***
Дело № 2-1099/2024 ***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2024 года город Кола
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Архипчук Н.П.,
при секретаре судебного заседания Чугай Т.И.,
с участием истца представителя истца Письмака А.А.,
представителя ответчика Балабуркина А.С.,
представителя третьего лица Шаша Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копьева Д.Е. к ГОУП «Мурманскводоканал» о взыскании денежной компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги,
у с т а н о в и л :
Копьев Д.Е. обратился в суд с иском к ГОУП «Мурманскводоканал» о взыскании денежной компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги. В обоснование заявленных требований указал, что *** управляющей организацией ООО «Кола ЖКХ» был составлен акт контрольного осмотра принадлежащих ему индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, расположенных в его квартире. В соответствии с информацией, отраженной в вышеуказанном акте, работниками ООО «Кола ЖКХ» обнаружено наличие магнитов на приборах учета, что в соответствии с п.81(11) Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах от *** № признается несанкционированным вмешательством в работу приборов учета. На основании составленного акта, ГОУП «Мурманскводоканал» был произведен перерасчет потребления ресурса в сторону увеличения стоимости, без учета показаний, принадлежащих истцу индивидуальных приборов учета. Все обращения к ответчику с указанием на то, что акт управляющей организацией составлен с нарушением действующего законодательства и не имеет юридической силы для последующего внесения изменений в порядок расчетов за предоставляемый коммунальный ресурс, были оставлены без внимания. Ответчик продолжил предъявлять требование об оплате ресурса, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента «10». За защитой своих прав Копьеву Д.Е. пришлось обратиться в Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, в результате чего, со стороны надзорного органа было направлено требование сделать перерасчет на основании данных индивидуальных приборов учета, что и было выполнено ответчиком в ***, но при этом с сохранением требования об оплате неустойки (штрафа). Таким образом, считает, что изменение отношений, в части увеличения стоимости оплаты оказываемых услуг было вызвано халатным отношением со стороны ответчика, так как ответчик был уведомлен о возможных нарушениях прав истца как потребителя, должен был действовать в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, но при этом не принял необходимых мер по недопущению нарушений законодательства, продолжил своими действиями вводить истца в заблуждение на протяжении длительного времени, чем вызвал у Копьева Д.Е. повышенную обеспокоенность, расстроенность чувств, в связи с чем ему пришлось тратить собственное время для восстановления своих прав. Кроме того, истцу пришлось прибегнуть к возмездным услугам психолога в способствовании поддержания психического состояния и социальной адаптации. На основании изложенного просит взыскать с ГОУП «Мурманскводоканал» компенсацию морального вреда в размере 80000 рублей; судебные расходы в размере 50000 рублей; возложить на ответчика обязанность по перерасчету стоимости оказанных ему коммунальных услуг без учета оплаты неустойки (штрафа).
Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ООО «Кола ЖКХ».
Истец Копьев Д.Е. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доверил ведение дела представителю.
Представитель истца Письмак А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнив, что текущие показания узлов учета потребления ресурса истца составляют: ХВС № – 46 м3, ГВС № – 35 м3. Данные узлы учета были установлены в *** года, практически с момента возникновения спорных отношений, далее, учет потребленного ресурса осуществлялся именно по этим узлам учета, иного в судебном заседании установлено не было. Считает, что стоимость оказанной услуги для истца должна быть рассчитана по стоимости тарифа потребления ресурса населением с учетом НДС, а также с учетом задолженности истца, сформировавшейся до незаконных начислений со стороны ответчика по формуле, приведенной в письменных дополнениях.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав на то, что актом от *** представителями ООО «Кола ЖКХ» был зафиксирован факт несанкционированного вмешательства в работу индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (обнаружено наличие магнитов). Представитель коммунальных услуг ГОУП «Мурманскводоканал» при проведении проверки и составлении акта не присутствовал. На основании данного акта и в соответствии с п.81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 ГОУП «Мурманскводоканал» произвел начисления за холодное и горячее водоснабжение с применением повышающего коэффициента «10». После обращения истца в Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области в адрес ГОУП «Мурманскводоканал» поступило письмо от *** № О необходимости соблюдения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, с требованием привести начисление платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилом помещении по адрес*** в соответствии с Правилами № 354. В связи с отсутствием договора ресурсоснабжения, исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению является ГОУП «Мурманскводоканал» в соответствии с п.17 Правил № 354. Согласно п.82 Правил № 354 проведение проверок состояния индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, достоверности предоставления потребителями сведений о показаниях этих приборов является обязанностью исполнителя коммунальных услуг. Поскольку акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета холодной и горячей воды от *** и акт ввода в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды от *** являются недействительными, как составленные не уполномоченным на совершение подобных действий лицом, ГОУП «Мурманскводоканал» направил распорядительное письмо в ООО «ЕРЦ» о порядке расчета по адрес***: снять начисление за холодное и горячее водоснабжение с применением коэффициента «10» за период с ***; расчет платы за холодное и горячее водоснабжение в следующем порядке: до *** расчет по показаниям прибора учета; с *** по *** расчет по среднемесячному расходу в связи с непредставлением показаний; с *** по *** расчет по нормативу потребления без учета повышающего коэффициента; с *** по настоящее время расчет по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента в связи с окончанием срока действия проверки прибора учета. Все штрафные санкции в связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора учета сняты. Долг по оплате и пени насчитываются в связи с неоплатой истцом коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, начисляемых по нормативу.
Кроме того, указал, что в период с *** года и до момента подписания договора водоснабжения и водоотведения с ООО «Кола ЖКХ», между сторонами сложились фактически договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, таким образом, ООО «Кола ЖКХ» в данный период являлось исполнителем коммунальной услуги.
Представитель третьего лица Шаш Е.О. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в связи с залитием жилого помещения по адрес*** представители управляющей компании осуществляли осмотр данной квартиры, в ходе которого был зафиксирован факт применения истцом устройств, препятствующих начислению платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению. Составлен соответствующий акт, который направлен ГОУП «Мурманскводоканал». *** техником ООО «Кола ЖКХ», на основании письменной заявки Копьева Д.Е., произведен осмотр водомерных узлов по указанному выше адресу и с указанного времени они приняты в эксплуатацию. Данные действия были совершены управляющей компанией на основании договора управления МКД, в связи с чем акт является законным, обоснованным и должен учитываться ответчиком.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно пунктам 1, 11 статьи 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения на основании договоров холодного водоснабжения.
По договору водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с частью 5 статьи 20 указанного закона приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила), исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.11.2011 № 354 (далее - Правила).
Согласно подп. "г" п. 34 Правил потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учета, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 34 Правил, потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
В силу п. 80 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил).
Пунктом 81(11) Правил установлено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
В соответствии с п. 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения №N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения №N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
В судебном заседании установлено, что Копьев Д.Е. проживает по адрес***.
Управляющей организацией данного МКД в спорный период являлась ООО «Кола ЖКХ».
*** комиссией из работников ООО «Кола ЖКХ» был составлен акт контрольного осмотра индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, расположенных в указанной выше квартире, которым зафиксирован факт несанкционированного вмешательства в работу ИПУ холодной и горячей воды (обнаружено применение магнитов). Данный акт направлен в ресурсоснабжающую организацию – ГОУП «Мурманскводоканал». На основании составленного акта, ГОУП «Мурманскводоканал» был произведен перерасчет потребления ресурса в сторону увеличения стоимости, без учета показаний, принадлежащих истцу индивидуальных приборов учета, с учетом коэффициента «10».В связи с обращением Копьева Д.Е. в Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, по результатам рассмотрения его обращения, в адрес ГОУП «Мурманскводоканал» направлено письмо от *** №-ИД «О необходимости соблюдения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации», с требованием привести начисление платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилом помещении по адрес*** в соответствии с Правилами №, поскольку проведение проверки представителями управляющей организации является неправомерной, так как управляющая компания не является исполнителем коммунальных услуг.
Согласившись с указанием Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, ГОУП «Мурманскводоканал» *** в адрес ООО «ЕРЦ» направлено распорядительное письмо «О порядке расчета по адрес***, которое содержит требование применить к жилому помещению, расположенному по адрес*** следующий порядок расчета:
1. снять начисление за холодное и горячее водоснабжение с применением коэффициента «10» за период с ***;
2. расчет платы за холодное водоснабжение в следующем порядке: до *** расчет по показаниям прибора учета холодной воды; с *** по *** расчет по среднемесячному расходу в связи с непредставлением показаний; с *** по *** расчет по нормативу потребления без учета повышающего коэффициента; с *** по настоящее время расчет по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента в связи с окончанием срока действия проверки прибора учета.
3. расчет платы за холодную воду на нужды горячего водоснабжения производить в следующем порядке: до *** расчет по показаниям прибора учета горячей воды; с *** по *** расчет по среднемесячному расходу в связи с непредставлением показаний; с *** по *** расчет по нормативу потребления без учета повышающего коэффициента; с *** по настоящее время расчет по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента в связи с окончанием срока действия проверки прибора учета.
4. расчет платы за водоотведение производить с *** по настоящее время – по нормативу потребления.
При указанных обстоятельствах, поскольку ГОУП «Мурманскводоканал» признал проведение проверки представителями управляющей организации ООО «Кола ЖКХ» неправомерной, в соответствии с чем дал распоряжение расчетной организации на снятие начислений за холодное и горячее водоснабжение с применением коэффициента «10» за период с ***, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца Копьева Д.Е. о незаконности начислений платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению без учета показаний ИПУ.
Согласно положениям Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В соответствии с пп. "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, исполнитель обязуется осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Пунктами 80 - 81 вышеуказанных Правил предусмотрено, что к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В судебном заседании установлено, что *** Копьев Д.Е. обратился в управляющую организацию ООО «Кола ЖКХ» с заявлением о проведении опломбировки ИПУ холодного и горячего водоснабжения. В этот же день им произведена оплата данной услуги.
В связи с неоказанием данной услуги, *** Копьевым Д.Е. в адрес ООО «Кола ЖКХ» направлено повторное заявление.
*** техником ООО «Кола ЖКХ» составлен акт о принятии ИПУ, установленных в квартире истца, в эксплуатацию, в связи с чем ГОУП «Мурманскводоканал» должно было производить начисление после *** на основании показаний индивидуальных приборов учета.
Вместе с тем с *** по расчет платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению по адресу истца осуществляется ответчиком по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента, тогда как показания приборов учета истцом за указанный период передавались своевременно.
Как следует из пояснений представителя ГОУП «Мурманскводоканал» в судебном заседании, а также его письменных пояснений, представленных в материалы дела, в период с декабря 2019 года и до момента подписания договора водоснабжения и водоотведения с ООО «Кола ЖКХ», между сторонами сложились фактически договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, таким образом, ООО «Кола ЖКХ» в спорный период являлось исполнителем данных коммунальных услуг.
Таким образом, требование истца о перерасчете коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, согласно установленных в квартире истца индивидуальных приборов учета, подлежит удовлетворению по установленной Правилами № 354 формуле расчета размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, с учётом задолженности истца, сформировавшейся до незаконных начислений со стороны ответчика. Перерасчет необходимо осуществить с ***, то есть с даты составления Акта осмотра-приемки узла индивидуального учета воды.
Суд полагает, что осуществление перерасчёта за период с *** по ***, в настоящее время не представляется возможным, в связи с демонтажем со стороны истца ранее установленных приборов учета и ввода новых только с ***.
Между тем приведенная истцом формула для расчета коммунальных услуг не предусмотрена указанными выше Правилами № 354, в связи с чем требование о ее применении удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд находит обоснованным требования истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку, учитывая положения преамбулы Закона о защите прав потребителей, настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма, а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон о защите прав потребителей в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Материалами дела установлен факт нарушения прав истца, как потребителя коммунальных услуг, выразившийся в начислении истцу платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента без учета показания приборов учета.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Требование истица о возмещении морального вреда заявлено законно и обосновано, и подлежит удовлетворению, однако, при решении вопроса о размере компенсации морального вреда, суд, с учетом фактических обстоятельств дела, период нарушения прав потребителя, необходимости обращения к психологу, руководствуясь принципами разумности и справедливости, приходит к убеждению о возможной компенсации истцу морального вреда в сумме 10000 рублей.
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Также судом было установлено, что истец в досудебном порядке обращался к ответчику с требованиями о начислении платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению с учетом показаний приборов учета, перерасчете платы за данные услуги. Ответчиком в добровольном порядке требования истца удовлетворены не были. В связи с чем суд, руководствуясь ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", полагает необходимым взыскать с ответчика штраф в размере 5000 рублей (10000 / 2).
В силу ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом понесены расходы на оплату юридических услуг представителя в сумме 50000 рублей, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от 07.03.2024г., чеком о поступлении денежных средств в счет оплаты юридических услуг по данному договору.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определения от 17.07.2007 N 382-О-О, 22.03.2011 N 361-О-О).
Обязанность суда, установленная в ч. 1 ст. 100 ГПК по существу направлена на установление баланса между правами лиц, участвующих в деле, а также на реализацию гарантий эффективной судебной защиты прав сторон в части возмещения судебных издержек.
При определении размера расходов на оплату юридических услуг, суд, исходя из категории дела, длительности его рассмотрения, количества судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истца Письмак А.А. (судебные заседания ***, ***, ***), а также объема оказанных истцу юридических услуг, учитывая, отсутствие возражений ответчика, с учетом разумности и справедливости, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в заявленной сумме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей за требования неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Копьева Д.Е. к государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал» о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с государственного областного унитарного предприятия «Мурманскводоканал» *** в пользу Копьева Д.Е. *** денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф в размере 5000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 50000 рублей.
Обязать государственное областное унитарное предприятие «Мурманскводоканал» произвести перерасчет платы коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению за период с *** согласно установленных в квартире по адрес*** показаний индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.
В удовлетворении остальной части исковых требований Копьеву Д.Е. отказать.
Взыскать с государственного областного унитарного предприятия «Мурманскводоканал» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
***
*** Судья Н.П. Архипчук