Дело № 2-328/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года р.п. Москаленки
Москаленский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Кобзарь О.В.,
при секретаре Искаковой Р.Т.,
с участием помощника прокурора Москаленского района Омской области Хамитова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту интересов Бортник Натальи Сергеевны, ФИО2 и ФИО4 (ФИО19 к администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности во внеочередном порядке предоставить жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд исковым заявлением в защиту интересов Бортник Н.С., ФИО20 к администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности во внеочередном порядке предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указано, что по обращению Бортник Н.С. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности Администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области, по результатам которой выявлены существенные нарушения. Проведенной прокуратурой Москаленского района проверкой установлено, что на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 29.08.2019 состоит Бортник Н.С. составом семьи 3 человека (она, дочь, сын). На основании заявления Бортник Н.С. от 30.07.2019 и представленных документов, в том числе справки из ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России, бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО21 является ребёнком – инвалидом, с диагнозами <данные изъяты> и нуждается в предоставлении дополнительной жилой площади, распоряжением администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № семья Бортник Н.С. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно списку граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке, предоставляемых по договорам социального найма в Администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области Бортник Н.С. стоит в очереди под порядковым номером №. В настоящее время Бортник Н.С. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Из справки МСЭ-2018 № следует, что ФИО22 является ребёнком – инвалидом, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ. Просит обязать администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области предоставить Бортник Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке на состав семьи из трёх человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления с учетом права ФИО23 на дополнительную жилую площадь.
20.07.2020 прокурор Москаленского района Омской области уточнил исковые требования, указав, что в настоящее время ФИО4 Н.С. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, р.<адрес>., общей площадью 24,7 кв. м. Вышеуказанное жилое помещение находится в совместной долевой собственности ФИО24 Таким образом, учитывая состав семьи Бортник Н.С. из трех человек, они имеют право на жилое помещение муниципального жилого фонда социального использования 36 кв.м., из расчета 12 кв.м. на человека, согласно постановлению № 32 от 07.07.2011 главы Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области. Просит обязать Администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области предоставить Бортник Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке на состав семьи из трёх человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления с учетом права ФИО25 на дополнительную жилую площадь.
28.07.2020 прокурор Москаленского района Омской области уточнил исковые требования, указав, что просит обязать администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области предоставить Бортник Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке на состав семьи из трёх человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв.м. с учетом права ФИО26 на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Москаленского района Омской области Хамитов А.С. свои требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, при этом пояснил, что при проведении проверки по обращению Бортник Н.С. установлено, что Москаленским городским поселением она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В составе семьи Бортник Н.С. имеется ребенок-инвалид, который страдает заболеванием (код заболевания <данные изъяты>.), включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Занимаемая в данный момент семьей ФИО4 жилая площадь, не соответствует учетной норме, которая была утверждена постановлением главы Москаленского городского поселения № 32 от 07.07.2011, в связи с чем, семья Бортник была обоснованно поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так как администрацией городского поселения меры по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения, согласно норме предоставления и с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь не принимаются, были вынуждены обратиться в суд. Площадь должна предоставляться не менее 18 кв.м. на одного человека. Норма дополнительной площади должна быть предоставлена, не более чем в два раза от установленной нормы предоставления. Бортник Е.С. имеет право на предоставление жилой площади не более чем 36 кв.м. Считает, что площадь предоставляемого жилого помещения должна составлять не менее 54 кв.м. при этом считает, что общая площадь, имеющаяся в собственности Бортник Н.С. и Бортник Д.С., не должна учитываться, поскольку ребенок-инвалид ФИО27 не имеет в собственности иного жилого помещения.
В судебном заседании истец Бортник Н.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом пояснила, что семьей проживают в квартире площадью 24,7 кв.м., которая принадлежит ей и её сыну в долевой собственности, у дочери в собственности жилого помещения нет. На очередь встали в 2019 году, постоянно обращалась в поселение, звонила, но получала отказ в получении жилого помещения, так как квартир нет и помочь они не могут.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области Прошивалко Д.В. с требованиями, изложенными в исковом заявлении, не согласился, при этом пояснил, что они не законны и необоснованны, так как в Жилищном кодексе прописано, что первоочередное жилого помещения предоставляется гражданину, имеющему диагноз, из-за которого он не может совместно проживать с остальными лицами жилого помещения. Даже несовершеннолетней Екатерине на сегодняшний день нет возможности немедленно предоставить жильё, поскольку бюджет поселения на 2020 год распределен, дополнительных доходов не прогнозируется. В 2021 году готовы предоставить жилье. Остальные члены семьи стоят на социальной очереди, и будут стоять до момента получения жилья, а Екатерине предоставляется жилье во внеочередном порядке. Невозможность предоставления жилого помещения связана только с финансовым вопросом, квартиру нужно приобрести. Все жилые помещения заняты. Площадь квартиры, которую они должны предоставить, должен рассчитывать представитель прокуратуры. Они понимают, что один несовершеннолетний ребенок проживать не может, поэтому и на маму площадь необходимо рассчитывать с учетом того, что у нее в собственности имеется площадь 12,3 кв.м.
