Дело №2-9686/2022
24RS0048-01-2022-006658-66
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2022 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Пермяковой А.А.,
при секретаре Смагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к индивидуальному предпринимателю Грянкину А.Н, об устранении нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности до устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
РФ в лице Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к ИП Грянкину А.Н., требуя обязать последнего в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения выполнить по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № следующие противопожарные мероприятия: устройство противопожарных минерализованных полос – 2,5 км.; уход за противопожарными минерализованными полосами – 2,5 км.; устройство пожарных водоемов – 1 шт.; благоустройство зон отдыха для граждан, пребывающих в лесах – 1 шт.; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах – 1шт.; приостановить деятельность ИП Грянкина А.Н. на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, мотивируя требования тем, что на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № ИП Грянкин А.Н. является арендатором лесного участка площадью 25,1589 га расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для переработки древесины. В соответствии с таблицей 13 проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды ИП Грянкину А.Н. установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов. Отделом охраны и защиты лесов министерства представлена ведомость плановых и фактически выполненных мероприятий на территории КГБУ «Гремучинское лесничество» арендаторами в ДД.ММ.ГГГГ, согласно данной ведомости ответчиком не выполнены следующие мероприятия: устройство противопожарных минерализованных полос – 2,5 км.; уход за противопожарными минерализованными полосами – 2,5 км.; устройство пожарных водоемов – 1 шт.; благоустройство зон отдыха для граждан, пребывающих в лесах – 1 шт.; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах – 1 шт. Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки. На основании изложенного истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Представитель истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения извещался своевременно, надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.72,73) ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.67).
Ответчик ИП Грянкин А.Н., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований КГБУ «Гремучинское лесничество» в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомления (л.д.70-71) и конвертами, возвратившимися в адрес суда (л.д.75-76), представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований КГБУ «Гремучинское лесничество» ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.62-63).
Суд, полагает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствии неявившихся участников процесса в соответствии со ст.ст.167, 233 ГПК РФ в порядке заочного судопроизводства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
В силу ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии со ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.ч.1, 2 ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов, пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу части 3 названной статьи указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
В силу ч.2 ст.24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения публичного сервитута.
В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
По смыслу п.1 ст.1065 ГК РФ указанные нормы выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь одним из способов защиты гражданских прав.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № ИП Грянкин А.Н. является арендатором лесного участка площадью 25,1589 га расположенного по адресу: <адрес> предоставленного для переработки древесины.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 договора, арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, на основании проекта освоения лесов.
Проектом освоения лесных участков к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов.
В соответствии с таблицей 13 проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды ИП Грянкину А.Н. установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Отделом охраны и защиты лесов министерства представлена ведомость плановых и фактически выполненных мероприятий на территории КГБУ «Гремучинское лесничество» арендаторами в ДД.ММ.ГГГГ, согласно данной ведомости ИП Грянкиным А.Н. не выполнены следующие мероприятия: устройство противопожарных минерализованных полос – 2,5 км.; уход за противопожарными минерализованными полосами – 2,5 км.; устройство пожарных водоемов – 1 шт.; благоустройство зон отдыха для граждан, пребывающих в лесах – 1 шт.; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах – 1 шт.
Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства не установлено.
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд принимает во внимание, что в ходе судебного разбирательства установлено, что деятельность ИП Грянкниа А.Н. осуществляется с нарушением действующего законодательства, ответчиком ненадлежащим образом выполняются полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом. Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены иными доказательствами, вопреки ст.56 ГПК РФ, не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, с учетом установленного в ходе судебного разбирательства несоблюдения ответчиком требований лесного законодательства, суд находит требования истца о возложении обязанности по устранению нарушения лесного законодательства обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края о приостановлении деятельности ИП Грянкина А.Н. в рамках договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, как деятельности, осуществляемой с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения противопожарных мероприятий: устройство противопожарных минерализованных полос – 2,5 км.; уход за противопожарными минерализованными полосами – 2,5 км.; устройство пожарных водоемов – 1 шт.; благоустройство зон отдыха для граждан, пребывающих в лесах – 1 шт.; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах – 1шт., поскольку осуществление деятельности на арендованном земельном участке при отсутствии готовности к пожароопасному сезону требований нарушает права и законные интересы населения на безопасные условия жизни и может создавать угрозу причинения гражданам вреда.
В силу требований ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец, являющийся государственным органом, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6 000 рублей (на основании пп.3 п.1 ст.333.19).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░, (░░░░░░ №, ░░░ №) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 2,5 ░░.; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – 2,5 ░░.; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – 1 ░░.; ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ – 1 ░░.; ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ – 1░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 2,5 ░░.; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – 2,5 ░░.; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – 1 ░░.; ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ – 1 ░░.; ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ – 1░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░.