Дело №2-1488/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г.Москва 12 августа 2015 года
Троицкий районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Роговой Л.М. при секретаре Гладких А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова ФИО6 к ГУП «Мособлгаз» и МГУП «Мосводоканал» об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
установил:
Гончаров А.А. (с учетом внесенных уточнений) обратился в суд с иском к ГУП «Мособлгаз» и МГУП «Мосводоканал» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, указав, что приобрел на праве собственности земельный участок, с кадастровым № №, не обремененный правами третьих лиц. Намереваясь начать строительство дома на указанном участке, обнаружил инженерные сети, принадлежащие ответчикам. Полагая, что последние не имеют права располагать инженерные сети на принадлежащем ему участке без оформления соответствующего сервитута и получения разрешения с его (истца) стороны, просил: обязать ответчиков устранить нарушения в пользовании земельным участком, принадлежащим истцу на праве собственности и расположенного по адресу: <адрес> путем вынесения за пределы границ принадлежащего ему земельного участка проходящих водопроводных, канализационных сетей и колодцев, принадлежащих ответчикам.
Выступая в судебном заседании, истец Гончаров А.А, а также его представитель Малинкина И.А. поддержали основание и предмет иска, подтвердив изложенные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика – ГУП «Мособлаг» - Замораева Н.В. исковые требования не признала, указав, что спорные коммуникации являются принадлежностью к зданию, возведенному в 80-х года государством, за государственный счет, с прокладкой труб инженерных сетей по государственной земле (поскольку единственным собственником земель в 80-х годах было государство). Таким образом, коммуникации (как часть указанного здания) не являются самовольным строением, были возведены ранее формирования земельного участка истца с соблюдением всех действующих на день создания данных сетей правовых норм и правил.
Будучи надлежаще уведомлены о времени и месте слушания дела, представитель ответчика – МГУП «Мосводоканал», а также представители третьего лица – администрации поселения Вороновскоег.Москвы в судебное заседании не явились.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании Постановления главы Администрации Вороновского сельского округа Подольского района Московской области №773 от 15 ноября 1995 года из неразграниченных государственных земель сформирован земельный участок, площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №.
В настоящее время собственником данного участка является истец Гончаров А.А.
Указанные обстоятельства не оспариваются участниками процесса, помимо их пояснений, подтверждаются Постановлением главы Администрации Вороновского сельского округа Подольского района Московской области №773 от 15 ноября 1995 года (л.д.13); выпиской из ГКН (л.д.9-12); свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д.17). Доказательств иного не представлено.
Согласно ч.3 ст.209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с положениями ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из совокупности указанных норм права следует, что свобода пользования и владения земельным участком собственника ограничивается, в том числе, принадлежавшими третьим лицам правами на пользование этим участком (или его частью).
Установлено, что в 1989 году с соблюдением всех действующих норм и правил государством возведено и принято в эксплуатацию здание Вороновской эксплуатационной службы филиала Подольского межрайонного треста газового хозяйства. К зданию подведены инженерные системы электро-, газо-водоснабжения и канализации.
Указанные обстоятельства не оспариваются участниками процесса, помимо их пояснений, подтверждаются актом о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания от 15 декабря 1989 года. Доказательств иного не представлено.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая положение ст.95 ГК РСФСР (действовавшей по состоянию на 1989 год), согласно которой земля находилась в государственной собственности, суд приходит к выводу, что у государства возникло право собственности на указанное здание.
Также установлено, что на основании Договора о закреплении за государственным унитарным предприятием «Мособлгаз» государственного имущества на правах хозяйственного ведения от 03 июня 1997 года, право хозяйственного ведения на вышеуказанный объект недвижимости перешло к ГУП «Мособлгаз», что помимо пояснений ответчика, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Доказательств иного не представлено.
Как следует из положений ст.139 ГК РСФСР (а также ст.135 ГК РФ, действующей с 1995 года), вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Поскольку инженерные сети являются приложением главной вещи (здания), суд приходит к выводу, что в силу прямого указания закона право собственности на них также возникло у государства со дня возникновения права собственности на здание (т.е. в 1989 году), равно как и у ГУП «Мособлгаз» возникло право хозяйственного ведения и на указанные инженерные сети после возникновения данного титла на здание.
Таким образом, до настоящего времени РФ, является титульным собственником как здания, так и подведенных к нему инженерных сетей, которыми в соответствии со ст.294 ГК РФ владеет, пользуется и распоряжается к ГУП «Мособлгаз».
Ввиду изложенного, государство (а впоследствии и ГУП «Мособлгаз») на законных основаниях приобрело право пользования земельным участком под зданием и инженерными системами, через которое осуществляется его ресурсоснабжение, сохранив, в силу ст.37 ЗК РСФСР (действовавшей по состоянию на 1995 год) данное право и после формирования и передачи в собственность земельного участка с кадастровым № №.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что право истца требовать освобождения своего участка от объектов недвижимости, возведенных третьими лицами без его согласия (закрепленное в ст.304 ГК РФ), не распространяется на инженерные сети, право собственности на которые (равно как и право пользования земельным участком, необходимым для их обслуживания) возникло ранее формирования земельного участка с кадастровым № № и не прекращено до настоящего времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░