Судья Иванова Л.А. Дело <№>п-144/2021
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 21 июля 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,
при секретаре Медведеве Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Моркинскому району Алексеева Д.Г. на постановление судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 10 июня 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор», ИНН <№>, ОГРН <№>, место нахождения: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Моркинского районного суда Республики
Марий Эл от 10 июня 2021 года прекращено за отсутствием состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» (далее – ГКУ РМЭ «Марийскавтодор», учреждение).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
старший государственный инспектора ОГИБДД ОМВД России по Моркинскому району Алексеев Д.Г. просит постановление судьи районного суда отменить, считая его незаконными. Указывает, что ответственность за содержание улично-дорожной сети несет ГКУ РМЭ «Марийскавтодор».
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» по доверенности Есина Е.С. просила в удовлетворении жалобы отказать, оставить в силе постановление судьи, пояснила аналогично приведенному в письменных пояснения, представленных при составлении протокола об административном правонарушении.
Старший государственный инспектор ОГИБДД ОМВД России по Моркинскому району Алексеев Д.Г. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав объяснения участника процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В силу пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря
1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090
(далее – Основные положения), закреплено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. В таблице 5.3 указанного государственного стандарта указаны размеры дефектов покрытия и сроки их устранения.
Как следует из материалов дела, 18 мая 2021 года в ходе надзора за дорожным движением старшим государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Моркинскому району Алексеевым Д.Г. обследована автодорога Нуж-Ключ – Токпердино Моркинского района Республики Марий Эл на участке с 0+000 км по 3+500 км. В ходе обследования выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно: на 0+2 км имеется яма шириной 250 см, длиной 170 см, глубиной 20 см, а также трещины проломы на площади 6000 кв.м., затрудняющие движение транспортных средств; на 2+300 км имеется яма шириной 200 см, длиной
170 см, глубиной 20 см, а также трещины проломы на площади 6000 кв.м., затрудняющие движение транспортных средств; на 2+500 км имеется яма шириной 100 см, длиной 300 см, глубиной 25 см, а также трещины проломы на площади 6000 кв.м., затрудняющие движение транспортных средств; на 2+700 км имеется яма шириной 140 см, длиной 200 см, глубиной 23 см, а также трещины проломы на площади 6000 кв.м., затрудняющие движение транспортных средств; на 2+800 км имеется яма шириной 160 см, длиной
220 см, глубиной 25 см, а также трещины проломы на площади 6000 кв.м., затрудняющие движение транспортных средств; на 2+950 км имеется яма шириной 150 см, длиной 180 см, глубиной 25 см, а также трещины проломы на площади 6000 кв.м., затрудняющие движение транспортных средств; на 3+200 км имеется яма шириной 170 см, длиной 200 см, глубиной 22 см, а также трещины проломы на площади 6000 кв.м., затрудняющие движение транспортных средств; на 3+300 км имеется яма шириной 150 см, длиной
260 см, глубиной 25 см, а также трещины проломы на площади 6000 кв.м., затрудняющие движение транспортных средств, что является нарушением пункта 13 Основных положений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления
24 мая 2021 года старшим государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Моркинскому району Алексеевым Д.Г. в отношении ГКУ РМЭ «Марийскавтодор», являющегося юридическим лицом ответственным за содержание автомобильной дороги «Нуж-Ключ – Токпердино Моркинского района Республики Марий Эл», протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» вины в совершении указанного административного правонарушения и прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.4 КоАП РФ, указав, что учреждением были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Оснований не соглашаться с указанным выводом не имеется.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 апреля 2008 года № 85 автомобильная дорога «Нуж-Ключ - Токпердино» является автомобильной дорогой общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от
29 ноября 2001 года № 390 «О государственном учреждении Республики Марий Эл «Марийскавтодор» с 1 января 2002 года на
ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» возложено выполнение функций государственного заказчика на автомобильных дорогах общего пользования, относящихся к собственности Республики Марий Эл.
В силу пунктов 2.1, 2.2 Устава ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» (далее – Устав), утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 28 декабря 2018 года № 275, предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенной уставом компетенции полномочий исполнительных органов в сфере использования автомобильных дорог общего пользования республиканского или муниципального значения на территории Республики Марий Эл; основными целями деятельности учреждения являются, в том числе: обеспечение в пределах своей компетенции безопасного, бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам за счет и в пределах предназначенных для этой цели выделенных лимитов бюджетных обязательств; организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог за счет и в пределах предназначенных для этой цели выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке бюджетной сметой и законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете в части средств, предусмотренных на финансирование дорожного хозяйства Республики Марий Эл. Расходование бюджетных средств осуществляется учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной сметой и законом Республики Марий Эл о бюджете в части средств, предусмотренных на финансирование дорожного хозяйства Республики Марий Эл (пункт 5.4 Устава).
Как следует из представленных документов 18 декабря 2019 года
ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» заключило государственный контракт
№ <№> на оказание услуг по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл и искусственных сооружений на них в период с января 2020 года по декабрь 2021 года. В Перечне автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл (приложение № 1 к государственному контракту) указана, в том числе автомобильная дорога «Нуж-Ключ - Токпердино».
15 июня 2020 года ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» обратилось к Министру транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл с вопросом о необходимости дополнительного финансирования в 2020 году работ по ликвидации дефектов покрытия на автомобильных дорогах общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл. Согласно приложению к указанному письму стоимость работ по ликвидации дефектов покрытия автомобильной дороги «Нуж-Ключ - Токпердино» составит 4539430 рублей.
Письмом от 15 июля 2020 года <№> Министерство финансов Республики Марий Эл предложило Министру транспортного и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в условиях отсутствия свободных доходных источников республиканского бюджета Республики Марий Эл производить расходы дорожной отрасли в пределах запланированного объема дорожного фонда республики на 2020 год.
13 апреля 2021 года ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» заключило государственный контракт № <№> на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл. В Перечне автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл (приложение № 1 к государственному контракту) указана, в том числе автомобильная дорога «Нуж-Ключ – Токпердино
0+000 км – 3+480 км».
29 сентября 2020 года учреждение обратилось к Министру транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл с просьбой рассмотреть вопрос о включении в бюджет 2021 года дополнительного финансирования на ликвидацию дефектов на автомобильных дорогах, исходя из результатов комплексного обследования, проведенного весной 2020 года и с учетом выполненных в пределах выделенных лимитов в весенне-летний период
2020 года работ по ликвидации дефектов и ремонту автодорог. Согласно приложению к указанному письму стоимость работ по ликвидации дефектов покрытия автомобильной дороги «Нуж-Ключ - Токпердино» составит 4539430 рублей.
Письмом от 10 ноября 2020 года <№> Министерство финансов Республики Марий Эл предложило Министру транспортного и дорожного хозяйства Республики Марий Эл производить расходы дорожной отрасли в пределах запланированного объема дорожного фонда республики на 2021 год.
26 февраля 2021 года ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» вновь обратилось к Министру транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл с просьбой рассмотреть вопрос о возможности дополнительного финансирования на ликвидацию дефектов покрытия проезжей части автомобильных дорог, исходя из результатов комплексного обследования, проведенного весной 2020 года и с учетом выполненных в пределах выделенных лимитов в весенне-летний период 2020 года работ по ликвидации дефектов и ремонту автодорог. Согласно приложению к указанному письму стоимость работ по ликвидации дефектов покрытия автомобильной дороги «Нуж-Ключ - Токпердино» составит 4539430 рублей.
Письмом от 22 апреля 2021 года <№> Министерство финансов Республики Марий Эл сообщило Министру транспортного и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, что запрашиваемая сумма превышает общий объем налоговых и неналоговых доходов без учета средств формирования дорожного фонда Республики Марий Эл, в связи с чем просьба о дополнительном финансировании не может быть выполнена.
Согласно частям 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, поскольку доказательства наличия у учреждения реальной возможности соблюдения норм и правил содержания автомобильной дороги в пределах выделенных бюджетных средств в материалах дела отсутствуют, оснований для удовлетворения жалобы старшего государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Моркинскому району Алексеева Д.Г. и отмены постановления судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ:
постановление судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 10 июня 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Моркинскому району Алексеева Д.Г. – без удовлетворения.
Судья И.Н. Смышляева