РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июля 2023 года город Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Самозванцевой Т.В.,
при помощнике судьи Сухиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1396/2023 по иску Новикова Н.И., Новиковой Е.Н. к Администрации города Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г.Тулы, УМВД России по Тульской области о признании права муниципальной собственности, обязании заключить договор социального найма, признании права на вселение и регистрацию членов семьи,
установил:
Новиков Н.И., Новикова Е.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Тулы о признании права пользования квартирой, обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
В обоснование заявленных требований сослались на то, что они, Новиков Н.И. и Новикова Е.Н., с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживают и зарегистрированы в квартире №, расположенной по адресу: <адрес>. Квартира была предоставлена Новикову Н.И. в период службы в ФСБ России по Тульской области, на нее был выдан ордер. Ранее с истцами в указанной квартире проживали две дочери, которые в настоящее время выехали в другое постоянное место жительства в связи с замужеством. Они, истцы, с момента заселения в квартиру в 1996 году и по настоящее время постоянно проживают в квартире, несут бремя ее содержания, производят в ней необходимые ремонты, оплачивают все коммунальные платежи. Новиков Н.И. указан в выписке из домовой книги, выданной АО «ОЕИРЦ» в качестве ответственного плательщика, Новикова Е.Н. – в качестве его жены. В 2020 году истцы обратились в Комитет имущественных и земельных отношений Администрации г.Тулы с заявлением о заключении с ними договора социального найма. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации г.Тулы им было отказано и разъяснено, что жилое помещение – <адрес> в Едином реестре имущественного муниципального образования <адрес> не числится. Поэтому, не являясь собственником квартиры, Администрация г.Тулы не имеет возможности заключить с ними, Новиковыми, договор социального найма на данное жилое помещение. Аналогичный ответ дан в отношении квартиры Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации г.Тулы ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: <адрес> также не учтена в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях. По данным ГУ ТО «Областное БТИ», право собственности на указанную квартиру до ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на указанную квартиру не зарегистрировано. Из постановления главы администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации в БТИ квартир принятого в эксплуатацию 108-квартирного жилого дома по <адрес> Пролетарского района г.Тулы» следует, что бюро технической инвентаризации необходимо зарегистрировать по праву собственности за физическими и юридическими лицами на основании договоров долевого участия в строительстве, договоров купли-продажи и договоров передачи, согласно приложению №. В приложении № приведена выписка из протокола распределения 108 квартир жилого <адрес>. В п. 3 указано, что Управлению Федеральной службы безопасности РФ по Тульской области распределена квартира № количество комнат – 3, этаж -9, общая полезная площадь – 71,0, жилая площадь квартиры – 39,2, площадь лоджии – 6,9, общая площадь – 74,5. Управлением ФСБ по Тульской области представителю истцов были представлены документы, подтверждающие выделение Новикову Н.И. на состав семьи 4 человека (жена Новикова Е.Н.. <данные изъяты> года рождения, дочь Новикова И.Н., <данные изъяты> года рождения, дочь Новикова Г.Н., <данные изъяты> года рождения) квартиры <адрес>. Эти сведения подтверждаются протоколом № заседания жилищно-бытовой комиссии УФСБ РФ по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, копией списка распределяемых квартир; постановлением главы администрации Центрального района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилой площади, закрепленной за Управлением ФСБ России по <адрес>». Согласно тексту постановления №, выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена, на квартиры администрацией Пролетарского района г.Тулы должны были быть выданы ордеры согласно прилагаемому списку. Таким образом, истцы Новиковы в 1996 году были вселены в спорную квартиру на законных основаниях, с 1996 года и по настоящее время постоянно проживают в ней, состоят в квартире на регистрационном учете, исполняют все обязанности нанимателей, вытекающие из договора социального найма. Иных жилых помещений на праве пользования или на праве собственности истцы не имеют. Задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг перед АО «ОЕИРЦ» и ресурсоснабжающими организациями у истцов не имеется, что подтверждается оплаченными квитанциями. Законность их проживания в квартире <адрес> не оспаривается, иски о выселении из квартиры к ним не предъявлялись. Полагали, что независимо от подписания договора, приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, с ними подлежит заключению договор социального найма на занимаемое жилое помещение – квартиры <адрес>. Однако отсутствие ордера и отсутствие сведений о квартире в реестре муниципальной собственности препятствует истцам в заключении такого договора в установленном порядке, что не позволяет им реализовать свое право на вселение и регистрацию в квартире своих детей и внуков. Согласно ст. ст. 50, 51 ЖК РСФСР в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент вселения истцов в квартире (ДД.ММ.ГГГГ), установлено, что ордер является основанием для вселения в жилое помещение. Пользование жилым помещением в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения, заключаемым между наймодателем – жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии – соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и не были переданы в ведение органов местного самоуправления в результате изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, если эти жилые помещения предоставлены гражданам на законных основаниях до даты изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, применяются нормы главы 35 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре найма, за исключением статьи 672, пункта 2 статьи 674, статей 683 и 684, пункта 1 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правила о расторжении краткосрочного договора найма абзаца второго пункта 2 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отношениям по пользованию жилыми помещениями, указанными в настоящей части, также применяются нормы части 2 статьи 60, частей 2 и 3 статьи 83, части 1 статьи 154, частей 1 - 5, 9.1 - 13 статьи 156, статей 157 и 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим кодексом.
Просили признать за ними, Новиковым Н.Н., Новиковой Е.Н., право пользования на условиях договора социального найма квартирой №, расположенной по адресу: <адрес>, К№; обязать Администрацию г.Тулы заключить с Новиковым Н.И., Новиковой Е.Н. договор социального найма квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, К№.
Истцы Новиковы неоднократно уточняли исковые требования, окончательно просили признать право муниципальной собственности муниципального образования г.Тула на квартиру <адрес>, К№; заключить с Новиковым Н.Н. и Новиковой Е.Н. договор социального найма на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, К№; признать за Новиковым Н.И. и Новиковой Е.Н. право на вселение и регистрацию по месту жительства в квартире №, расположенной по адресу: <адрес>, членов своей семьи. В обоснование указали, что Управлением ФСБ по Тульской области в дело представлен отзыв на исковое заявление. Ознакомившись с доводами отзыва УФСБ по <адрес>, исходя из того, что ордер на жилое помещение – квартиру № был выдан истцам Новиковым Администрацией Пролетарского района г.Тулы, а квартира № на балансе УФСБ не находилась, какие-либо права на нее за Управлением ФСБ не зарегистрированы, считали необходимым уточнить исковые требования. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Истцы Новиков Н.И., Новикова Е.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители истцов Новикова Н.И., Новиковой Е.Н. по доверенности Зубцова О.Ю., по ордеру адвокат Шершова И.В. после перерыва в судебное заседание не явились, до перерыва просили уточненные исковые требования удовлетворить. Поясняли, что истцу Новикову Н.И. в 1996 году на основании ордера была предоставлена квартира в период службы в УФСБ по Тульской области. Ордер был предоставлен на всех членов семьи. С 1996 года по настоящее время истцы проживают в квартире, несут бремя содержания. В 2020 году истцы обратились в Комитет имущественных и земельных отношений Тульской области для заключения договора социального найма. Но им было отказано, поскольку квартира не находится в реестре муниципальной собственности, а также не находится в реестре федерального имущества. Поскольку истцы не могут оформить свои права на квартиру, необходимо признать право муниципальной собственности на квартиру и заключить с ними договор социального найма.
Представители ответчиков – Администрации города Тулы, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г.Тулы в судебное заседание после перерыва в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены. До перерыва в судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Тулы по доверенности Сафронов А.В. просил отказать в удовлетворении уточненных исковых требований, пояснял, что нет законных оснований для признания права муниципальной собственности, поскольку с 1996 года жилое помещение было распределено УФСБ по Тульской области. БТИ было обязано зарегистрировать право УФСБ по Тульской области. Однако должным образом право не зарегистрировано, в связи с чем сложилась такая ситуация. Ордер выдавался Администрацией Пролетарского района г.Тулы, поскольку в тот период времени в Тульской области существовал такой порядок. Доводы, изложенные в исковом заявлении, основаны на неправильном толковании материального права и не подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика УМВД России по Тульской области по доверенности Сафонова Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, представила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие по усмотрению суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы безопасности России по Тульской области по доверенности Серебрянская О.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена. Ранее представила письменный отзыв, в котором указала, что в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии УФСБ России по Тульской области, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), очереднику Новикову Н.И. на общий состав семьи 4 человека распределена трехкомнатная квартира № жилой площадью 39, 2 кв.м в доме по адресу: <адрес>. Указанная квартира не находилась на балансе УФСБ России по Тульской области, какие-либо права на нее за Управлением также не были зарегистрированы. Постановлением главы администрации Центрального района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилой площади, закрепленной за Управлением ФСБ России по Тульской области» утверждена выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Пролетарского района г.Тулы, где указано выдать ордера на указанную жилую площадь, согласно прилагаемому к постановлению списку. Контроль за исполнением постановления возложен на заместителя главы администрации <адрес>. Истцам на указанное жилое помещение выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ. До вступления в силу ЖК РФ ДД.ММ.ГГГГ в силу ст. 47 ЖК РФ единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер. С нанимателями заключались договоры найма (ст.ст. 51, 106 ЖК РСФСР). Указанные документы выдавались (заключались) гражданину (в соответствии с действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №) исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов (п. 47), жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии – соответствующим предприятием, учреждением, организацией). УФСБ России по <адрес> не выдавало ордер истцам. Указанное жилое помещение никогда не находилось на балансе органа безопасности, какие-либо права на нее не были зарегистрированы. Работа Управления по жилищному обеспечению очередника завершена принятием решения об обеспечении очередника и членов его семьи жилым помещением, с последующим направлением выписки из протокола в администрацию Центрального района г.Тулы. Многоквартирный дом № по адресу: <адрес> принят в эксплуатацию по акту Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию многоквартирного дома, утвержденному постановлением Главы администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается, среди прочего, в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, гарантировании неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
В статье 45 Конституции РФ закреплены положения о том, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением главы администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 108-квартирного жилого дома по <адрес> Пролетарского района г.Тулы.
Постановлением главы администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации в БТИ квартир принятого в эксплуатацию 108 квартирного жилого дома по <адрес> Пролетарского района г.Тулы» определено Бюро технической инвентаризации зарегистрировать квартиры по праву собственности за физическими и юридическими лицами на основании договоров долевого участия в строительстве, договором купли-продажи и договоров передачи (согласно приложению №).
Из выписки из приложения № к постановлению главы администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что согласно протоколу распределения 108 квартир жилого дома по <адрес> Пролетарского района г.Тулы, квартира № распределена Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области.
Согласно протоколу № заседания жилищно-бытовой комиссии УФСБ РФ по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, распределена квартира в жилом доме по адресу: <адрес> Новикову Н.И.
Из постановления главы администрации Центрального района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилой площади, закрепленной за Управлением ФСБ России по Тульской области» следует, что были утверждены списки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания руководства и ЖБК Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области о предоставлении жилой площади в доме <адрес> Пролетарского района г.Тулы на 6 семей. Необходимый материал на получение жилой площади находится при постановлении. Было постановлено просить администрацию Пролетарского района выдать ордера на указанную жилую площадь, согласно прилагаемому списку. Квартиры получены по постановлению администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заявлению и.о. начальника Управления ФСБ по Тульской области Сорокина А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ №/ОМТО, Управление ФСБ РФ по Тульской области в соответствии с постановлением главы администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ просило начальника муниципального предприятия Бюро технической инвентаризации Астахову Т.М. провести регистрацию принятого в эксплуатацию 108 квартирного жилого дома по адресу: <адрес> Пролетарского района г.Тулы.
Суду истцами представлена копия ордера от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Новикову Н.И. и его семье: жене Новиковой Е.И., дочерям Новиковой И.Н., Новиковой Г.Н., как очереднику ФСБ, Исполнительным комитетом Пролетарского Совета народных депутатов предоставлена квартира по адресу: <адрес>.
Согласно поквартирной карточке на квартиру <адрес>, в квартире с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы Новиков Н.И. и Новикова Е.Н., ранее были зарегистрированы дочери истцов.
Из выписки из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в квартире <адрес> зарегистрированы Новиков Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, является ответственным плательщиком, жена Новикова Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно ответу заместителя председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, в Едином реестре имущества муниципального образования г.Тулы квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, не числится.
Из ответа председателя Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы следует, что на заявление Новикова Н.И. по вопросу заключения договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>Б, <адрес>, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы сообщает следующее. Квартира <адрес> в Едином реестре имущества муниципального образования г.Тулы не числится. Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим кодексом. Таким образом, только собственник жилого помещения может принять решение о заключении договора социального найма. В связи с чем, заключить с Новиковым Н.И. договор социального найма на данное жилое помещение не представляется возможным.
Согласно ответу Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в тульской, Рязанской и Орловской областях, жилое помещение К№, общей площадью 71 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, не учтено в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении вышеуказанного жилого помещения отсутствуют данные о наличии регистрации права собственности Российской Федерации. МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях в соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, утвержденным Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, не наделено полномочиями по распоряжению и осуществлению иных юридически значимых действий с объектами недвижимого имущества, в отношении которых право собственности Российской Федерации не зарегистрировано.
Из выписки из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства, помещение (до 1998 года) ГУ ТО «Областное БТИ» следует, что право собственности на квартиру №<адрес> не зарегистрировано.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, квартира <адрес> имеет К№, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Истцами представлены квитанции об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что квартира фактически в настоящее время является собственностью муниципального образования город Тула, в отношении нее может быть заключен договор социального найма.
Истцы проживают квартире с 1996 года, оплачивают проживание в ней, своими фактическими действиями осуществляет права нанимателя жилого помещения. За весть период с 1996 года по настоящее время законность вселения и проживания истцов в спорной квартире никем не оспаривалось, обратного суду не представлено.
Вселение в спорную квартиру истцов происходило на основании ордера, который было постановлено выдать Новиковым на основании постановления главы Администрации Центрального района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ.
До 01 марта 2005 года жилищные правоотношения регулировались Жилищным кодексом РСФСР.
01 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 года за № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Учитывая, что возникшие между сторонами спорные правоотношения носят длящийся характер, суд полагает необходимым руководствоваться при разрешении данного спора как нормами Жилищного кодекса РСФСР, так и нормами закона, действующего на момент разрешения спорных правоотношений, то есть нормами Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Пунктом 1 приложения №3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам муниципальной собственности отнесен жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных советов народных депутатов (местной администрации).
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР (действовавшей на момент вселения истцов), на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
На основании ст. 51 ЖК РСФСР, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Пункт 1 ст. 49 ЖК РФ устанавливает, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Статья 60 ЖК РФ определяет, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 67 ЖК РФ указывает, что наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке:
1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц;
2) сдавать жилое помещение в поднаем;
3) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов;
4) осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения;
5) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи прав может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом;
2) обеспечивать сохранность жилого помещения;
3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
4) проводить текущий ремонт жилого помещения;
5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.
Статья 82 ЖК РФ содержит правило о том, что граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений.
Согласно ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Отсутствие в Едином Реестре муниципального имущества города Тулы спорной квартиры не может служить основанием для ограничения прав истцов, предусмотренных ст. 67 ЖК РФ.
Поскольку изначально квартира <адрес> постановлением главы Администрации г.Тулы была распределена Управлению ФСБ по Тульской области, Исполнительным комитетом Пролетарского Совета народных депутатов предоставлена сотруднику УФСБ по Тульской области - Новикову Н.И., о чем свидетельствует ордер; при этом Управление ФСБ по Тульской области обращалось в БТИ в 1996 году с заявлением о регистрации, что сделано органами БТИ не было; в настоящее время квартира <адрес> ни в чьей собственности не находится, изначально выделялась органом исполнительной власти муниципалитета; при указанных обстоятельствах, отсутствие собственника жилого помещения препятствует истцам в осуществлении их жилищных прав, в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования в части признания права муниципальной собственности муниципального образования г.Тулы на указанную квартиру являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Проанализировав вышеуказанные нормы жилищного законодательства, принимая во внимание, что истцы вселены в спорное жилое помещение в установленном порядке, исполняет все обязанности нанимателя жилого помещения, суд считает, что истцы проживают в спорном жилом помещении с 1996 года по настоящее время именно на условиях договора социального найма жилого помещения.
Поскольку на возникшие правоотношения распространяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, то требования истцов о признании права муниципальной собственности; обязании Администрации г.Тулы заключить с ними договор социального найма подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке:
1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц;
2) сдавать жилое помещение в поднаем;
3) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи прав может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.
В соответствии со ст. 679 ГК РФ, с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется.
Таким образом, уточненные исковые требования в части признания за Новиковым Н.И. и Новиковой Е.Н. права на вселение и регистрацию по месту жительства в квартире № расположенной по адресу: <адрес> членов своей семьи, притом, что указанное право, как у нанимателей указанного жилого помещения, предусмотрено законом, а поэтому не является основанием для подтверждения указанного права судебным актом, удовлетворению не подлежат. Указанным правом на вселение и регистрацию членов семьи истцы вправе воспользоваться на основании закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
уточненные исковые требования Новикова Н.И., Новиковой Е.Н. удовлетворить частично.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования г.Тулы (ИНН 7107030032) на квартиру <адрес>, К№.
Обязать Администрацию г.Тулы (ИНН 7107030032) заключить с Новиковым Н.И. (СНИЛС №), Новиковой Е.Н. (СНИЛС №) договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, К№.
В удовлетворении иных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Самозванцева