Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2178/2020 ~ М-1108/2020 от 12.03.2020

Дело № 2-2178/2020 12августа 2020г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Зайнулина А.В.

при секретаре Буториной С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску Колышкиной ФИО5 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате,

установил:

Колышкина ФИО6 обратилась в суд с иском к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о взыскании задолженности по заработной плате.

В обоснование иска указала, что работает в войсковой части 40640 на основании заключенного с данным ответчиком трудового договора. В 2019году истец привлекалась работодателем к осуществлению должностных обязанностей в выходные дни, а также к выполнению работ за недостающего по штату работника. Работодателем произведена оплата данных работ, однако с размером указанных выплат истец не согласен. Кроме того, в октябре и ноябре 2019года ей не произвели повышение должностного оклада в связи с работой во вредных условиях труда. На основании изложенного, истец просила взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченную заработную плату за март 2019 года в размере 4656рублей 82копейки, за апрель 2019 года в размере 1972рубля 74копейки, за май 2019 года в размере 9660рублей 14копеек, за июнь 2019 года в размере 15528рублей 41копейка, за август 2019года в размере 12470рублей 37копеек, за октябрь 2019года в размере 4820рублей 11копеек, за ноябрь 2019года в размере 4820рублей 11копеек (л.д.3-5).

Истец Колышкина Н.В. о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась (л.д. 187).

Ответчики войсковая часть 40640, ФКУ«ОСК Северного флота» представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном законом порядке (л.д. 189-190).

Третье лицо Министерство обороны РФ о судебном заседании извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило (л.д. 188).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ходе судебного заседания установлено, что истец работает в войсковой части 40640 по трудовому договору от 03.11.2004 (с последующими изменениями) в должности повара <данные изъяты>». Истцу установлен районный коэффициент 1,4 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера 80% (л.д.33-40).

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела, ни кем не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.

В силу ст.349 Трудового кодексаРФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Приказом Министра обороны Российской Федерации ..... утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п.5 указанного Положения продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40часов в неделю (при 8-часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт).

В п.22 Положения предусмотрено, что членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени – дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Согласно п.24 Положения в тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

Особенности оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни установлен ст.153 Трудового кодексаРФ, согласно которой работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, в том числе, работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Таким образом, ст.153 Трудового кодексаРФ установлено общее правило об оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере с возможностью оплаты такой работы в одинарном размере в случае предоставления работнику по его желанию другого дня отдыха.

Вместе с тем, в силу ст. 349 Трудового кодексаРФ на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется специальное правовое регулирование, предусмотренное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, в том числе указанное Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации .....

Указанным Положением в качестве приоритетного вида компенсации членам экипажей судов за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов установлено предоставление других дней отдыха, в том числе в суммированном виде при невозможности их регулярного предоставления, с возможностью их присоединения к ежегодному оплачиваемому отпуску. Оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни по правилам, установленным ст.153 Трудового кодексаРФ, производится лишь в случае невозможности предоставления таких дней отдыха.

Из материалов дела следует, что истец привлекался к работе в календарные выходные дни (субботу и воскресенье) апреле, мае, августе 2019года (л.д.128-155).

Данная работа учтена в составе отработанного истцом времени и оплачена в одинарном размере (в пределах оклада) с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, как и работа в будние дни (л.д.125-127).

Вместе с тем, доказательств того, что истец обращался к работодателю с заявлениями о предоставлении ему дней отдыха за работу в выходные дни за апрель, май, август 2019 года, не имеется, истец на наличие таких обращений не ссылается. Также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что работодатель отказывал истцу в предоставлении дней отдыха за работу в выходные дни за апрель, май, август 2019года.

Доказательств невозможности предоставления истцу других дней отдыха, в том числе в суммированном виде, что является приоритетным видом компенсации членам экипажей судов за работу в выходные дни, в материалах дела не имеется.

Напротив, суд обращает внимание, что во исполнение вышеприведенных положений приказа Министра обороны Российской Федерации от ....., истцу регулярно предоставляются другие дни отдыха, в том числе за работу в выходные дни, что подтверждается табелями учета рабочего времени (л.д.128, 134, 140, 144, 145) и приказами начальника войсковой части 40640 ..... (л.д.41-43). Так согласно указанным приказам работодателя истцу предоставлены другие дни отдыха в апреле 2019 года в количестве 12рабочих дней, в июле 2019 года – в количестве 13рабочих дней, в сентябре 2019 года – в количестве 10рабочих дней. Данное обстоятельство, также свидетельствует о наличии возможности предоставления истцу других дней отдыха, в том числе в суммированном виде, за работу в выходные дни.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.111 Трудового кодексаРФ у работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

Согласно п.5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации ....., продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40часов в неделю (при 8-часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт).

В п. 3.4 коллективного договора войсковой части 40640 на 2019 – 2022годы (приложение №1 к делу) предусмотрено, что для членов экипажей судов выходные дни из расчета двух дней в неделю, предоставляются согласно графику смен (вахт), по возможности вместе. Если смена (вахта) работника, согласно графику смен приходится на выходные дни – субботу и воскресение, то эти выходные дни предоставляются ему в другие дни в том же учетом периоде.

Данное условие коллективного договора соответствует требованиям трудового законодательства, нормативным правовым актам Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, выходными днями для истца являются не календарные выходные дни (суббота и воскресенье), а дни, предусмотренные для истца в качестве выходных графиком смен (вахт), в связи с чем, оснований полагать указанные истцом в исковом заявлении дни его выходными днями в том значении, в котором данное понятие используется в ст.111Трудового кодексаРФ, у суда не имеется.

При данных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о взыскании заработной платы за работу в выходные дни.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о взыскании невыплаченной заработной платы за работу за недостающего по штату работника за март, июнь, август 2019года.

В силу п.п. 13 - 16 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от ....., на судах допускается в исключительных случаях выполнение другими работниками обязанностей недостающих по штату членов экипажей, несущих ходовую или стояночную вахту, и лиц обслуживающего персонала с оплатой за переработку сверхнормальной продолжительности рабочего времени. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

При стоянке судна у причала, за исключением времени подготовки судна к выполнению письменного приказа командования, и при нахождении судна в составе дежурного спасательного отряда и дежурных сил ПСО исполнение обязанностей недостающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа и оплата их работы не допускаются, кроме специалистов электромеханической службы в случае необходимости несения ими круглосуточной вахты у действующих механизмов и котлов, а также должностей боцмана, электрорадионавигатора, повара, буфетчика, камбузника, которые не несут вахту.

Не допускается выполнение лицами командного состава, кроме боцмана и радиооператора, обязанностей недостающих по штату членов экипажей судов из числа рядового состава и наоборот, а также выполнение обязанностей недостающих по штату капитана и медицинских работников.

Условия и размеры оплаты труда членов экипажей судов, привлекаемых в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливаются отраслевым соглашением и коллективным договором в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.149 Трудового кодексаРФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части первой ст.151 Трудового кодексаРФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

В соответствии с п.70 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации ..... (действовавшего до 01.10.2019) членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время.

Норма идентичного содержания (п.59) предусмотрена в Условиях, размерах и порядке осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации .....действующим начиная с 01.10.2019).

Таким образом, нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих обязанности недостающих по штату работников, посредством осуществления компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом недостающего работника (который может быть как больше, так и меньше, чем у замещающего его работника).

Вышеприведенными положениями Трудового кодекса РФ, а также нормативными правовыми актов Министерства обороны РФ определен механизм выплаты стимулирующих и компенсационных надбавок, которые должны начисляться на оклад работника.

Из положений и условий, утвержденных приказами Министра обороны Российской Федерации ..... следует, что выплата за выполнение обязанностей недостающих по штату работников не является повышением оклада работника, не является частью его оклада, а является еще одной компенсационной надбавкой, которая подлежит начислению на оклад работника.

При этом в системе оплаты труда гражданского персонала начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, как правило, не предусмотрено.

На период выполнения обязанностей недостающего по штату другого члена экипажа истец от своей работы, определенной его трудовым договором, не освобождался. При этом выполнение обязанностей недостающего работника не является для истца работой по совместительству, отдельный трудовой договор на выполнение данной работы с истцом не заключался. Выполнение таких обязанностей не является и сверхурочной работой, несмотря на то, что осуществляется истцом за пределами своего рабочего времени, поскольку им выполняются обязанности другого работника.

Такая работа подлежит оплате в порядке, предусмотренном частью первой ст.151 Трудового кодексаРФ, посредством доплаты, размер, условия и порядок осуществления которой в силу специфики трудовой деятельности истца определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Учитывая, что ответчик оплатил истцу работу за недостающего по штату работника за март, июнь, август 2019года (л.д.125, 126) в размере 110процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время, что соответствует требованиям п.70 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации ..... (действовавшего до 01.10.2019), п.59 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации ..... (действующим начиная с 01.10.2019), ст.151Трудового кодекса РФ, у суда отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца заработной платы за указанные работы в большем размере.

