Дело №12-104/2022
Р Е Ш Е Н И Е
07 июня 2022 года г.Белорецк
Судья Белорецкого межрайонного суда РБ Вильданова А.Р.,
при секретаре Егошиной С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кучкина Евгения Юрьевича на постановление мирового судьи судебного участка №... по ... от ... о привлечении Кучкина Евгения Юрьевича к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.9 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №... по ... от ... Кучкин Е.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.9 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа ... рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Кучкин Е.Ю. обратился с жалобой, в обоснование доводов жалобы указал, что считает постановление мирового судьи не обоснованным и нецелесообразным, так как в данное время находится в местах лишения свободы по уголовному делу, в связи с чем не имеет возможности оплатить сумму штрафа, не имеет источника дохода, средств для оплаты. Мировой судья, зная об указанных обстоятельствах, приняла решение о назначении штрафа. Кучкин Е.Ю. просит отменить постановление мирового судьи и заменить денежную выплату на другие виды наказания, предусмотренные ст. 6.9 КоАП РФ.
Судебное заседание по настоящему делу назначено с использованием системы видеоконференцсвязи с исправительным учреждением, где отбывает наказание Кучкин Е.Ю., однако в установленное судом время исправительное учреждение на сеанс видеоконференцсвязи Кучкина Е.Ю. не доставило, учитывая, что Кучкин Е.Ю. о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в числе прочих, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении №... от ... Кучкин Е.Ю. ... в ... час. находясь на берегу пруда вблизи ... потребил наркотическое средство ... и наркотическое средство ... без назначения врача.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Следовательно, при рассмотрении дела об административном правонарушении одним из обстоятельств, подлежащих обязательному выяснению, в силу приведенных правовых норм является проверка соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 указанного Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно части 1 статьи 27.12.1 названного Кодекса направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 указанной статьи, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 37 утверждены Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения (далее - Правила).
В указанных Правилах содержится правовое регулирование, аналогичное закрепленному в вышеприведенных положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из изложенных норм права следует, что о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должен составляться соответствующий протокол, в котором указываются, в том числе, основания направления на медицинское освидетельствование. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется в присутствии лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и удостоверяется, в том числе, его подписью. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания такого процессуального акта в нем делается соответствующая запись.
Исключений из установленного порядка применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, по которому состояние опьянения, следовательно, и факт потребления наркотических средств без назначения врача, что может быть установлено только при медицинском освидетельствовании, входит в предмет доказывания, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит.
Согласно акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) от ... №... освидетельствование в отношении Кучкина Е.Ю. проведено по направлению ОНК ОМВД России по .... Между тем в материалах дела протокол о направлении Кучкина Е.Ю. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения отсутствует, при этом мировым судьей не истребованы сведения о том составлялся ли такой протокол, по какой причине он не приобщен к материалам дела.
Таким образом, мировым судьей при рассмотрении данного дела все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены, отсутствие процессуального документа, составление которого является обязательным, а также отсутствие правовой оценки тому, являются ли имеющиеся в материалах дела доказательства при нарушении порядка направления на медицинское освидетельствование достаточными для вывода о наличии в действиях Кучкина Е.Ю. состава вменяемого ему административного правонарушения, в постановлении мирового судьи не содержатся.
Допущенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Данное обстоятельство, в соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, является безусловным основанием для отмены постановления и направления дела на новое рассмотрение, поскольку в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ не истек.
В связи с отменой постановления по указанным основаниям, судья не входит в обсуждение иных доводов поданной жалобы, они подлежат рассмотрению при новом рассмотрении дела по существу. Возражения относительно фактических обстоятельств дела, подлежащих выяснению в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, Кучкин Е.Ю. вправе привести при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем постановлении, установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, дать надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №... по ... от ... о привлечении Кучкина Евгения Юрьевича к административной ответственности по ч.1 ст.6.9 КоАП РФ отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №... по ....
Решение может быть пересмотрено в порядке ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: А.Р. Вильданова