Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1853/2023 ~ М-615/2023 от 21.02.2023

№ дела 2-1853/2023

УИД 44RS0001-01-2023-000759-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2023 года               г. Кострома

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Митрофанова Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ершовой М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Горькова Н.А. к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании права на получение субсидии, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Горьков Н.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к ОГКУ «Центр социальных выплат». Требования обосновал тем, что является ... получает пенсию в размере 13849 рублей 69 коп., других доходов не имеет. Его супруга ФИО1, согласно справкам, состояла в ЦЗН с 04 июля по 28 августа, затем снята с учета, работу с помощью ЦЗН найти ей не удалось из-за плохого транспортного сообщения. Доходы её за июль -94,77 руб., август -0 руб. С 01 сентября 2022 года супруга работает, но трудовой договор работодатель не заключает. Дочь истца является студенткой ... 2 курса группы сроком окончания обучения 30.06.2024. Доходов не имеет. Суммарный доход семьи ситца за период с 01.04.2022 по 30.09.2022 составляет 121184 рубля 37 копеек. В месяц на человека – 6732 рубля (22% для расчета субсидии – 4443, 43 рубля). 10.10.2022 г. истцом было подано заявление на портале государственных услуг о предоставлении субсидии на оплату жилых помещений и коммунальные услуги. 19.10.2022 был получен отказ. Истец с ответом ответчика не согласен, в том числе с периодом с 01.10.2021 по 31.03.2022, поскольку согласно п. 32 Правил совокупный доход рассчитывается за 6 календарных месяцев за месяц до подачи заявления на предоставление субсидии по ЖКУ, соответственно период буде исчисляться с 01.04.2022 по 30.09.2022. Он неоднократно вынужден обращаться в суд для защиты своих прав. Данное исковое заявления является пятым по оспариванию незаконного отказа. На основании изложенного, просит признать право на предоставление государственной социальной помощи и признании гражданина на получение субсидии по ЖКУ с 01 декабря 2022 года; взыскать с ОГКУ «Центр социальных выплат» в его пользу моральный вред в размере 64000 рублей, а также судебные расходы в размере 100,28 рублей.

В ходе рассмотрения дела Горьков Н.А. исковые требования уточнил, в окончательном варианте просил признать право на получение субсидии по ЖКУ с 01 декабря 2022 года; взыскать с ОГКУ «Центр социальных выплат» в его пользу моральный вред в размере 64000 рублей, а также судебные расходы в размере 264,98 рублей.

Судом приняты к рассмотрению уточненные требования истца.

Истец Горьков Н.А., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель ОГКУ «Центр социальных выплат», действующая по доверенности Герцева Л.Ю. считала требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Горьков Н. А., <дата> года рождения, является в ОГКУ «ЦСВ» получателем мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории ... в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 10.10.2022 года Горьков Н.А. обратился с заявлением на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением сведений о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии. В заявлении Горьков Н.А. в составе семьи указал: ФИО1, <дата> г.р., супруга; ФИО2, <дата> г.р., мать. В составе семьи истец не указал дочь - ФИО3, <дата> г.р Согласно сведениям, поступившим в ОГКУ «ЦСВ» посредством системы межведомственного взаимодействия, совместно с заявителем зарегистрирована дочь ФИО3, <дата> г.р. Документы, подтверждающие размер вносимой ФИО3 платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, в ОГКУ «ЦСВ» представлены не были. Документов, подтверждающих возможность отсутствия у ФИО1 доходов для назначения субсидии, в адрес ОГКУ «ЦСВ» не поступало. В рамках судебного разбирательства по гражданскому делу №2-1579/2022 по иску Горькова Н.А. о признании права на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по заявлению от 17.11.2021 года был произведен расчет совокупного дохода семьи за ноябрь 2020 г. по апрель 2021 г. Данный расчет Костромским областным судом в апелляционном порядке опровергнут не был и был признан достоверным и соответствующим положениям Правил. Таким образом, 19.10.2022 г. по заявлению Горькова Н.А. от 10.10.2022 г. было принято правомерное решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения в соответствии с п. 14 Правил.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Горьков Н.А. является ..., проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

По указанному адресу помимо истца зарегистрированы по месту жительства и проживают его жена ФИО1, <дата> года рождения, дочь ФИО3, <дата> года рождения, мать ФИО2, <дата> года рождения.

В спорный период с 01.04.2022 по 30.09.2022 истец, его дочь трудоустроены не были. Дочь – студент дневного отделения очной формы обучения с полным возмещением затрат (на договорной основе) в ... Дочь ФИО3 стипендии не получает.

Согласно устным пояснениям истца мать компенсирует ему частично расходы по оплате коммунальных платежей, исходя из предоставленной ей площади в квартире по решению суда.

Жена ФИО1 была зарегистрирована в качестве безработного в период с 04.07.2022 по 27.08.2022, в период с 01.06.2022 по 30.06.2022 осуществляла трудовую деятельность, как указано в исковом заявлении, также с 01.09.2022 осуществляла трудовую деятельность без заключения трудового договора.

10.10.2022 года Горьков Н.А. обратился в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением, поданном в электронном виде посредством ЕПГУ, о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.12).

По результатам рассмотрения заявления ответчиком принято решение от 19.10.2022 об отказе в предоставлении субсидии в связи с предоставлением заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений, а именно отсутствуют сведения о доходах ФИО1, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, за 6 календарных месяцев или наличия уважительных причин для их отсутствия, непредставление заявителем документов, подтверждающих размер вносимой гражданами, зарегистрированными в жилом помещении не в качестве членов семьи заявителя, платы за содержание ремонт жилого помещения и коммунальные услуги (если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства), отсутствуют сведения о размере вносимой ФИО3 платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги (лист дела 30).

В связи с поступившим заявлениями истца о разъяснении вынесенного отказа ответчик повторно уведомил истца об отказе в предоставлении субсидии письмами от 20.10.2022, 16.11.2022, указав, что истцом в заявлении указаны недостоверные сведения о составе семьи, а именно не указана ФИО3, <дата> р., сведения об уважительных причинах отсутствия доходов у ФИО1 не поступали.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика оснований для назначения Горькову Н.А. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на основании его обращения от 10.10.2022 года и об обоснованности решения об отказе в предоставлении субсидии от 19.10.2022 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пп. "б" п. 34 которых предусмотрено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абз. 2 ст. 5 и ст. ст. 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" с учетом денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с пп. "а" п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.Для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в п. 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением документов, поименованных в п. 8 Правил.

Согласно п. 8 Правил для решения вопроса о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в уполномоченный орган предоставляются документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (пп. "д"). Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 29.04.2020 № 604).

Согласно подп. «з», «ж» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи, в том числе оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица; проценты по банковским вкладам; наследуемые и подаренные денежные средства.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Правил).

Таким образом, представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является в соответствии с п. 14 Правил основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Правительство Российской Федерации поручило утвердить Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий (пункт 3 постановления от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг").

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3). Указом Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 612 Министерство регионального развития Российской Федерации упразднено, его функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительного зонирования переданы Минстрою России.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) от 30 декабря 2016 г. N 1037/пр/857 (далее - Приказ N 1037/пр/857) утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (далее - Методические рекомендации).

Данные рекомендации разработаны для оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, уполномоченным устанавливать размеры региональных и местных стандартов и финансировать расходы на предоставление субсидий, а также уполномоченным органам, предоставляющим гражданам субсидии и обеспечивающим их перечисление (выплату, вручение) в соответствии с порядком перечисления (выплаты, вручения) гражданам субсидий (пункт 3).

Согласно пункту 45.1 Методических рекомендаций декларирование в заявлении своих доходов и доходов членов своей семьи, относящихся к социально-демографическим группам "трудоспособное население" и "пенсионеры", в размере, равном нулю за все месяцы расчетного периода, рекомендуется уполномоченным органам не признавать как декларирование.

Отсутствие у граждан доходов согласно п. 48 Методических рекомендаций, утв. приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1037/пр и Минтруда России N 857 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761" подтверждается документами об отсутствии выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат (для имеющих статус безработного), справкой об отсутствии стипендии (для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения), либо документами, подтверждающими принадлежность гражданина к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства (лица, содержащиеся под стражей; находящиеся в розыске; находящиеся на длительном стационарном лечении; матери, осуществляющие уход за ребенком до трех лет; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и получающие компенсационные выплаты по уходу; беременные женщины со сроком беременности не менее 28 недель; многодетные матери (отцы), воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей).

Факт того, что ФИО3 является членом семьи истца, им не оспаривался и указан в обосновании искового заявления. Вместе с тем, истец не указал ФИО3 в качестве члена своей семьи в заявлении на получение субсидии, что привело к невозможности ответчиком рассчитать совокупный доход семьи Горькова Н.А. и рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии.

Как установлено судом, супруга истца является трудоспособной, в июне 2022 года осуществляла трудовую деятельность, кроме того исходя из содержания искового заявления истца с 01 сентября 2022 года работает без заключения трудового договора с работодателем. Таким образом, ФИО1 является трудоспособным лицом (<дата> и к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства не относится, уходом за малолетними детьми не занята, истец в постороннем уходе не нуждается (доказательств обратному в материалах дела отсутствуют).

Поскольку ФИО1 на учете в службе занятости состояла только в период с 04.07.2022 по 27.08.2022, справка о получении пособия по безработице в период с 04.07.2022 по 06.07.2022 не подтверждает факта отсутствия у неё иного дохода в период с 01.04.2022 по 31.05.2022, с 28.08.2022 по 30.09.2022.

Следовательно, документов, содержащих сведения о доходах супруги (члена семьи) за шесть месяцев расчетного периода (01.04.2022-30.09.2022), истец в Центр социальных выплат не представил.

Не представил истец таких документов за весь спорный период и в ходе рассмотрения настоящего дела.

При этом суд отмечает, что ответчиком в порядке межведомственного электронного взаимодействия были запрошены сведения о трудовой деятельности и нахождении в статусе безработной супруги истца, однако ответчик не в состоянии получить информацию в частности о возможных доходах по гражданско –правовым договорам, по договорам дарения, от использования имущества. Указание истцом в исковом заявлении на осуществление супругой истца трудовой деятельности с 01 сентября 2022 года без заключения трудового договора также подтверждает данный вывод.

Довод о невозможности приложения истцом к заявлению документов, подтверждающих доходы истца и членов его семьи из -за отсутствии технической возможности отклоняется судом, поскольку у истца имелась возможность представить указанные документы непосредственно в ОГКУ «Центр социальных выплат».

Таким образом, отказ в назначении истцу субсидии правомерен (как указано выше, в силу п.14 Правил представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии), требования иска о признании за истцом права на предоставление субсидии с 01.12.2022 удовлетворению не подлежат, как не подлежат и производные из данного требования, требования о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.

Вместе с тем, указание ответчиком в ответе, данном истцу, о расчетном периоде при определении права на получение субсидии, исходя из периода с 01.10.2021 по 31.03.2022, основано на неверном толковании ответчиком правовой нормы, поскольку исходя из буквального толкования п. 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в редакции постановления Правительства РФ от 29.04.2020 № 604) расчетный период начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии. Последующая корректировка содержания данной нормы направлена на исключение неправильного ее толкования.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Горькова Н.А. к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании права на получение субсидии с 1 декабря 2022 года, взыскании компенсации морального вреда в сумме 64 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.М. Митрофанова

Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2023 года.

2-1853/2023 ~ М-615/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горьков Николай Александрович
Ответчики
ОГКУ Центр социальных выплат
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Митрофанова Елена Маркисовна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
21.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2023Передача материалов судье
28.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2023Предварительное судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
12.05.2023Судебное заседание
26.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2023Дело оформлено
10.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее