Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-16/2022 от 06.05.2022

УИД: №18MS0057-01-2022-000922-46

Дело № 12-16/2022

РЕШЕНИЕ

г. Камбарка                09 июня 2022 года

Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Шадрина Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Камбарского района Удмуртской Республики, мирового судьи судебного участка № 1 Сарапульского района Удмуртской Республики от 07 апреля 2022 года, которым юридическое лицо – Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Камбарского района Удмуртской Республики мирового судьи судебного участка № 1 Сарапульского района Удмуртской Республики от 07 апреля 2022 года, юридическое лицо – Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (далее - Администрация Камбарского района) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

На данное постановление Главой МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» Галановым А.Н. подана жалоба, в которой он просит постановление мирового судьи от 07 апреля 2022 года отменить, считая его незаконным, необоснованным, а производство по делу прекратить.

В целом жалоба мотивирована тем, что в действиях Администрация Камбарского района отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку не является юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории г. Камбарка.

В целях осуществления управленческих функций для решения отдельных вопросов местного значения представительным органом муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» создан и наделен правами юридического лица отраслевой (функциональный) орган - Управление территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (решение Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» от 24.11.2021 № 44). Юридическое лицо зарегистрировано в налоговом органе 27.12.2021. Организационно - правовой формой Управления территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (далее по тексту Управление) является муниципальное учреждение, тип - казенное. Именно к функциям Управления отнесена реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществления иных полномочий. В связи с этим полагает, что в действиях Администрации Камбарского района отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

Кроме того предписание №136/409 от 02.02.2022 выносилось не в адрес Администрации Камбарского района, а в адрес МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», которое не является юридическим лицом. О дате, времени и месте составления протокола Администрации Камбарского района должностным лицом не извещалась.

В судебное заседание Глава муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» Галанов А.Н. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представителя не направил.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.

Суд полагает возможным рассмотреть жалобу при состоявшейся явке по представленным доказательствам.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 02 февраля 2022 года отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД РФ по Камбарскому району в адрес МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» вынесено предписание №136/409 об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, и предложено привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017 состояние проезжей части дорог г. Камбарка УР; расширить проезжую часть дорого, очистить пешеходные зоны, тротуары; убрать колейность на проезжей части дорог.

Основанием для выдачи предписания послужило нарушение МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, закрепленные в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 28 января 2022 года, в соответствии с которым выявлены недостатки улично-дорожной сети: на перекрестке ул. Первомайской и ул. Азина, на ул. Первомайская у дома № 187, на ул. Первомайская у дома № 202 отсутствуют проходы к «Пешеходному переходу», сформирован снежный вал, что является нарушением требований п. 8 ГОСТ Р 50597-2017.; на перекрестке ул. Первомайской и ул. Озерная на пешеходном переходе отсутствуют проходы, сформирован снежный вал, что является нарушением требований п. 8 ГОСТ Р 50597-2017.; на ул. Первомайская у детского сада № 6, на ул. К. Маркса у дома № 221, на перекрестке ул. К. Маркса и ул. Азина, на перекрестке ул. К. Маркса и пер. Островской, на перекрестке ул. К. Маркса и ул. Советская, на перекрестке ул. Советская и ул. Ленина, ул. Советская у дома № 73, на перекрестке ул. Интернациональная и ул. Советская, на перекрестке ул. Нагорная и ул. Советская отсутствуют проходы к «Пешеходному переходу», сформирован снежный вал, что является нарушением требований п. 8 ГОСТ Р 50597-2017.; на пер. Школьный у дома № 3 и у дома № 8 имеется заужение проезжей части дороги «три метра», что является нарушением требований п. 8 ГОСТ Р 50597-2017.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В соответствии с п. 12 ст. 3 вышеуказанного закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу п. 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

Применительно к положениям приведенных выше норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

В целях осуществления управленческих функций для решения отдельных вопросов местного значения, решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (представительным органом муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики») от 24 ноября 2021 года № 44 создан и наделен правами юридического лица отраслевой (функциональный) орган – Управление территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (далее – Управление).

Управление создано в форме муниципального казенного учреждения и зарегистрировано в налоговом органе в качестве юридического лица - 27.12.2021 года.

Согласно Положению об Управлении территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (далее – Положение), утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» от 24 ноября 2021 года № 44, основной целью и функцией Управления является исполнение и реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», осуществление необходимых действий для их решения, в том числе реализация полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением содержания дорог школьных маршрутов (п. 2.1.-2.2. Положения).

Таким образом, ответственным исполнителем за содержание дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения в пределах муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», является Управление территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» не является лицом, ответственным за устранение нарушений требований и стандартов по содержанию автомобильных дорог, указанных в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 28 января 2022 года, и как следствие, не была обязана исполнять предписание №136/409 от 02 февраля 2022 года, выданного отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД РФ по Камбарскому району.

Кроме того следует отметить тот факт, что предписание №136/409 от 02 февраля 2022 года было вынесено не в адрес юридического лица - Администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», а в адрес муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики». При этом, в адрес Администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» предписание не направлялось, доказательств этому в материалах дела не содержится.

При указанных обстоятельствах, в бездействии Администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно, определения старшего инспектора ДПС отделения ГИБДД ОМВД России по Камбарскому району старшего лейтенанта полиции ФИО2 от 08 февраля 2022 года, дело об административном правонарушении по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ возбуждено в отношении муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».

Определением старшего инспектора ДПС отделения ГИБДД ОМВД России по Камбарскому району старшего лейтенанта полиции ФИО2 от 28 февраля 2022 года назначено время составления административного протокола в отношении муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на 10 час. 00 мин. 01 марта 2022 года, копия определения направлена в муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».

Однако, протокол №<адрес>7 был составлен в 16 час. 40 мин. 01 марта 2022 года в отношении Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», в отсутствие представителя последней. При этом, сведений о том, что Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» извещалась о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в представленных материалах административного дела не имеется.

В данном случае, не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что повлекло за собой нарушение права на защиту.

Поскольку при составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу требования ст. 28.2 КоАП РФ о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство, о времени и месте его составления выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» не была обеспечена, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ использование данного процессуального документа, составленного с нарушением закона, в качестве доказательства по делу является недопустимым.

Вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии в бездействии лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, а также в части нарушения процессуальных норм, регламентирующих производство по делу об административном правонарушении, были изложены Администрацией МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в письменных пояснениях по делу, однако при рассмотрении дела мировым судьей все доводы проверены не были и не получили какой-либо оценки в судебном постановлении.

Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства мировой судья не выполнил в полном объеме требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При указанных обстоятельствах, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Камбарского района Удмуртской Республики, мирового судьи судебного участка № 1 Сарапульского района Удмуртской Республики от 07 апреля 2022 года нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 названного Кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

По смыслу положений ст. ст. 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.

В силу изложенного, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу главы муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», удовлетворить.

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Камбарского района Удмуртской Республики, мирового судьи судебного участка № 1 Сарапульского района Удмуртской Республики от 07 апреля 2022 года, которым юридическое лицо – Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения через Камбарский районный суд.

Судья Г.А.Шадрина

12-16/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Администрация МО "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Шадрина Гульфия Анатольевна
Статьи

ст.19.5 ч.27 КоАП РФ

Дело на странице суда
kambarskiy--udm.sudrf.ru
06.05.2022Материалы переданы в производство судье
09.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее