Дело N 2-57/2024
37RS0016-01-2023-001048-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2024 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Федичевой И.Ю.,
с участием ст.помощника прокурора Пучежского района Лушиной Ю.В.,
при секретаре Гладковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Пучежского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МДОУ детский сад № «Ромашка» о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, к Администрации Пучежского муниципального района <адрес> о возложении обязанности финансирования указанных мероприятий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура Пучежского района Ивановской области (истец) обратилась в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № «Ромашка» (далее МДОУ детский сад № «Ромашка», ответчик) о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, к Администрации Пучежского муниципального района <адрес> (далее Администрация, ответчик) о возложении обязанности финансирования указанных мероприятий в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленного требования указала, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в общеобразовательных организациях проведена проверка, в ходе которой установлено, что в дошкольном образовательном учреждении МДОУ д/с № «Ромашка» помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано. В соответствии с Уставом МДОУ детский сад № «Ромашка», утвержденного постановлением Администрации Пучежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п, функции учредителя осуществляет администрация Пучежского муниципального района. Выявленные нарушения нарушают социальные права инвалидов, несовершеннолетних в посещении общеобразовательной организации.
В судебном заседании помощник прокурора Пучежского района Лушина Ю.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
В судебное заседание представители ответчиков МДОУ детский сад № «Ромашка», администрации Пучежского муниципального района <адрес> не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили. Представили заявление о признании иска в полном объеме, в котором указали, что последствия признания иска понятны, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел данное дело в отсутствие не явившегося ответчика, третьего лица.
Выслушав истца, исследовав и оценив в совокупности представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая признание иска ответчиком, суд исходит из нижеследующего.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно- телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Из п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» следует, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно- правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой к графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана ж следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка: ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных" интересов ребенка, причинение ему вреда.
В п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными т местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья общающихся и работников образовательной организации.
Подпунктом «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в дошкольном образовательном учреждении МДОУ детский сад № «Ромашка» помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано (л.д.6,7,8).
Данный факт ответчиками по делу не оспаривается.
Таким образом, судом установлено и ответчиками по делу не оспаривается, что в нарушение вышеуказанных положений закона в здании МДОУ детский сад № «Ромашка» в помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий отсутствуют индукционные петлями и звукоусиливающая аппаратура (индукционная система), что является несоблюдением условий, гарантирующих социальные права инвалидов, несовершеннолетних в посещении общеобразовательной организации.
До настоящего времени данное оборудование не установлено, доказательств обратного ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора в части возложения обязанности на МДОУ детский сад № «Ромашка» оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой являются законными, обоснованными, соответствуют требованиям законодательства, вследствие чего они подлежат удовлетворению.
В силу ч.ч. 1 - 3, 5 ст. 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с п. 1.5 Устава МДОУ детский сад № «Ромашка», утвержденного постановлением Администрации Пучежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п, функции учредителя осуществляет администрация Пучежского муниципального района (л.д.9).
В связи с указанным, на органы местного самоуправления возложено финансирование МДОУ детский сад № «Ромашка» в ходе осуществления им образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Ввиду чего требование истца о возложении на администрацию Пучежского муниципального района <адрес> обязанности по обеспечению финансирования МДОУДС № «Ромашка» по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, является законным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом заявлен срок исполнения решения суда для Администрации Пучежского муниципального района <адрес> в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, МДОУ детский сад № «Ромашка» - в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Исходя из объема работ, которые необходимо провести, суд приходит к выводу, что срок исполнения решения суда является разумным и обоснованным. Возражений относительно данного срока ответчиками нее заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Пучежского района Ивановской области (ОГРН 1023700556725) к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № «Ромашка» (ОГРН 1063700005920), Администрации Пучежского муниципального района <адрес> (ОГРН 1023701728071) удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «Ромашка» оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Пучежского муниципального района <адрес> обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий подпись И.Ю. Федичева
Решение в окончательной форме изготовлено 22.01.2024 года