Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-368/2024 ~ М-1792/2023 от 26.12.2023

Дело № 2-368/2024

УИД 74RS0049-01-2023-003452-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Троицк Челябинской области                     14.02.2024

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Журавель А.О.,

при секретаре Чолакян М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Троицка Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 21», администрации г. Троицк Челябинской области о понуждении устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Прокурор обратился с иском в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 21», администрации г. Троицка Челябинской области в котором просил обязать МБДОУ «Детский сад № 21» и администрацию г. Троицка Челябинской области провести ремонт стен и пищеблока; в буфетной комнате, а также группах № 3, № 11 заменить шкафы для хранения посуды и мойки.

Требования мотивированы тем, что в отношении МБДОУ «Детский сад № 21» проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что учреждением при оказании образовательных услуг допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих федеральных законов, санитарных правил и гигиенических нормативов. Допущенные МБДОУ «Детский сад № 21» нарушения санитарного законодательства влияют на образовательный процесс и санитарно-эпидемиологическое благополучие детей. Поскольку администрация г. Троицка Челябинска является учредителем МБДОУ «Детский сад № 21», а также собственником имущества, закрепленного за МБДОУ «Детский сад № 21», обязанность также должна быть возложена на администрацию г. Троицка Челябинской области.

В судебном заседании помощник прокурора г. Троицка Челябинской области Панова М.Н. исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержала. Доводы привела, указанные в иске.

Представители ответчика МБДОУ «Детский сад № 21» - Кочелаевская Т.М., Волобоев Д.В., исковые требования признали, пояснили, что приступили к устранению нарушений, в настоящее время закуплен материал для изготовления шкафов, однако ремонт стен и пола нет возможности устранить своими силами, а денежные средства не выделены. Указали, что заявленный истцом срок для устранения нарушений не является разумным, поскольку ремонт пищеблока целесообразно проводить летом, когда посещаемость групп ниже, есть возможность распределить детей в иной детский сад.

Представитель ответчика администрации г. Троицка Челябинской области Сабитова Ю.Р. считает, что администрация г. Троицка Челябинской области является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком является Управление образования администрации г. Троицка Челябинской области.

Представитель третьего лица Управления образования администрации г. Троицка Челябинской области Волобоев Д.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что МБДОУ «Детский сад № 21» осуществляет образовательную деятельности (имея лицензию) в здании, расположенном по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, ул. Ловчикова, д. 70.

Учредителем образовательного учреждения является администрация г. Троицка Челябинской области.

22.12.2022 в отношении МБДОУ «Детский сад № 21» проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасном пребывании несовершеннолетних в МБДОУ «Детский сад № 21», с участием заведующей МБДОУ «Детский сад № 21», врача по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области».

В ходе проверки установлено, что имеются следы подтекания кровли в группах, расположенных на 2 этаже, а также на лестничной площадке и холле, что не соответствует требованиям пункта 2.5.3 СП 2.4.3648-20.

Оконные проемы имеют дефекты и повреждения, остекление окон выполнено с нарушением целостности стекла, что не соответствует требованиям пункта 2.8.3. СП 2.4.3648-20.

В холодильнике хранится продукты (сметана 15% Камелла, сок пяПерсиковый) без даты вскрытия, что не соответствует требованиям маркировке этикетки, статья 4, раздел 4.1, пункт 6 TP ТС 022\2011.

Питание детей обеспечивает собственный пищеблок, который требует ремонта: местами отпадает кафель, пол с дефектами в виде выбоин, что не соответствует требованиям пункта 2.5.2 СП 2.4.3648-20.

В буфетной комнате, группах № 3, 11 имеется изношенное оборудование (шкафы для хранения посуды, мойки), что не соответствует требованиям пункта 2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Актом проверки соблюдения требований законодательства о безопасном пребывании несовершеннолетних в МБДОУ «Детский сад № 21» от 28.11.2023, установлены следующие нарушения: Питание детей обеспечивает собственный пищеблок, который требует ремонта: местами отпадает кафель, пол с дефектами в виде выбоин, что не соответствует требованиям пункта 2.5.2 СП 2.4.3648-20.

В буфетной комнате, группах № 3, 11 имеется изношенное оборудование (шкафы для хранения посуды, мойки), что не соответствует требованиям пункта 2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также частью 2 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», образовательное учреждение несет ответственность за здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесс

Согласно статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выполнение требований санитарного законодательства является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (часть 1 статьи 11 закона).

В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (пункт 1 статьи 28 Федерального закона № 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», зарегистрированные в Минюсте России 18.12.2020 № 61573, (далее – Санитарные правила).

Указанные Санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (пункт 1.2 Санитарных правил), в том числе устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.

Пунктом 2.5.2 санитарных правил полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.

В силу п. 2.5.3 Санитарных правил стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих п дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.

Пунктом 2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2021 № 32, установлено, что предприятия общественного питания для приготовления пищи должны быть оснащены техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическое оборудование), холодильным, моечным оборудованием, инвентарем, посудой (одноразового использования, при необходимости), тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции.

Однако в нарушение указанных норм МБДОУ «Детский сад № 21» при эксплуатации здания, находящегося в оперативном управлении учреждения, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Ловчикова, д. 70, допускает нарушение требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Указанное подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от 26.12.2022

Постановлениями главного санитарного врача по г. Троицку, г. Южноуральску, г. Пласту, Троицкому, Октябрьскому, Чесменскому и Увельскому районам №№ от ДД.ММ.ГГГГ заведующая МБДОУ «Детский сад № 21» Кочелаевская Т.М. привлечена к административной ответственности по статье 6.4, части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Деятельность учреждения дополнительного образования с нарушениями требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц (воспитанников образовательного учреждения и персонала) непринятие мер по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства ставят под угрозу их жизнь и здоровье, а также создают условия для заболевания детей, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части возложения обязанности на МБДОУ «Детский сад № 21» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства на администрацию г. Троицка Челябинской области на основании следующего.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования Крымский район, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

При этом понуждение администрации г. Троицка Челябинской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Суд считает заслуживающим внимания доводы представителей МБДОУ «Детский сад № 21» о том, что проведение ремонта целесообразно летом, поскольку в это время численность групп ниже, в связи с чем, заявленный истцом срок – до 03.06.2024, разумным не является, следует установить срок до 01.09.2024.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования прокурора г. Троицка Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» обязанность в срок до 01.09.2024 устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: провести ремонт стен и пола пищеблока; в буфетной комнате групп № 3, № 11 заменить шкафы для хранения посуд и мойки.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Троицка Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Троицка Челябинской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий районный суд Челябинской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.

Председательствующий

2-368/2024 ~ М-1792/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура г. Троицка Челябинской области
Ответчики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №21"
Администрация города Троицка Челябинской области
Другие
Управление образования администрации г. Троицка Челябинской области
Суд
Троицкий городской суд Челябинской области
Судья
Журавель Анна Олеговна
Дело на сайте суда
troickg--chel.sudrf.ru
26.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2023Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2024Подготовка дела (собеседование)
29.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2024Дело оформлено
25.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее