Дело № 2-641/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Мучкинова М.Н.,
при секретаре Накшиновой Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Элисты Республики Калмыкия в интересах Никеевой Александры Александровны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Элисты обратился в суд в интересах Никеевой А.А. с настоящим иском, обоснование заявленных требований пояснил следующее.
Прокуратурой г.Элисты проведена проверка о нарушении жилищных прав Никеевой (Копа) А.А.. В ходе проверки установлено, что Никеева А.А. обладает статусом лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Она же принята на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органами государственной власти, органами местного самоуправления ей не предоставлялись ни земельный участок, ни жилое помещение. В 2018 году она окончила ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». До настоящего времени государством не реализовано её право на жилое благоустроенное помещение.
Прокурор просит суд возложить обязанность на ответчика предоставить Никеевой А.А, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании представитель прокурора г.Элисты поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить.
Истец Никеева А.А. в направленной суду телефонограмме просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, иск прокурора поддержала в полном объёме.
Ответчик – министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил. В письменном ходатайстве просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении иска прокурора.
Третьи лица – министерство образования и науки Республики Калмыкия, администрация г.Элисты, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
С учетом мнения представителя прокурора и положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Закона Республики Калмыкия от 03 ноября 2011 года № 296-IV-З «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим управление государственным жилищным фондом Республики Калмыкия, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно Положению о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденном Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 года №338 (в редакции от 08 ноября 2016 года), министерство осуществляет функции по формированию и предоставлению жилых помещений из специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 4.3.23.1).
Таким образом, ни статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Судом в процессе рассмотрения из представленных доказательств установлено, что 06 июля 2018 года между Никеевым А.Н. и Копа А.А. заключен брак, после чего жене присвоена фамилия Никеева.
Родителями Никеевой (Копа) А.А. являлись Копа А.Д. и Насонова Г.Б., что подтверждается свидетельством о рождении №
15 октября 2009 года умерла мать истца – Насонова Г.Б..
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
С 28 октября 2009 года по 21 августа 2012 года Копа А.А. состояла на учёте в квартирной группе Шарнутовского сельского муниципального образования на получение жилья, как ребёнок-сирота. Снята с учета в связи с переездом в г.Элисту.
28 февраля 2013 года Копа А.А. обратилась с заявлением к заместителю главы Администрации г.Элисты о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации г.Элисты от 27 марта 2013 года №786 Копа А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, Никеева (Копа) А.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет и закончила свое пребывание в государственном учреждении школе-интернате.
Таким образом, у нее в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
В судебном заседании не оспаривается сторонами и установлен факт того, что Никеева А.А. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений.
При таких обстоятельствах истец соответствует всем основным условиям предоставления ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указанных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что Никеева А.А. как лицо из числа детей сирот обладает правом на предоставление ей жилого помещения, однако до настоящего времени обязанность уполномоченного органа исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим управление государственным жилищным фондом Республики Калмыкия, предоставить такое жилье не исполнена, то суд приходит к выводу о необходимости возложения на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.
При этом следует учитывать положения пункта 7 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ о том, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
удовлетворить исковые требования прокурора г.Элисты Республики Калмыкия в интересах Никеевой Александры Александровны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Возложить обязанность на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Никеевой Александре Александровне благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, размером по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий М.Н. Мучкинов