Судья: Волобуева Е.А. Дело № 33а-13230/2022
УИД№
Дело № 2а-1186/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.,
судей – Хлыстовой Е.В., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре – Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара на решение Самарского районного суда г. Самары от 16 сентября 2022 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения заинтересованного лица Столяровой И.Д. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Столяров П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления об исключении из списка инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся.
В обоснование заявленных требований указано, что Столяров П.В. является инвалидом с детства со сроком установления диагноза «бессрочно», с 24 декабря 2004 г. включен в список инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Распоряжением от 8 апреля 2022 г. № 947 административный истец исключен из списка инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в связи с обеспеченностью жилой площадью более 9,0 кв.м. на человека.
Административный истец полагает, что административным ответчиком неправильно произведен расчет размера общей площади, в связи с чем решение об исключении его из списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, нарушающим его права и интересы, поскольку он стоит в очереди на получение выплаты на приобретение жилья из средств федерального бюджета 17 лет, за это время поменял статус с «ребенка-инвалида» на «инвалида», со своей несовершеннолетней дочерью является отдельной семьей, жилым помещением не обеспечен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений (л.д.89), Столяров П.В. просил суд признать незаконным решение об исключении его и его семьи из списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, стоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
с 24 декабря 2004 г., оформленное Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 8 апреля 2022 г. № и обязать административного ответчика восстановить его в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.о. Самара с даты первоначальной постановки на учет.
Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление Столярова П.В. удовлетворено частично. Признано незаконным решение об исключении Столярова П.В. и его семьи из списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, стоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 24 декабря 2004 г., оформленное распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 8 апреля 2022 г.
№; на административного ответчика возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда восстановить Столярова П. В. в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по
г.о. Самара с даты первоначальной постановки на учет.
В апелляционной жалобе Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм права.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В заседании судебной коллегии заинтересованное лицо Столярова И.Д. возражала против доводов апелляционной жалобы, указав, что решение районного суда является законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 указанного Федерального закона, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С января 2018 года полномочия по учету отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов, а также по предоставлению социальных выплат на приобретение жилого помещения, вышеуказанной категории граждан, принятых на учет до 1 января 2005 г., переданы Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара на основании решения Думы г.о. Самара от 28 мая 2009 г. № 754 (в редакции от 22 декабря 2017 г.).
В соответствии с пунктом 1.9 Положения «О порядке управления распоряжения муниципальным жилищным фондом г.о. Самара», утвержденного Думой г.о. Самара от 28 мая 2009 г. № 754, Департамент управления имуществом г.о. Самара обеспечивает ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
В 2009 году сформирован единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по г.о. Самара, в той же хронологической последовательности, в которой граждане поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях районов по месту жительства.
В связи с тем, что 11 июля 2006 г. вступил в силу Закон Самарской области от 11 июля 2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», сформированы списки отдельных категорий граждан (в том числе и инвалидов), имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ и Законом Самарской области от 11 июля 2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Судом установлено и следует из материалов дела, что Столяров П.В. является инвалидом с детства со сроком установления диагноза «бессрочно» (т. 1 л.д.7).
Столяров П.В. проживает по адресу: <адрес>, совместно с дочерью С. Е.П., отцом С. В.И., матерью С. И.Д. и братом С. Д.В. (т. 1 л.д.12).
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что
с 24 декабря 2004 г. Столяров П.В. включен в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 8 апреля 2022 г. № Столяров П.В. исключен из списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании часмти 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в дейстие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на обеспечение жилыми помещениями (обеспеченность жилой площадью более 9 кв.м. на человека), о чем в адрес административного истца направлено уведомление от 8 апреля 2022 г. № 1-02/2-03-02-1/1598 (т. 1 л.д.13, т. 2 л.д. 45-47).
21 апреля 2022 г. Столяров П.В. направил в адрес административного ответчика претензию о несогласии с принятым решением об исключении его из списка, указав на ошибку в расчетах площади жилых помещений (т. 1 л.д.14).
По результатам рассмотрения указанной претензии Департаментом опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара 19 мая 2022 г. Столярову П.В. дан ответ, согласно которому в расчет учетной нормы площади жилого помещения учтены: двухкомнатная квартира, общей площадью 43,5 кв.м., жилой - 30,5 кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежащая административному истцу и его семье на праве собственности и однокомнатная квартира, общей площадью 39,9 кв. м. по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности отцу Столярова П.В. (т. 1 л.д.15-17).
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком при расчете суммарной площади жилых помещений, приходящихся на членов семьи Столярова П.В., неправомерно учтена площадь нежилого помещения - кухни 13,7 кв.м., в квартире по адресу: <адрес>. Принимая во внимание, что на момент принятия оспариваемого решения об исключении Столярова П.В. и его семьи из списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, уровень обеспеченности жилой площади семьи Столярова П.В. составляла 8,52 кв.м. на одного человека (30,5 кв.м.+12,1 кв.м.)/5), то есть менее нормы предоставления жилого помещения на человека, районный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для исключения Столярова П.В. и его семьи из вышеуказанного списка.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами районного суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 указанного Федерального закона, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Самарской области от 11 июля 2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» предусмотрено, что обеспечение жильем указанных категорий граждан, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 г., осуществляется путем предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
Порядок предоставления социальных выплат определен Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. № 77 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан», в соответствии с которым предоставление социальных выплат осуществляется органом местного самоуправления по спискам граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях районов по месту жительства.
Таким образом, согласно действующему законодательству основанием для обеспечения указанной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу пункта 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки Столярова П.В. на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 г., под улучшением ими жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством.
Согласно статье 4 Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», в Самарской области учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 4 части 2 статьи 2 указанного Закона, - 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В пункте 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. № 87-ГД перечислены категории граждан, подпадающих под действие указанного закона: граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставшие на учет до 1 января 2005 г., а именно инвалиды; семьи, имеющие детей-инвалидов.
Постановлением исполкома Куйбышевского Областного совета народных депутатов и президиума областного Совета профессиональных союзов от 11 декабря 1984 г. №530, действовавшим на момент включения административного истца в список, учетная норма площади жилого помещения установлена 9 кв.м. жилой площади на человека.
Постановлением Главы г.о. Самара от 11 ноября 2008 г. № 988 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан» для граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно инвалидов; семей, имеющих детей-инвалидов установлена учетная норма в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах.
Пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1-3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В обоснование расчета учетной нормы жилой площади административный ответчик, ссылаясь на пункт 5.3 Свода правил «СП 54.13330.2016», указал, что общую комнату, площадью 13,7 кв.м., в квартире по адресу: <адрес>, следует считать жилым помещением, в связи с чем данная площадь подлежала включению в расчет. Определив, что средний метраж жилой площади на одного члена семьи Столярова П.В. составляет 11,2 кв.м. (30,5 кв.м.+12,1 кв.м.+13,7 кв.), что превышает норму предоставления жилого помещения, уполномоченный орган принял решение об исключении Столярова П.В. и его семьи из списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, стоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако судом установлено и следует из материалов дела, что Столярову П.В., С. В.И., С. И.Д., С. Д.В. на праве общей долевой собственности (по ? доле у каждого) принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 43,4 кв.м, жилой площадью 30,5 кв.м. (т. 1 л.д.127-135).
Кроме того, С. В.И. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 39,9 кв.м., жилой – 12,1 кв.м (т. 1 л.д.124-126), поскольку из приложения № 1 к Договору участия в долевом строительстве
№ от 28 марта 2020 г. следует, что квартира в <адрес> является однокомнатной с одной жилой комнатой - спальней площадью 12,1 кв.м., общей комнатой, площадью 13,7 кв.м. При этом, из плана квартиры следует, что общая комната, площадью 13,7 кв.м. фактически соединена с кухней-нишей, площадью 3,9 кв.м. (т. 1 л.д.20-22).
Согласно пункту 5.3 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные» в квартирах, предоставляемых гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования следует предусматривать жилые помещения (комнаты) и подсобные: кухню (или кухню-нишу), переднюю, ванную комнату (или душевую) и туалет (или совмещенный санузел), кладовую (или хозяйственный встроенный шкаф).
Таким образом, районным судом верно установлено, что административным ответчиком при расчете учетной нормы площади жилого помещения необоснованно учтена площадь подсобного помещения - 13,7 кв.м., являющегося нежилым помещением, при исключении которой из совокупности площадей, учитываемых при снятии с учета, размер площади на одного члена семьи Столярова П.В. составляет 8,52 кв.м. ((30,5 кв.м. +12,1 кв.м.):5), что менее учетной нормы.
С учетом установленных обстоятельств и принимая во внимание, что уровень обеспечения жилым помещением у Столярова П.В. с момента его первоначальной постановки на учет как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не изменился, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение о снятии Столярова П.В. и его семьи с соответствующего учета и исключении из списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.о. Самара, является незаконным и его права подлежат восстановлению путем восстановления в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.о. Самара с даты первоначальной постановки истца на учет.
Доводы апелляционной жалобы об обоснованности исключения Столярова П.В. из списка лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ ввиду того, что он обеспечен жилой площадью более учетной нормы, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права. Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке всех исследованных судом доказательств и установленных по делу обстоятельств, не опровергают правильность и законность выводов суда, изложенных в решении.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Судебная коллегия считает, что суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
При указанных обстоятельствах, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского районного суда г. Самары от 16 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -