Дело № 2-2346/2023
21RS0025-01-2023-001070-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кузнецовой А.В.,
при секретаре судебного заседания Лазаревой Н.М.,
с участием старшего помощника прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики Антоновой Т.В.,
представителя ответчика МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары – директора Кузьмина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары к МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объекта,
установил:
Заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары, администрации г.Чебоксары о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объекта. В обоснование иска указав, что по результатам проведенной проверки в МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары выявлены нарушения законодательства. В рамках проверки установлено, что МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары осуществляет образовательную деятельность по адресу: <адрес>, на основании Устава, имеет первую категорию опасности. Учредителем МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары является муниципальное образование - город Чебоксары - столица Чувашской Республики. По результатам проведенной проверки в МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары выявлены нарушения требований антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объекта образования, в связи с чем, в адрес директора ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений. Из представленного МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары ответа на представление следует, что нарушения не могут быть устранены в связи с отсутствуем финансового обеспечения. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства препятствует обеспечению необходимой степени антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности указанного объекта, а также обеспечению безопасности обучающихся, работников и иных лиц, находящихся в нем. Истец со ссылкой на ст. 12 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит: - обязать администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МБОУ "СОШ №18" с целью обеспечения: контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснащения въезда на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами; освещения по всему периметру образовательной организации; - обязать МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары в течение 6 месяцев после осуществления администрацией г. Чебоксары финансирования обеспечить: установку контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснащение въезда на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами; освещение по всему периметру образовательной организации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики Антонова Т.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары – директора Кузьмин В.А. в судебном заседании исковые требования признал, однако указал на отсутствие денежных средств, за счёт которых возможно их устранение нарушений в полном объёме.
Представитель ответчика администрации г. Чебоксары, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.
Третьи лица Управление Росгвардии по ЧР-Чувашии, Главное управление МЧС России по ЧР-Чувашии, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ в Российской Федерации детство находится под защитой государства.
Согласно п. 2 части 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации №627-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35 ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006.
Указанные Требования в соответствии с пунктом 1 устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно пунктам 8, 11 Требований для проведения категорирования объекта по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, которая в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом категории объекта, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В соответствии с п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б»).
В ходе рассмотрения дела установлено, что МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары осуществляет образовательную деятельность по адресу: <адрес>, на основании Устава, утвержденного приказом управления образования администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 1.4 Устава учредителем МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары является муниципальное образование - город Чебоксары - столица Чувашской Республики.
Предметом деятельности Школы является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной и мной деятельности населения. (п. 2.1 Устава).
МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары имеет первую категория опасности объекта (территории).
Прокуратурой Московского района города Чебоксары Чувашской Республики в МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары проводилась проверка, по результатам которой выявлены нарушения требований антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объекта образования, в связи, с чем в адрес директора школы ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении ряда нарушений.
До настоящего времени, выявленные нарушения в полном объеме не устранены в связи с отсутствием финансирования.
При этом, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары направило в адрес Прокуратуры Московского района г. Чебоксары ответ на представление, согласно которому часть нарушений устранена, а для устранения остальных нарушений заведующему МБУ «служба инженерно-хозяйственного сопровождения МБ и АОУ г. Чебоксары» направлено письмо.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ №627-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования заместителя прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В целях выполнения указанных мероприятий на основании положений статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации суд возлагает на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики обязанность выделить МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары финансирование, необходимое для исполнения требований.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ по требованию прокурора суд устанавливает для каждого из ответчиков срок для совершения указанных действий - для администрации г. Чебоксары Чувашской Республики в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары в течение 6 месяцев после осуществления администрацией г. Чебоксары финансирования.
Также суд разъясняет ответчикам по делу, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, они вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения в соответствии со ст. 434 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары к МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объекта, удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики обязанность в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары (ИНН №, ОГРН №) с целью обеспечения установки контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснащения въезда на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами; освещения по всему периметру образовательной организации;
Возложить на МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары (ИНН №, ОГРН №) обязанность в течение 6 месяцев после осуществления администрацией г. Чебоксары финансирования обеспечить на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, установку контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснащение въезда на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами; освещение по всему периметру образовательной организации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.