Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2023 года <адрес>
Магасский районный суд в составе председательствующего судьи Калиматовой З.М.,
при секретаре Арчаковой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ужаховой Р. К. о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на него,
УСТАНОВИЛ:
Ужахова Р.К. обратилась в суд с указанным иском о включении в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Дидиговой И. Б. ДД.ММ.ГГГГ г.р., недвижимое имущество (квартира), расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес> «А», <адрес>, общей площадью 73,00 кв.м. и признать за ней право собственности в порядке наследования на вышеуказанный объект недвижимости.
В обосновании заявления ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее дочь - Дидигова И. Б. ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>. Указанный факт подтверждается свидетельством о смерти, 97750107 Орган ЗАГС Москвы №, выданный ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти открылось наследство. У Дидиговой И.Б. имеются совершеннолетние дети: дочь - Дидигова Л. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын - Дидигов Д. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со статьей 1158 ГК РФ нотариально заверяют, что отказываются от причитающегося им наследства после умершей ДД.ММ.ГГГГ матери Дидиговой И. Б. в пользу ее матери Ужаховой Р. К.. После смерти наследодателя (дочери), она приняла наследство и продолжает им пользоваться. В установленный законом срок обратилась к нотариусу, однако ей отказано в выдаче свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, находящееся по адресу: Российская Федерация, <адрес> «А», <адрес>, ввиду того, что наследником не представлены надлежаще оформленные и зарегистрированные документы на вышеуказанную квартиру на имя умершей Дидиговой И.Б.
Стороны надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие нотариуса Назрановского нотариального округа.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
На основании п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Из свидетельства о смерти ХI-МЮ № от 12.07.2022г., следует, что Дидигова И. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти №.
Из постановления об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного нотариусом Мамиловым Х.Х., следует, что в совершении нотариального действия отказано, в связи с тем, что отсутствуют правоустанавливающие документы на объект недвижимости (наследственное имущество) расположенного по адресу: <адрес> «А», <адрес>.
Вместе с тем, в материалах дела имеются документы на имущества, принадлежавшего завещателю на момент открытия наследства (договор на участие в долевом строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: <адрес> «А», <адрес>, акт передачи результата работ, завершенных строительством 40-ка квартирного жилого <адрес> мкр. № <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, технический план помещения от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес> «А», <адрес> ).
Согласно п. 8 руководящих разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29.05.2012г. "О судебной практике по делам о наследстве", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство на имущество, принадлежавшее Дидиговой И.Б., на момент смерти.
Однако, Дидигова И.Б. умерла, не успев при жизни в установленном законом порядке зарегистрировать свое право собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> «А», <адрес>.
В материалах дела имеются нотариально удостоверенные заявления детей Дидиговой И.Б. – Дидиговой Л.Р., Дидигова Д.Р. из которых следует, что они отказываются от причитающегося им наследства после умершей ДД.ММ.ГГГГ матери Дидиговой И. Б. в пользу ее матери Ужаховой Р. К..
Согласно ст.1152 ч.4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как разъяснял Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 11 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Таким образом, право собственности на наследуемое имущество у наследника, принявшего наследство, возникает в силу закона. С учетом того, что наследник, принявший наследство, уже стал собственником входящего в состав наследства имущества, в том числе и недвижимого, факт отсутствия государственной регистрации прав на это имущество юридического значения не имеет. Выданное наследнику свидетельство о праве на наследство является правоподтверждающим документом.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Указанные нормы Конституции Российской Федерации не могут пониматься иначе, как устанавливающие приоритет соблюдения установленных законодательством Российской Федерации прав человека и гражданина перед правами других участников гражданских правоотношений.
При таких обстоятельствах, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ужаховой Р. К. о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Дидиговой И. Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недвижимое имущество (квартира), расположенное по адресу: <адрес> «А», <адрес>, общей площадью 73,00 кв.м.
Признать за Ужаховой Р. К. право собственности в порядке наследования на недвижимое имущество (квартира), расположенное по адресу: <адрес> «А», <адрес>, общей площадью 73,00 кв.м
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья З.М.Калиматова