При этом суд обращает внимание, что условия коллективного договора войсковой части 40640 на 2019-2022 годы, которые предусматривают обязательную оплату выходных дней работника по окончании каждого календарного месяца (п.3.12) и которые предусматривают применение всех компенсационных и стимулирующих выплат к компенсационной надбавке за выполнение обязанностей недостающих по штату работников (п.4.21), противоречат выше приведенным требованиям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от ..... Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ..... (действовавшего до 01.10.2019), Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от ..... (действующим начиная с 01.10.2019), а также ст.349 Трудового кодекса РФ.

Как указано выше согласно данным нормативным правовым актам Министерства обороны, а также положениям Трудового кодекса РФ в качестве приоритетного вида компенсации членам экипажей судов за работу в выходные дни установлено предоставление других дней отдыха. Оплата работы в выходные дни по правилам, установленным ст.153 Трудового кодексаРФ, производится лишь в случае невозможности предоставления таких дней отдыха.

Также вышеприведенными нормативными правовыми актами Министерства обороны и положениями Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в системе оплаты труда гражданского персонала начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, не предусмотрено, в том числе не предусмотрено начисление на компенсационную выплату за выполнение обязанностей недостающих по штату работников, начисление других компенсационных и стимулирующих выплат.

Поскольку указанные положения коллективного договора войсковой части 40640 на 2019-2022 годы противоречат условиям нормативных правовых актов Министерства обороны, а также Трудового кодекса РФ, то данные положения коллективного договора не подлежат применению.

Суд также обращает внимание, что стороной коллективного договора войсковой части 40640 на 2019-2022 годы, представляющей работодателя, является командир войсковой части, который не наделен полномочиями, связанными с финансированием войсковой части, а также полномочиями по выплате гражданскому персоналу указанной войсковой части заработной платы.

Из материалов дела следует, что финансовое обеспечение работодателя истца – войсковой части 40640 осуществляет ответчик ФКУ«ОСК Северного флота».

Ответчик войсковая часть 40640, зачисленная на финансовое обеспечение ФКУ «ОСК Северного флота», входящая в систему Вооруженных Сил РФ и находящаяся в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, являющегося органом военного управления, относится к структурным подразделениям и выполняет возложенные на него функции государственного органа в целях обороны и безопасности государства.

Таким образом, войсковая часть 40640 является бюджетной организаций, финансирование которой осуществляется за счет средств ФКУ«ОСК Северного флота» выделенных данному учреждению Министерством обороны РФ.

Выплата заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 40640 производится ФКУ«ОСК Северного флота» за счет средств фонда оплаты труда, порядок формирования и использования которого в спорный период (2019год) был установлен приказом Министра обороны Российской Федерации ......

Следовательно, полномочиями, связанными с финансированием войсковой части, а также полномочиями по выплате гражданскому персоналу указанной войсковой части заработной платы наделено только Министерство обороны РФ, а командир войсковой части 40640 не вправе по собственной инициативе, в том числе в рамках коллективного договора, устанавливать условия оплаты труда гражданского персонала, отличающиеся от условий установленных Министерством обороны РФ.

Разрешая спор в части требований истца о взыскании заработной платы, в связи с работой во вредных условиях труда в октябре и ноябре 2019года, суд учитывает следующее. Данные требования истец обосновывает тем, что работодателем не произведены компенсационные выплаты за работу во вредных условиях труда.

В силу ст.147 Трудового кодексаРФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с п.16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ....., действовавшего до 01.10.2019, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1степени - на 4процента; на работах с вредными условиями труда 2степени - на 8процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4степеней - на 12процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении №1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда - на 12процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24процента.

С 01.10.2019 система оплаты труда гражданского персонала воинских частей установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от ..... утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера и порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п.4 приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации ..... («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1степени - на 4процента; на работах с вредными условиями труда 2степени - на 8процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4степеней - на 12процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.

Исходя из буквального толкования указанных правовых норм, компенсационная выплата в виде повышения должностного оклада за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на которую истец имел право до введения нового регулирования системы оплаты труда гражданского персонала, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда и может быть отменена в том случае, если по результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте истца будут признаны оптимальными или допустимыми (1 или 2класс).

Данный подход соответствует требованиям ч.4 ст.219 Трудового кодексаРФ, согласно которым в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются, а также ч.4 ст.27 Федерального закона ..... №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», допускающей до проведения специальной оценки условий труда использование результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком, в том числе в целях установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.

Таким образом, действующее трудовое законодательство исходит из сохранения ранее установленных гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до подтверждения результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда на их рабочих местах безопасных условий труда.

Материалами дела подтверждается, что до октября 2019года ответчиком истцу выплачивалась заработная плата с учетом увеличения должностного оклада на 12% за работу во вредных условиях труда.

Каких-либо изменений в трудовой функции истца с октября 2019года не произошло. Доказательств того, что условия труда на рабочем месте истца являются безопасными, ответчиками не представлено. Напротив, приказами командира войсковой части 40640 ..... (л.д. 44-46, 70-73), табелем учета рабочего времени во вредных условиях и выписками из судового журнала (л.д. 47-69) подтверждается, что в октябре и ноябре 2019 года истец выполнял работу во вредных условиях.

По результатам специальной оценки условий труда, проведенной в октябре 2019 года, условия труда на рабочем месте истца также отнесены к вредным, итоговый класс (подкласс) условий труда 3.4 (л.д. 80-85).

При таких обстоятельствах, суд не соглашается с доводами ФКУ«ОСК Северного флота», обосновывающего отказ в осуществлении данной компенсационной выплаты изменением с 01.10.2019 системы оплаты труда гражданского персонала, и приходит к вводу о том, что истец имеет право на компенсационную выплату (повышение должностного оклада) за октябрь и ноябрь 2019 года в связи с работой во вредных условиях труда.

Суд также не соглашается с мнением ФКУ«ОСК Северного флота» о том, что действующей системой оплаты труда гражданского персонала не предусмотрено начисление иных компенсационных и стимулирующий выплат, на выплату за работу с вредными условиями труда.

Так в п.4 приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от ..... спорная компенсационная выплата предусмотрена как повышение должностного оклада гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии с п.6 приложения №2 к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приложением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений.

Таким образом, в связи с работой во вредных условиях труда истцу устанавливается новый (повышенный) оклад, на который подлежат начислению иные компенсационные и стимулирующие выплаты.

Согласно представленному ФКУ«ОСК Северного флота» контррасчету (выполненному с учетом компенсационных и стимулирующих выплат) невыплаченная истцу заработная плата в связи с непредоставлением указанной компенсационной выплаты в октябре и ноябре 2019 года в сумме составит 9731рубль 59копеек .....) (л.д.74). Оснований не согласиться с данным расчетом суд не находит.

Учитывая вышеизложенное, суд частично удовлетворяет требования истца и взыскивает в его пользу задолженность по заработной плате за октябрь, ноябрь 2019года в размере 9731рубль 59копеек.

В силу ст.ст. 207-209, 226 Налогового кодексаРФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму указанного налога возлагается законом на налогового агента. Суд в отношении истца налоговым агентом не является, в связи с чем, взыскивает с ответчика указанную сумму невыплаченной истцу заработной платы без учета последующего удержания с этой суммы налога на доходы физических лиц, которое должен произвести работодатель.

Из материалов дела следует, что финансовое обеспечение работодателя истца – войсковой части 40640 осуществляет ответчик ФКУ«ОСК Северного флота». При данных обстоятельствах, присужденные в пользу истца денежные суммы подлежат взысканию с войсковой части 40640 за счет средств ФКУ«ОСК Северного флота».

В соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Государственные органы – это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1, 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ ....., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Ответчик войсковая часть 40640, зачисленная на финансовое обеспечение ФКУ «ОСК Северного флота», входящая в систему Вооруженных Сил РФ и находящаяся в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, являющегося органом военного управления, относится к структурным подразделениям и выполняет возложенные на него функции государственного органа в целях обороны и безопасности государства, поэтому в силу п/п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ при распределении судебных расходов подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в доход соответствующего бюджета, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Колышкиной ФИО7 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить частично.

Взыскать с войсковой части 40640 за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу Колышкиной ФИО9 задолженность по заработной плате за октябрь, ноябрь 2019года в размере 9731 (девять тысяч семьсот тридцать один) рубль 59копеек.

В удовлетворении требований Колышкиной ФИО8 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате в размере 44197рублей 11 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

подпись А.В. Зайнулин

В окончательной форме решение принято 12.08.2020

Копия верна

Судья А.В. Зайнулин

2-2178/2020 ~ М-1108/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Колышкина Наталья Владимировна
Ответчики
войсковая часть 40640
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного Флота"
Другие
Министерство обороны РФ
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Зайнулин А.В.
Дело на странице суда
seversud--arh.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.04.2020Предварительное судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
12.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2020Дело оформлено
23.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее