Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2159/2024 (2-9067/2023;) ~ М-6836/2023 от 27.11.2023

Дело № 2-2159/2024

УИД 59RS0007-01-2023-008673-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2024 года                                                                                   г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,

при секретаре Костаревой А.А.,

с участием представителя истца Еременко И.А.,

представителя ответчика Булычевой И.Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Ефграфова И. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, произвести перерасчет и доплату пенсии, о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Ефграфов И.В. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости. В ДД.ММ.ГГГГ году он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии. Письмом ОСФР по Пермскому краю истцу сообщено, что размер страховой пенсии по старости исчислен ответчиком с учетом общего трудового стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты>, стажевого коэффициента <данные изъяты>. При этом периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> не включены в страховой стаж истца. С указанным решением ОСФР по Пермскому краю истец не согласен. В результате действий ответчика, не производившего выплату пенсии в необходимом размере, истцу причинен моральный вред, который он оценивает в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит суд обязать ОСФР по Пермскому краю включить в стаж указанные периоды трудовой деятельности; произвести перерасчет страховой пенсии по старости в связи с ее перерасчетом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести доплату недополученной страховой пенсии по старости в связи с ее перерасчетом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 руб.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Его представитель в судебном заседании на требованиях, с учетом их уточнения, настаивала, доводы, изложенные в заявлении, поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, представила возражения на иск, согласно которому Ефграфову И.В. на основании личного заявления назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем размер пенсии истца ежегодно корректировался за счет индексации, изменения стоимости ИПК, а также за счет включения периодов учебы в стаж. Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о перерасчете пенсии, приложив архивные справки, на основании чего в общий трудовой (страховой) стаж истца включены спорные периоды. В ДД.ММ.ГГГГ Ефграфову И.В. произведена доплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом увеличение размера пенсии произошло в большей степени не в связи с включением спорных периодов работы, а в связи с предоставлением дополнительных справок о размере заработной платы. Поскольку при назначении пенсии у Отделения отсутствовали сведения в ИЛС о спорных периодах работы и заработной платы за спорные периоды, оснований для перерасчета размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующему.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, принимает меры по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, величине индивидуального пенсионного коэффициента, учтенных в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в целях информирования застрахованного лица о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, а также назначения страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», введена Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 153-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Согласно пункту 10 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее Правила № 1015), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.

Подпунктом «а» пункта 2 Правил предусмотрено, что в страховой стаж включаются засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - страховые взносы).

Пунктом 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 13 Правил период работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, имевший место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора гражданско-правового характера, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случае если срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Согласно пункту 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозника, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункт 59 Правил № 1015).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее - Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

При выявлении неполноты (недостоверности) сведений о трудовой деятельности за периоды работы (профессиональной служебной деятельности) с 1 января 2002 г. сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, ранее учтенным на индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица, такие сведения включаются в индивидуальный лицевой счет с учетом результатов проверки их полноты и достоверности, проведенной в соответствии с пунктами 15, 17 настоящего Порядка (пункт 15.1 Порядка).

Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее требуемого, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись и уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ефграфов И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФР в Индустриальном районе г. Перми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ (л.д. 65-67).

Решением УПФР в Индустриальном районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Ефрафову И.В. назначена трудовая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63 оборот).

В страховой (трудовой) стаж истца рассчитан и признан ответчиком на дату назначения пенсии продолжительностью <данные изъяты>, общий трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>), коэффициент неполного стажа <данные изъяты>. Общий трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, валоризация – <данные изъяты>%; соотношение средней заработной платы истца к средней по стране <данные изъяты> (л.д. 62-64).

Судом также установлено, что при обращении с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ истцом представлена трудовая книжка на имя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержит дату заполнения «<данные изъяты>», признаков исправления на титульном листе не имеется, при этом имеется отметка об изменении отчества на «ФИО3» на основании паспорта (л.д. 77-78).

Также при обращении с заявлением о назначении пенсии, Ефграфов И.В. подал заявление о назначении пенсии по представленным документам и данным лицевого счета, поскольку первоначальная трудовая книжка утеряна. Обязался предоставить недостающие справки о стаже при обращении с заявлением о перерасчете пенсии (л.д. 68 оборот).

Таким образом, поскольку трудовая книжка истца отсутствовала, периоды его работы до ДД.ММ.ГГГГ подлежали подтверждению иными письменными документами, выданными уполномоченными органами и организациями.

В страховой (трудовой) стаж истца были засчитаны периоды, на основании представленной трудовой книжки, сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированных в выписке на момент назначения пенсии (содержится на л. 39-44 пенсионного дела истца, на л.д. 133-135), а также согласно дополнительно представленным истцом при назначении пенсии документам:

- архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ -Е, выданная ГКБУ «Государственный архив Пермского края» (период работы;

- архивные справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданные МБУ «Архив города Перми»;

- архивная справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ выданная МБУ «Архив города Перми»;

- справка от ДД.ММ.ГГГГ , выданная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная <данные изъяты>

- справка от ДД.ММ.ГГГГ , выданная <данные изъяты>

- справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ,151,152, выданные <данные изъяты>

- справка от ДД.ММ.ГГГГ , выданная <данные изъяты>

- справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ , выданная <данные изъяты>

- справка о стаже от ДД.ММ.ГГГГ, выданная <данные изъяты>

- справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, выданная <данные изъяты>

- архивные справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , выданная МБУ «Архив города Перми» (л.д. 69-75).

Как следует из сведений о стаже (л.д. 62), справки о назначенных пенсиях и социальных выплатах от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16), спорные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, не были включены в его страховой стаж при назначении пенсии, так как не были отражены в его лицевом счете на момент назначения пенсии как периоды работы.

При этом, как следует из сведений о трудовой деятельности истца, представляемых из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на эту же дату (ДД.ММ.ГГГГ), сведения об указанных периодах работы истца в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации имелись (л.д. 40-41), так как были отражены в форме СЗВ-К, поданной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 107-108).

Данное обстоятельство подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Евграфова И.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51-58), в которых отражены сведения об указанных периодах работы истца.

ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о перерасчете пенсии с приложением ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающей периоды учебы в (л.д. 98-101).

На основании представленной справки период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в страховой стаж, что подтверждается выпиской из ИЛС. На размер пенсии включение в стаж периода учебы не повлияло.

Решением ОСФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Ефграфову И.В. отказано в перерасчете пенсии в связи с отсутствием оснований для перерасчета, так как оценка пенсионных прав истца произведена по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д. 102).

ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился с заявлением о перерасчете пенсии (л.д. 83-84), к заявлению были приложены, в том числе:

- архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Свердловской железной дорогой филиалом ОАО «РЖД», копии лицевых счетов, копии приказов о приеме и увольнении, о периоде работы и заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60, 86-89);

- архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная <данные изъяты> о периоде работы и заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 59, 89 оборот – 90);

- справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная <данные изъяты> о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85).

На основании представленных документов ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой (страховой) стаж истца включены следующие периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Таким образом, на момент подачи истцом искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ) и на момент рассмотрения дела, спорные периоды работы включены в страховой стаж истца.

Нарушений права истца в данном случае не имеется, что является основанием для отказа истцу в удовлетворении требования о включении в страховой стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.

Решением ОСФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Ефграфову И.В. отказано в перерасчете пенсии в связи с осуществлением перерасчета размера пенсии в без заявительном порядке (л.д. 82).

Распоряжениями ОСФР по Пермскому краю Ефграфову И.В. произведен перерасчет размера пенсии в соответствии с п. 7.2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ с 01.01.2022 (л.д. 94, 95, 96).

С учетом представленных данных о периодах работы и данных о заработной плате страховой стаж истца признан ответчиком продолжительностью <данные изъяты>.; общий трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> коэффициент неполного стажа <данные изъяты>; общий трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, валоризация – <данные изъяты> %; соотношение средней заработной платы истца к средней по стране – <данные изъяты> Учтена заработная плата истца за периоды с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93).

Произведен перерасчет страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Размер страховой пенсии истца после перерасчета определён следующим образом:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В ДД.ММ.ГГГГ истцу произведена доплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., что подтверждается историей выплат (л.д. 109-120).

С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца составляет <данные изъяты>. Указанный размер пенсии истцом и его представителем не оспаривается.

При этом, увеличение размера пенсии произошло не только в связи с продолжительностью общего трудового стажа до ДД.ММ.ГГГГ, но и в связи изменением соотношения средней заработной платы истца к средней по стране до <данные изъяты> (применен максимально возможный 1,2).

Перерасчет пенсии по указанному заявлению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен не был, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

В силу части 2 статьи 26 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, возложение обязанности на пенсионный орган произвести перерасчет пенсии с даты назначения истцу пенсии возможно только при наличии вины пенсионного органа в неполучении пенсионером необходимого размера пенсии.

Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае имеется вина пенсионного органа в неполучении пенсионером необходимого размера пенсии с момента назначения пенсии в силу следующего.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 14.07.2022 № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.

В общей части индивидуального лицевого счета указываются: сведения о размере индивидуального пенсионного коэффициента, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, продолжительность профессионального стажа.

В целях реализации Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с пунктом 57 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н, Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в числе которых - Форма СЗВ-К «Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования».

Таким образом, данная форма являлась документом индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствие с пунктом 59. Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н, Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п, данный документ представляется страхователем или застрахованным лицом в территориальный орган ПФР в целях проведения конвертации пенсионных прав застрахованных лиц. Документ заполняется страхователем на основании трудовой книжки и других документов, представленных застрахованным лицом для подтверждения трудового стажа. При этом первой записью о периодах трудовой или иной общественно полезной деятельности является запись о первом периоде, второй записью является запись о втором периоде и т.д. Сведения представляются за период до 01.01.2002.

Пенсионный фонд Российской Федерации вправе проверить достоверность представленных сведений в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ.

Таким образом, поданная ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Форма СЗВ-К (л.д. 107-108) подлежала проверке ответчиком, данные, отраженные в указанной форме, подлежали учету в целях проведения конвертации пенсионных прав истца.

При таких обстоятельствах, так как ответчик не произвел проверку сведений, отраженных в Форме СЗВ-К, не внес соответствующих сведений в индивидуальный лицевой счет истца о такой работе, не потребовал от истца сведений о его трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, для проверки сведений, отраженных в Форме СЗВ-К, а также не запросил необходимые сведения из архива и от соответствующих организаций, суд приходит к выводу, что имеется вина ответчика в несвоевременном отражении в индивидуальном лицевом счете истца указанных периодов работы, что повлекло за собой назначение и выплату пенсии в заниженном размере с момента назначения.

Кроме того, ответчик при обращениях истца не предложил истцу в соответствии с приведенным Постановлением Правительства РФ представить дополнительные подтверждающие заявление документы, сам такие документы фактически не запросил и не истребовал, доводы истца не проверил.

С учетом вышеизложенного, на ОСФР по Пермскому краю следует возложить обязанность произвести Ефграфову И.В. перерасчет и доплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в его страховой стаж следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>

Разрешая требование о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 10 000,00 руб., суд исходит из следующего.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указано в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Как указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (абзац 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пенсий), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на социальное обеспечение нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями ответчика по выплате пенсии в неполном размере, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы ГПК РФ (статья 1064), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия), применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного пенсионным органом.

Так как судом установлено, что ответчиком было нарушено право истца на своевременное получение страховой пенсии в полном объеме, суд считает нарушенными неимущественные права истца и считает необходимым присудить истцу компенсацию морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Истцу по вине пенсионного органа на протяжении более шести лет (с ДД.ММ.ГГГГ) страховая пенсия по старости оплачивалась не в полном размере, соответствующая доплата произведена лишь в ДД.ММ.ГГГГ и за период с ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что истец Ефграфов И.В. является пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время не осуществляет трудовую деятельность, в связи с чем основным источником дохода истца является страховая пенсия, которая за ДД.ММ.ГГГГ гг. выплачивалась не в полном размере, чем должна. В таком случае суд усматривает непосредственную связь с действиями пенсионного органа и нарушением права истца на надлежащий уровень жизни и поддержание своего здоровья.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения истцу за перенесенные нравственные страдания в связи с нарушением его социальных прав.

Исходя из вышеизложенного, учитывая принцип разумности и справедливости, принимая во внимание характер нравственных страданий, полученных истцом в результате действий (бездействия) пенсионного органа, что находится в прямой причинно-следственной связи с незаконным бездействием ответчика, нарушившего права истца на своевременное и в полном объеме пенсионное обеспечение, учитывая также и объем причиненных истцу нравственных страданий, который испытывал переживания, а также личность истца, степень вины нарушителя и длительность нарушенного права, отсутствие доказательств наступления иных последствий для истца, в связи с несвоевременным перерасчетом пенсии, суд считает возможным определить компенсацию морального вреда соразмерной <данные изъяты> руб.

Каких-либо допустимых и относимых доказательств тому, что именно и исключительно незаконные действия пенсионного органа, допустившего ошибку при расчете пенсии, привели к ухудшению состояния здоровья истца, суду не представлено. Также не представлено доказательств и тому, что незаконные действия пенсионного органа привели к тяжелым нравственным и физическим страданиям. Иное в обоснование требований о взыскании компенсации морального вреда истцом не заявляется.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> руб., что отвечает в полной мере требованиям разумности и справедливости, восстановления баланса между нарушенными правами и мерой ответственности.

Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ефграфова И. В., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС , к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю произвести Ефграфову И. В. перерасчет и доплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в его страховой стаж следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Ефграфова И. В. компенсацию морального вреда в сумме 10 000,00 руб.

В удовлетворения остальной части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 05 июля 2024 года.

Судья:                                                                                          О.П. Берсенёва

2-2159/2024 (2-9067/2023;) ~ М-6836/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Евграфов Игорь Владимирович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Другие
Еременко Ирина Александровна
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Берсенёва Ольга Петровна
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.02.2024Предварительное судебное заседание
07.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.04.2024Предварительное судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее