Дело № 2-1549/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июня 2023 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шегидевич Е.Ю.,
при секретаре Михеевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Аксайского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Аксайского района, МБОУ Аксайского района Грушевская СОШ об обязании выделить денежные средства, обязании оборудовать административное здание системами оповещения и управления эвакуацией,
установил:
Прокурор Аксайского района Ростовской области обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, указав в его обоснование следующие доводы.
Прокуратурой Аксайского района проведена проверка исполнения МБОУ Аксайского района Грушевская СОШ требований федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности.
По итогам проверки прокуратурой района 23.06.2022 г. директору МБОУ Аксайского района Грушевская СОШ вынесено представление, однако, нарушения по настоящее время не устранены ввиду отсутствия финансирования, что послужило основанием для обращения прокурора Аксайского района в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, прокурор Аксайского района просил суд обязать администрацию Аксайского района выделить МБОУ Аксайского района Грушевская СОШ денежные средства в объеме, необходимом для оборудования здания МБОУ Аксайского района Грушевская СОШ системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать МБОУ Аксайского района Грушевская СОШ в 3-х месячный срок с даты выделения денежных средств оборудовать административное здание МБОУ Аксайского района Грушевская СОШ: ул. Школьная, 25 ст. Грушевская, Аксайский район, Ростовская область, системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании помощник прокурора Аксайского района Ченокал А.Ю. поддержал исковые требования, просил удовлетворить иск в полном объеме, по указанным в заявлении основаниям и представленным доказательствам.
Представитель Администрации Аксайского района Гарбузенко Е.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на доводы, приведенные в письменном отзыве на иск.
Представитель МБОУ Аксайского района Грушевской СОШ в судебное заседание не явился. В заявлении на имя суда содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя МБОУ Аксайского района Грушевской СОШ и признание иска.
В отношении неявившегося ответчика суд рассмотрел дело в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Судом установлено, прокуратурой района с привлечением ОВО по Аксайскому району - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области» проведена проверка исполнения МБОУ Аксайского района Грушевская СОШ требований федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности.
Учреждение зарегистрировано и осуществляет деятельность по адресу: Ростовская область, Аксайский район, ст. Грушевская ул. Школьная, 25
Учредителем МБОУ Аксайского района Грушевская СОШ и собственником его имущества является муниципальное образование «Аксайский район».
В ходе проверки объекта образования были выявлены следующие недостатки: отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно акту категорирования здание МБОУ Аксайского района Грушевская СОШ отнесено к 4 категории опасности.
В соответствии с п. 24 Требований а МБОУ Грушевская СОШ отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
По результатам ранее проведенной проверки прокуратурой района 23.06.2022 директору МБОУ Аксайского района Грушевская СОШ внесено представление, однако, нарушения по настоящее время не устранены ввиду отсутствия финансирования.
Согласно Уставу МБОУ к компетенции Учредителя относится финансирование Учреждения, имущество передается в безвозмездное пользование и является собственностью муниципального образования «Аксайский район».
Доводы Администрации Аксайского района, изложенные в письменных возражениях на иск, в той части, что в бюджете Аксайского района на 2023 год утверждены лимиты для образовательных учреждений более, чем на 3,3 млрд. руб., из которых управление образования Администрации Аксайского района должно выделить необходимые средства для устранения недостатков, судом не принимаются, так как суду не представлены доказательства выделения бюджетных средств именно на оборудование здания Грушевской СОШ системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требовании прокурора Аксайского района, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а также факт отсутствия на момент рассмотрения дела, денежных средств, выделенных на соответствующую статью бюджета.
Таким образом, исковые требования как к администрации Аксайского района, так и к непосредственному Учреждению подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ 3-░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░.░░░░░░░░, 25, ░░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: