Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-163/2023 ~ М-121/2023 от 18.05.2023

Дело № 2-163/2023

24RS0051-01-2023-000165-02

                            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тасеево                                                   10 июля 2023 года

Тасеевский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Заречной В.В.,

при секретаре Купцовой А.А.,

с участием представителя истца – министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Васильевой Н.В., действующей на основании доверенности,

ответчика Петренко С.В.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Петренко Сергею Владимировичу, Петренко Галине Георгиевне, Петренко Александру Сергеевичу, Петренко Татьяне Сергеевне об обязании очистить земельный участок от отходов автомобильных покрышек,

УСТАНОВИЛ:

Истец - министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в Тасеевский районный суд к ответчикам Петренко Сергею Владимировичу (далее – Петренко С.В.), Петренко Галине Георгиевне (далее – Петренко Г.Г.), Петренко Александру Сергеевичу (далее – Петренко А.С.), Петренко Татьяне Сергеевне (далее - Петренко Т.С.) с исковым заявлением об обязании очистить земельный участок от отходов автомобильных покрышек. Свои исковые требования мотивировало тем, что министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края в ходе рассмотрения дела об административном правонарушениях в отношении Петренко С.В. по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что Петренко С.В. на принадлежащем ему и ответчикам Петренко Г.Г., Петренко А.С., Петренко Т.С. складирует на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отработанные автомобильные покрышки. Решением Тасеевского районного суда Красноярского края физическому лицу Петренко С.В. запрещено осуществление хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды на прилегающей территории земельного участка по адресу: <адрес>, находящейся в водоохраной зоне. В результате деятельности Петренко С.В. образуются отходы, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, а именно шины пневматические автомобильные отработанные, относящиеся к 4 классу опасности. Тем самым, ответчиками нарушены требования законодательства в сфере охраны окружающей среды. Просит обязать Петренко С.В., Петренко Г.Г., Петренко А.С., Петренко Т.С. в солидарном порядке в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу очистить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , от отходов автомобильных покрышек.

В судебном заседании представитель истца – министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Васильева Н.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала по фактическим и правовым основаниям, указанным в исковом заявлении. По существу иска пояснила, что сведений об устранении нарушений природоохранного законодательства со стороны ответчиков не представлено.

В судебном заседании ответчик Петренко С.В. с заявленными исковыми требованиями согласился. Пояснил, что он очистил территорию земельного участка от отходов автомобильных покрышек.

Ответчики Петренко Г.Г., Петренко А.С., Петренко Т.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причине неявки не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству копия искового заявления, судебное извещение о времени и месте судебного заседания направлялись по адресу места регистрации ответчиков, однако письма вернулись в суд с отметкой почтового отправления «истек срок хранения». Согласно ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. В силу п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Согласно п. 68 указанного Постановления ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное. Таким образом, суд находит, что ответчики Петренко Г.Г., Петренко А.С., Петренко Т.С. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения гражданского дела. В связи с указанными обстоятельствами, учитывая согласие участников на рассмотрение дела в отсутствии неявившихся ответчиков, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

Выслушав представителя истца Васильеву Н.В., ответчика Петренко С.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 42 Конституции РФ, преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу положений ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу положений Федерального классификационного каталога отходов шины пневматические автомобильные отработанные, код – 92111001504, 4 класс опасности включены в указанный классификатор.

Во исполнение положений Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приказом Минприроды России от 11 июня 2021 года № 399 утверждены требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности, которые при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности определяют условия обращения с видами отходов, включенными в Федеральный классификационный каталог отходов и отнесенными к конкретным группам однородных отходов I - V классов опасности, соблюдение которых обеспечивает реализацию приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления, и предназначены, в том числе для граждан.

Заочным решением Тасеевского районного суда Красноярского края от 10 ноября 2021 года, вступившим в законную силу 28 декабря 2021 года, с учетом определения Тасеевского районного суда Красноярского края от 06 марта 2023 года, вступившим в законную силу 29 марта 2023 года установлено, что Петренко С.В. как физическое лицо на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, и прилегающей к нему территории, осуществляет деятельность по шиномантажу, от которого на берегу <данные изъяты> осуществляется складирование на почве отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов: шины пневматические автомобильные отработанные, код – 92111001504, 4 класс опасности, и последнему запрещено на прилегающей территории земельного участка по адресу: <адрес>, находящейся в водоохраной зоне, осуществление хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, по оказанию: комплекса услуг, необходимых для поддержания в рабочем состоянии колес автомобиля, в том числе: снятие колес, монтаж (демонтаж) шин с дисков, балансировка колес; комплекса услуг по проверке технического состояния автомобиля в целом и всех его частей в отдельности; комплекса услуг по профилактической работе по замене жидкостей, фильтров и других элементов, подлежащих замене.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что Петренко С.В. на территории дома, в ограде на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, складирует автомобильные шины. Указанные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания от 15 сентября 2022 года № 110-09/ЭМ, согласно которому Петренко С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком требований земельного и природоохранного законодательства. Доводы ответчиков Петренко С.В., Петренко Г.Г., Петренко А.С., Петренко Т.С. о том, что земельный участок полностью очищен от всех видов отходов автомобильных покрышек, покрышки утилизированы в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 июня 2021 года № 399, своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашли. В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратному не представлено. При этом, к ходатайству ответчиков какие-либо относимые акты проверки со стороны истца не представлены, и более того, в ходе судебного заседания ответчик Петренко С.В. пояснил, что представителей истца на территорию своего земельного участка он допускать не будет. Кроме того, в ходе судебного заседания ставился вопрос о проведении судом выезда на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, от чего ответчик Петренко С.В. отказался. Так же суд находит, что представленный акт выездного обследования от 05 июня 2023 года № 137, составленный представителем истца, не подтверждает факт добровольного исполнения обязанности, поскольку как следует из пояснений представителя истца, данных ею в ходе судебного заседания фактически территорию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, представитель министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края не обследовал в виду отсутствия согласия ответчиков на проведение осмотра их земельного участка, и следовательно с учетом устных обращений гражданина Шлейнинга И.И., состоявшихся после 05 июня 2023 года о том, что Петренко С.В. продолжает складировать автомобильные шины, сделать вывод о добровольном удовлетворении заявленных исковых требований не представляется возможным.

Суд считает, что действиями ответчика нарушаются интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Российской Федерации, что недопустимо, поскольку в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенных выше обстоятельств суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Петренко Сергею Владимировичу, Петренко Галине Георгиевне, Петренко Александру Сергеевичу, Петренко Татьяне Сергеевне об обязании очистить земельный участок от отходов автомобильных покрышек удовлетворить в полном объеме.

Обязать Петренко Сергея Владимировича, Петренко Галину Георгиевну, Петренко Александра Сергеевичу, Петренко Татьяну Сергеевну в солидарном порядке в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу очистить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , от отходов автомобильных покрышек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня вынесения судьей решения в окончательной форме через Тасеевский районный суд.

Председательствующий:                                   В.В. Заречная

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2023 года.

2-163/2023 ~ М-121/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Ответчики
Петренко Галина Георгиевна
Петренко Татьяна Сергеевна
Петренко Александр Сергеевич
Петренко Сергей Владимирович
Суд
Тасеевский районный суд Красноярского края
Судья
Заречная Валентина Викторовна
Дело на странице суда
taseevo--krk.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2023Передача материалов судье
19.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2023Дело оформлено
16.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее