Судья: Садыков И.И.
УИД 16RS0040-01-2023-004118-81
Дело № 7-1126/2023
Дело № 5-559/2023 (первая инстанция)
РЕШЕНИЕ
03 октября 2023 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Исмагиловой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кутбиддинова Хусниддина Шухрата угли на постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 19 сентября 2023 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 19 сентября 2023 года гражданин Республики Узбекистан Кутбиддинов Х.Ш.у. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ее автор просит судебное постановление отменить и производство по делу прекратить либо исключить из него указание на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что она подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством Российской Федерации, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Как видно из протокола об административном правонарушении, должностным лицом в отношении гражданина Республики Узбекистан Кутбиддинова Х.Ш.у. было инициировано административное преследование за то, что, въехав в Российскую Федерацию с целью ведения трудовой деятельности, в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию он не прошел медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в медицинских организациях, либо уклонился от представления данных сведений, а также обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.
Суд первой инстанции, к которому поступил указанный протокол, поддержал мнение должностного лица и квалифицировал содеянное мигрантом по части 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, приступая к рассмотрению дела и вынося спорное решение, суд в должной мере не проверил, нуждался ли фигурант при составлении протокола об административном правонарушении в услугах переводчика.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Часть 1 статьи 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (осуществляющее сурдоперевод или тифлосурдоперевод), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
Из письменных объяснений, данных мигрантом на досудебной стадии процесса, видно, что обстоятельства случившегося он изложил неразборчивым почерком и с искажением русских слов, существенно затрудняющим восприятие их смысла и содержания (л.д. 9).
Более того, судья городского суда в ходе слушания дела признал, что Кутбиддинов Х.Ш.у. не владеет языком, на котором ведется производство по делу, и на этом основании предоставил ему переводчика (л.д. 14-15).
Несмотря на это, он проигнорировал факт отсутствия переводчика при составлении протокола об административном правонарушении и не выяснил, были ли на этой стадии Кутбиддинову Х.Ш.у. понятны суть и правовые последствия совершаемых в отношении него процессуальных действий и располагал ли он возможностью для квалифицированной и полноценной реализации права на защиту.
В то же время в пункте 4 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Пункт 18 при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Лишение иностранного гражданина, не владеющего языком, на котором ведется производство по делу, права на привлечение к участию в деле переводчика относится к числу фундаментальных нарушений и влияет на допустимость доказательств, полученных в отсутствие указанного лица (пункт 4 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Кроме того, суд не подверг оценке доказанность обвинения, выдвинутого против мигранта, ограничившись формальным воспроизведением в постановлении события административного правонарушения в том виде, в котором оно приведено в протоколе об административном правонарушении.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федерльный закон № 115-ФЗ).
В абзаце 6 пункта 1 статьи 2 названного закона указано на то, что миграционная карта представляет собой документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо пограничного органа федеральной службы безопасности проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.
В статье 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, согласно пункту 4 Правил использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 413, иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию обязан получить и заполнить бланк миграционной карты по форме, приведенной в приложении.
Утвержденный бланк миграционной карты свидетельствует о том, что помимо прочего при его заполнении мигрант призван указать цель въезда, выбрав один из предлагаемых вариантов – служебный визит, коммерческий визит, частный визит, учеба, работа, транзит.
В пункте 1 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ декларируется, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
В то же время, как то предусмотрено абзацем 2 пункта 13 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию либо при обращении с заявлением об оформлении патента или при получении разрешения на работу в соответствии с пунктом 4.6 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Кроме того, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, и иностранные граждане, указанные в абзаце четвертом пункта 13 настоящей статьи, за исключением лиц, не позднее одного года, предшествующего дню въезда в Российскую Федерацию, прошедших медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или Федеральным законом «О беженцах», обязаны в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию пройти медицинское освидетельствование, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, и представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, либо через подведомственное предприятие или уполномоченную организацию медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, медицинские документы, подтверждающие отсутствие у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (абзац 3 пункта 18 той же статьи).
Абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ трудовой деятельностью иностранного гражданина признает работу иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
При этом документом, подтверждающим в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности, является патент (абзац 18 пункта 1 статьи 2).
Согласно пункту 2 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию, указанную в пункте 9 статьи 13 настоящего Федерального закона, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявление о выдаче патента и ряд документов, среди которых миграционная карта с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления им наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Пункт 4.6 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ определяет, что иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию при обращении с заявлением об оформлении патента.
Отсюда видно, что иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы, призван в один и тот же срок пройти как обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медицинское освидетельствование, так и принять меры к получению патента.
Приведенное правовое регулирование позволяет прийти к выводу о том, что для оценки соблюдения иностранным гражданином требований пунктов 13 и 18 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ орган миграционного контроля не может ограничиваться лишь формальной проверкой указания им в миграционной карте в качестве цели въезда в Российскую Федерацию работы, а обязан проверить ее соответствие фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий.
Тем более, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий влечет публично-правовую ответственность по части 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно выписке из ЦБДУИГ, Кутбиддинов Х.Ш.у. первый раз въехал в Российскую Федерацию с целью «работа» 14 апреля 2023 года. Позднее 05 июля 2023 года он выехал и в тот же день вновь въехал в Российскую Федерацию, но уже с целью «частная» (л.д. 7-8).
Сведений, которые бы указывали на то, что в период пребывания в Российской Федерации с 14 апреля 2023 года по 05 июля 2023 года Кутбиддинов Х.Ш.у. намеревался вести или был занят в ведении трудовой деятельности (например, подавал заявление о выдаче патента), в материалах дела не имеется.
Между тем, суд не привел мотивов, по которым решил, что заявитель прибыл в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности и призван был исполнить требования, предусмотренные пунктами 13 и 18 Федерального закона № 115-ФЗ.
Следовательно, судья городского суда в нарушение статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не выполнил лежащих на нем процессуальных задач и не принял мер к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
При таком положении оспариваемое постановление нельзя признать законным и потому оно подлежит отмене.
С учетом того, что годовой срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дела, в настоящее время не истек, материалы дела необходимо возвратить на новое рассмотрение в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан.
При этом в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также дальнейшего исполнения постановления по делу об административном правонарушении надлежит примененную к Кутбиддинову Х.Ш.у. в соответствии со статьей 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях меру обеспечения производства по делу в виде его помещения в специальное учреждение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, сохранить.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу Кутбиддинова Хусниддина Шухрата угли удовлетворить частично.
Постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 19 сентября 2023 года, вынесенное в отношении Кутбиддинова Хусниддина Шухрата угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, материалы дела возвратить в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан на новое рассмотрение.
Избранную в отношении Кутбиддинова Хусниддина Шухрата угли меру обеспечения производства по делу в виде помещения в специальное учреждение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, сохранить.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно с момента его провозглашения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Верхокамкин