент совершения правонарушения) по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.4 КоАП РФ, отличаются повышенной общественной опасностью.
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в нарушении или невыполнении субъектами административной ответственности требований пожарной безопасности.
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «О требованиях пожарной безопасности», к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее ППР в РФ), содержащие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на что прямо указано в п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868.
Согласно п. 67 Правил, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП РФ и в обязательном порядке содержать указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ) и мотивированное решение по делу (п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Согласно ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Однако, при рассмотрении настоящего дела, указанные требования закона административным органом выполнены не были.
Делая вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в действиях ООО «Версия - Калининград», административный орган исходил из того, что общество, являясь собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, нарушил требования пожарной безопасности, вследствие чего подлежит привлечению к административной ответственности.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, который расположен по адресу: <адрес>. По указанному адресу и состоялось тушение пожара 18 марта 2022 в 16:12, что подтверждается также показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9
По адресу, указанному в постановлении об административном правонарушении земельный участок, принадлежащий обществу, отсутствует. Доказательств того, что земельный участок, указанный в постановлении, каким – либо образом граничит с земельным участком, принадлежащим обществу, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд считает, что дело рассмотрено неполно, не всесторонне и необъективно, вследствие чего постановление по делу подлежит отмене, а с учетом того, что суд лишен возможности устранить указанные нарушения на данной стадии судебного производства и сроки давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ не истекли, дело подлежит направлению на новое рассмотрение, при котором административному органу следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств, постановить по делу законное и обоснованное решение.
В связи с тем, что данное дело подлежит направлению на новое рассмотрение в связи с выявленными процессуальными нарушениями, суд не входит в обсуждение доводов общества о незаконности примененного размера наказания и иных доводов, поскольку они станут предметом проверки при пересмотре дела в административном органе.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу генерального директора ООО «Версия – Калининград» О.А. Пилюкова удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора Гвардейского, Правдинского и Черняховского городских округов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Гвардейскому, Правдинскому и Черняховскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области ФИО5 от 26 апреля 2022 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Версия – Калининград» отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же орган.
Судья: С.В. Ткачева