Глава городского поселения Москаленского муниципального района Омской области Герлиц А.Ф. в письменном отзыве указал, что семья Бортник в полном составе не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель администрации Москаленского муниципального района Омской области Прошивалко Д.В. в письменном отзыве на исковое заявление указал, что с доводами прокурора Москаленского района Омской области не согласен, заявленные требования считает незаконными и неподлежащими удовлетворению. Предоставить Бортник Н.С. во внеочередном порядке на состав семьи из трёх человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не могут, поскольку ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает дополнительную гарантию права на жилище для граждан, нуждающихся в особой поддержке государства страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, но не их семьям. Семья Бортник Н.С. в полном составе не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В бюджете Москаленского городского поселения в настоящее время не имеется денежных средств на приобретение жилого помещения. Свободные помещения отсутствуют.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области Морозова А.П. пояснила, что бюджетом городского поселения не предусмотрены денежные средства на приобретение жилья. Считает, что право на получение внеочередного жилья имеет только инвалид и законный представитель. Поддерживает доводы, указанные в отзыве.
Выслушав истца, помощника прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 ст. 40).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Судом установлено, что Бортник Н.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, р.<адрес>, совместно со своими детьми ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ), и сыном ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ), о чем представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира принадлежит на праве долевой собственности ФИО4 Н.С. и ее сыну ФИО29 ФИО3 по 1/2 доле у каждого.
Согласно уведомлению ФСГР от 21.07.2020 сведений о правах на имевшиеся объекты недвижимости в ЕГРН у Бортник Е.С. не имеется.
Согласно справке серии МСЭ-2018 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет группу инвалидности категории «ребенок-инвалид» сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением врачебной комиссии БУЗОО «Москаленская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ больной ФИО2, имеющей диагноз <данные изъяты>, дано заключение о том, что согласно приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» ФИО4 Е.С. нуждается в предоставлении дополнительной жил.площади.
В соответствии со ст. 11 Закона Омской области № 722-ОЗ от 28.12.2005 «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» признание граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления Омской области на основании заявления гражданина или лица, являющегося его представителем (далее заявитель). К заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность граждан, подтверждающих состав семьи, доходы и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, а также правоустанавливающих документов на имущество, подлежащее налогообложению, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 16 данного Закона решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Согласно ответу главы Москаленского муниципального района Омской области Ряполова А.В. № № от 16.06.2019 Бортник Н.С. рекомендовано обратиться в администрацию Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. После постановки на учет Бортник Н.С. приобретет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Также Бортник сможет улучшить свои жилищные условия, участвуя в программах «Обеспечение жильем молодых семей», «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства», «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области». Для этого нужно предоставить пакет необходимых документов. Разъяснено, каким условиям должна соответствовать семья, а также условия программы.
Согласно ответу министра имущественных отношений Омской области Козловой Е.Ю. № № от 24.06.2019, данному в ответ на обращение Бортник Н.С., учитывая состав семьи Бортник Н.С. из трех человек, она вправе подать заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилого фонда социального использования в администрацию Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области.
30.07.2019 Бортник Н.С. обратилась к главе Москаленского городского поселения Герлицу А.Ф. с заявлением о внесении на обсуждение жилищной комиссии ее просьбы о принятии на учет для улучшения жилищных условий ее с семьей из трех человек (с дочерью и сыном).
Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № по рассмотрению документов в соответствии со ст. 49, ст. 51 ЖК РФ, ст. 16 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» № 722-ОЗ от 08.12.2005 принято решение о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий семьи Бортник Н.С.
Главой городского поселения Герлицем А.Ф. вынесено распоряжение «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий» от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении семьи ФИО4 Н.С.
29.01.2020 письменным ответом № № главы городского поселения Герлица А.Ф. Бортник Н.С. сообщено о том, что свободного жилого помещения не имеется, предложено поучаствовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Бортник Н.С. стоит в списке во внеочередном учете на получение жилищного помещения под номером №
В подтверждение отсутствия жилого фонда и невозможности предоставить жилье на основании социального найма представителем ответчика представлен реестр договоров социального найма и перечень объектов недвижимого имущества (жилой фонд), находящегося на праве хозяйственного ведения администрации Москаленского городского поселения, по состоянию на 01.01.2020.
Действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
Законом Омской области «О социальной защите инвалидов в Омской области» инвалидам предоставляется государственная поддержка в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья на территории Омской области в порядке, определяемом губернатором Омской области. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, определяемом Правительством Омской области.
Такой порядок, в свою очередь утвержден постановлением Правительства Омской области № 99-п от 26.07.2006 года.
В силу п. 3 ст. 7 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.ч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Исходя из представленных документов, следует, что распоряжением главы Москаленского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № семья Бортник Н.С., состоящая из трех человек, в том числе, сына ФИО30 и дочери ФИО31 включена в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке (л.д. 13-26).
С 01.01.2018 года действует Приказ Минздрава РФ от 29.11.2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», которым утвержден новый перечень тяжелых форм хронических заболеваний.
В соответствии с положениями Приказа Минздрава от 29.11.2012 № 987н, заболевание по коду № G40.3 включено в данный перечень.
При указанных обстоятельствах несовершеннолетняя Бортник Е.С., являющаяся ребенком-инвалидом по имеющемуся заболеванию по коду G40.3, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с наличием заболевания по утвержденному перечню.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение по договору социального найма семье Бортник Н.С. до настоящего времени не предоставлено.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Приказом Минздрава России от 30.11.2012 года № 991н, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Заболевание по коду № G40.3 в данный перечень не включено.
Суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что семья Бортник Н.С. в полном составе (три человека) не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, считая, что жилое помещение должно быть предоставлено несовершеннолетней ФИО32 с учетом площади необходимой для проживания в нем также одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, по следующим основаниям.
Постановлением от 22 января 2018 года N 4-П Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В абзаце 5 пункта 4 указанного Постановления от 22 января 2018 года N 4-П отмечено, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Кроме того, из пункта 3 данного Постановления следует, что согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
Право каждого ребенка на меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства, провозглашается в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 24). Согласно Декларации прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года) ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту; ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании; он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия, а суды, административные или законодательные органы во всех действиях в отношении детей - уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка и обеспечивать ему защиту и заботу, возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах их способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункты 1 и 2 статьи 3, пункт 1 статьи 18 и пункт 2 статьи 27). Одновременно Конвенция требует от государств-участников уважать ответственность, права и обязанности родителей должным образом руководить ребенком при осуществлении им своих прав исходя из принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за его воспитание и развитие, равно как и уважать право ребенка на сохранение семейных связей, не допуская противозаконного вмешательства, с тем чтобы он не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, кроме случаев применения компетентными органами, согласно судебному решению, основанных на законе процедур, обусловленных необходимостью такого разлучения в наилучших интересах ребенка (статья 5, пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 9 и статья 18).
Конкретизируя предписания статей 7 (часть 1), 38 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 60, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, и корреспондирующие этим предписаниям приведенные положения международно-правовых актов, предполагающих, помимо прочего, предпочтительность совместного проживания родителей со своими несовершеннолетними детьми и, соответственно, возлагающих на государство ответственность за создание для этого необходимых условий, федеральный законодатель ввел в правовое регулирование правила, касающиеся места жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, и граждан, находящихся под опекой, каковым признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК Российской Федерации и пункт 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.
Исходя из изложенного, следует, что членами семьи Бортник Н.С. являются ее несовершеннолетние дети: дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые имеют право проживать одной семьей, в связи с чем, при принятии решения о предоставлении несовершеннолетней ФИО2, страдающей соответствующим заболеванием, жилого помещения должны приниматься во внимание права других членов семьи на благоприятные условия проживания. Таким образом, с учетом возраста сына ФИО4 Н.С. - ФИО4 Д.С., не достигшего совершеннолетия, условий проживания в квартире по адресу: <адрес> суд приходит к выводу, что жилое помещение необходимо предоставить Бортник Н.С. на состав семьи их трех человек: Бортник Н.С. (мать, ФИО33 (сын) и ФИО34 (дочь).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма; норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов; Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
В силу части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением главы городского поселения Головко А.Г. от 07.07.2011 № 32 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма равной 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Установлена учетная норма площади жилого помещения в целях признания граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 кв.м. на одного члена семьи.
В силу ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Следовательно, исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, установленной для семьи из трех человек в размере 18 кв.м. на человека или 54 кв.м. (18х3), с учетом квартиры, принадлежащей Бортник Н.С. и ее сыну ФИО35 на праве общей долевой собственности, общей площадью 24,7 кв.м., истец и члены его семьи имеют право на предоставление по договору социального найма жилого помещения общей площадью 29,3 кв.м. (54 кв.м.-24,7 кв.м.), в связи с чем, предоставление истцу жилого помещения большей площадью является незаконным.
Суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что в бюджете Москаленского городского поселения в настоящее время не имеется денежных средств на приобретение жилого помещения, свободные помещения отсутствуют, исходя из следующего.
Как указано выше, ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Таким образом, отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что ответчиком не оспаривалось право истца Бортник Н.С. на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке, с учетом того, что несовершеннолетняя дочь истицы – ФИО36 имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку имеет заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, по договору социального найма, на семью из трех человек, общей площадью не ниже установленных норм, а именно, 29,3 кв.м., расположенного в черте населенного пункта р.<адрес>, с учетом площади жилого помещения, находящегося в собственности Бортник Н.С. и ФИО37, суд находит исковые требования прокурора Москаленского района к администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности во внеочередном порядке предоставить жилое помещение по договору социального найма обоснованными.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются, вследствие чего с ответчика государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 29,3 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.07.2020.
"░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░ ░░░░░ ______________________ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. «_____»_________________20_____ ░. |
░░░ 55RS0№-23