Дело № 2-292/2024 24RS0057-01-2023-001561-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2024 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Рудь А.А.,
при секретаре судебного заседания Шанкиной С.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника Шарыповского межрайонного прокурора Маслова О.С.,
представителя административного ответчика - Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края Расторгуев А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Шарыповского муниципального округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шарыповский городской суд Красноярского края к Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края с иском о возложении обязанности на ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить дорожной одеждой и стационарным электрическим освещением улично-дорожную сеть по <адрес>.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что Шарыповской межрайонной прокуратурой, по обращению ФИО3 проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения, в части исполнения требований к эксплуатационному состоянию дорог, в ходе которой установлено следующее. В нарушение норм права дорога по <адрес> не имеет дорожной одежды. В нарушение требования ГОСТ Р 52766-2007 по <адрес> не имеется стационарного электрического освещения. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Шарыповского муниципального округа 17.04.2023 вынесено представление прокурора, которое 03.05.2023 рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, удовлетворяя требования прокуратуры фактически выявленные нарушения не устранены. В свою очередь, выявленные нарушения напрямую влияют на безопасность дорожного движения, тем самым влекут угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц (участников дорожного движения.
Определением суда от 05.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО «Россети Сибирь».
Определением суда от 25.03.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник Шарыповского межрайонного прокурора Маслова О.С. исковые требования к ответчику Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края поддержала по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края Расторгуев А.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) не возражал против удовлетворения требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «Россети Сибирь» Киселев А.Г. (по доверенности) в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно представленному отзыву пояснил, что в районе указанных адресов размещены линейные объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ПАО «Россети Сибирь». Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. С учетом того, что земельные участки не изымаются – бремя их содержания сохраняется за собственниками. При выполнении любых работ в пределах охранных зон объектов энергетики ответчику необходимо получить предварительное согласование у ПАО «Россети Сибирь».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа – руководитель Козленко Е.В. в судебное заседание не явился, согласно ранее представленного отзыва указал, что работы по обустройству дорожной одежды по <адрес> будут проводиться с 01.06.2024 года по 10.07.2024 года. Закупка размещена на сайте ЕИС закупки ИКЗ: №. Подача заявок для определения подрядчика закончилась 11.03.2024, подписание контракта с подрядчиком проводится в течение 2 недель после окончания подачи заявок. По ремонту и текущему содержанию уличного электроосвещения на территории <адрес> будут проводиться с 01.06.2024 года по 10.07.2024 года.
Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания по гражданскому делу является общедоступной и была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Шарыповского городского суда Красноярского края shargor.krk.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство» подраздел «Гражданские дела»).
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, согласно ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п. 1 ст. 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с пп. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ).
Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации.
Положениями пп. 6, 11 ч. 1 ст. 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ст. 14 Закона № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.08.2018 № 474/пр утвержден свод правил «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования».
Разделом 12 Правил установлены требования на проектирование конструкций дорожных одежд улиц и дорог населенных пунктов.
Согласно п. 12.3 Правил для улиц и дорог местного значения сельских поселений установлен щебеночный и гравийный тип одежды.
Кроме того, ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлены общие требования к автомобильным дорогам общего пользования.
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что стационарное освещение на автомобильных дорогах устраивают, в том числе и на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Как установлено в судебном заседании, 16.03.2023 в Шарыповскую межрайонную прокуратуру поступило заявление ФИО3, в соответствии с которым заявитель указывает о том, что проживает по адресу <адрес> является собственником соседних участков, находящихся по адресам: <адрес> на протяжении 3 лет. На указанных участках дороги не отсыпаются и отсутствует освещение на улице.
Согласно протоколу осмотра при проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения № 49 от 13.04.2023 года, в ходе обследования участка дороги <адрес>, а также <адрес>, были выявлены следующие недостатки, а именно отсутствие какой-либо транспортной доступности. Таким образом, проведенным осмотром, установлены нарушения требований СП 42.13330.2016 таблицы 4.4, СП 396.1325800 (27.12.2021) Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования, в таблице 12.1. Кроме того, на осматриваемых участках отсутствуют пешеходные дорожки (тротуары), чем нарушены требования п.п. 4.5.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а также освещение, чем нарушены требования п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Шарыповским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере безопасности дородного движения исх. № от 17.04.2023 года главе Шарыповского муниципального округа, в соответствии с которым прокурор потребовал в установленный законом месячный срок со дня внесения представления принять меры к устранению выявленных нарушений.
Согласно ответу Администрации Шарыповского муниципального округа на представление Шарыповского межрайонного прокурора об устранении нарушений федерального законодательства в сфере безопасности дородного движения от 17.04.2023 года, ответчик указал о том, что для обустройства дорожной одежды по <адрес> определен комплекс мероприятий. Муниципальный контракт на соответствующие работы размещен на ЕИС ЗАКУПКИ и будет заключен до 10.05.2023 года. Работы по обеспечению уличным освещением вышеуказанных улиц села включены в план-график выполнения работ на 2024 год, так как необходимо устройство линии уличного освещения с установкой опор и новое технологическое подключение согласовывается с ПАО «Россети Сибирь». После согласования подключения и объема работ, в бюджете Шарыповского муниципального округа будут учтены соответствующие средства на их проведение.
Таким образом, учитывая, что на момент разрешения спора ответчиком представление Шарыповского межрайонного прокурора в части обустройства дорожной одеждой и стационарным электрическим освещением улично-дорожной сети по <адрес> не исполнено, суд приходит к выводу о нарушении указанными действиями Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края прав неопределенного круга лиц.
Выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования, является необходимой мерой, направленной на соблюдение требований безопасности дорожного движения.
Оценив доказательства по делу в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Предлагаемый истцом по делу срок для исполнения возложенной судом на ответчика обязанности – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд находит разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга к Администрации Шарыповского муниципального округа о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Шарыповского муниципального округа Красноярского края (ИНН 2459021270, ОГРН 1202400028819) обязанность обустроить дорожной одеждой и стационарным электрическим освещением улично-дорожную сеть по <адрес>, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда (принятия решения суда в окончательной форме).
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 мая 2024 года.
Мотивированное решение суда составлено 7 июня 2024 года.
Председательствующий: подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>