РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
09.02.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре судебного заседания Туроншоевой М.Ш.,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,
административных истцов: Барановой Н.П., Сергеева А.С., Ковалева В.Г., Ковалевой Н.А., Шокиной Е.А.,
Представителей административных истцов: Сергеева А.С., адвокатов: Мочаловой Н.А., Глуховой Ю.В., Кузнецовой С.А.,
Представителя административного ответчика Губернатора Самарской области – Филиппова С.С.
Представителя заинтересованного лица Министерства здравоохранения Самарской области – Серегиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-396/2022 (3а-2485/2021) по коллективному административному иску Сергеева Александра Сергеевича, Шокиной Елены Алексеевны, Ковалева Вячеслава Григорьевича, Короля Дмитрия Викторовича, Аношина Макара Геннадьевича, Хохловой Анастасии Михайловны, Белокопытовой Ирины Николаевны, Ильмушкина Геннадия Николаевича, Ковалева Григория Викторовича, Ковалевой Натальи Александровны, Гурьяновой Татьяны Михайловны, Ивановой Ларисы Геннадьевны, Ковалевой Екатерины Александровны, Гурьяновой Ирины Евгеньевны, Гантимуровой Екатерины Сергеевны, Иванова Павла Евгеньевича, Демидова Олега Александровича, Дараевой Любови Ивановны, Смеховой Ольги Павловны, Алексеевой Натальи Владимировны, Гуляева Алексея Николаевича, Якушенко Галины Анатольевны, Световой Светланы Алексеевны, Ковалевой Натальи Эдуардовны, Харченко Екатерины Александровны, Хлынова Сергея Николаевича, Шильцовой Ольги Владимировны, Орешкина Олега Сергеевича, Федоренко Лиры Анваровны, Сафеева Равиля Рафаелевича, Гурьевой Елены Владимировны, Драцевич Натальи Анатольевны, Ананьевой Елены Ивановны, Алиевой Ольги Николаевны, Павловой Оксаны Александровны, Трещиной Татьяны Юрьевны, Тетериной Галины Николаевны, Будаевой Елены Борисовны, Волошиной Натальи Викторовны, Смыгиной Натальи Николаевны, Маслениной Елены Михайловны, Вагиной Юлии Сергеевны, Панькиной Екатерины Михайловны, Трифоновой Надежды Николаевны, Кошечкиной Юлии Сергеевны, Антуновой Людмилы Рафиковны, Чебыкиной Татьяны Александровны, Кутляевой Оксаны Владимировны, Пенейкиной Елены Викторовны, Вечкиной Лилии Ивановны, Морозовой Екатерины Евгеньевны, Мартьяновой Елены Николаевны, Мартьянова Григория Александровича, Хлыновой Екатерины Сергеевны, Иваницкой Юлии Валерьевны, Фоминой Елены Владимировны в лице представителя Сергеева Александра Сергеевича (далее Административные истцы) к Губернатору Самарской области о признании недействующим пункта 5 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 (ред. от 02.02.2022) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области", как несоответствующего законодательству Российской Федерации;
по коллективному административному иску Глуховой Юлии Владимировны, Кузнецовой Святославы Александровны, Мочаловой Нины Анатольевны, Елисеева Константина Юрьевича, Лушавиной Алины Александровны, Соловацкой Марины Павловы, Гевелюк Юлии Наилевны, Шамгуновой Ляйсан Даудовны, Беловой Светланы Сергеевны, Афанасьевой Ирины Николаевны, Портновой Валентины Александровны, Тимохина Александра Владимировича, Седневой Натальи Константиновны, Зининой Любови Федоровны, Волкова Владимира Анатольевича, Тахановой Асии Абдулкадировны, Барановой Натальи Петровны, Умаровой Лилии Александровны, Лавровой Ирины Александровны, Ковылиной Ларисы Александровны, Шишкиной Людмилы Викторовны, Киселевой Эльмиры Равильевны, Дьяченко Татьяны Петровны, Мошиной Ирины Александровны, Галиулова Рафаэля Гумеровича, Уваровой Анны Леонидовны, Саргсян Валентины Ивановны, Абушкевич Ирины Михайловны, Абушкевич Надежды Викторовны, Авакумова Тараса Сергеевича, Авакумовой Татьяны Сергеевны, Акбулатовой Натальи Егоровны, Алексеевой Валентины Александровны, Алексеевой Светланы Вячеславовны, Андриановой Натальи Владимировны, Анчиковой Жанны Анатольевны, Ахмеровой Елены Владимировны, Ахова Владислава Александровича, Аховой Вероники Равшановны, Аюповой Натальи Васильевны, Багровой Валентины Валентиновны, Банкетовой Людмилы Борисовны, Барневой Натальи Владимировны, Барышевой Валентины Петровны, Башкировой Галины Павловны, Белеванцевой Светланы Владимировны, Билькиной Надежды Михайловны, Блиновой Алены Владимировны, Борисова Станислава Александровича, Бояркина Петра Ивановича, Брыскина Олега Михайловича, Брыскиной Анастасии Владимировны, Будаева Максима Николаевича, Быковой Екатерины Евгеньевны, Валагиной Людмилы Николаевны, Вдовенко Анастасии Александровны, Викторова Дмитрия Владимировича, Викторовой Оксаны Анатольевны, Вороновой Надежды Львовны, Воскобойниковой Анны Владимировны, Галайдо Елены Владимировны, Гаук Елены Сергеевны, Галченко Ренаты Владимировны, Гевелюка Александра Александровича, Герасимовой Светланы Николаевны, Глуховой Екатерины Александровны, Грудиной Любови Владимировны, Гуляевой Елены Владимировны, Двоеглазовой Антонины Аметовны, Джафарова Эльнура Алисаламовича, Демагиной Веры Михайловны, Дерюжовой Олеси Сергеевны, Дордий Дениса Анатольевича, Дьякова Михаила Евгеньевича, Дьяковой Екатерины Борисовны, Дятловой Надежды Ивановны, Елисеевой Валентины Ивановны, Ермолаева Алексея Вячеславовича, Ефимова Ивана Вадимовича, Ефимовой Наталии Викторовны, Ефимовой Анны Николаевны, Захаровой Елены Николаевны, Зокировой Любови Васильевны, Ибрагимовой Ирины Викторовны, Ивановой Наталии Валентиновны, Ивановой Светланы Анатольевны, Ивановой Елены Александровны, Ильиной Александры Николаевны, Каленовой Надежды Александровны, Кансиярова Владимира Викторовича, Кафыриной Анны Александровны, Кафыриной Дарьи Павловны, Киселевой Татьяны Анатольевны, Клементьева Валерия Павловича, Клементьевой Валентины Павловны, Клубничкиной Натальи Павловны, Князькиной Анны Константиновны, Ковылина Александра Александровича, Колядной Ольги Евгеньевны, Коптелевой Музы Алексеевны, Кочетковой Веры Ивановны, Кравцевой Марины Александровны, Крайновой Татьяны Николаевны, Красаковой Татьяны Александровны, Крендясовой Натальи Александровны, Кряжевой Елены Михайловны, Кудинова Александра Николаевича, Кудиновой Ларисы Анатольевны, Кудиновой Ларисы Анатольевны, Куманеевой Елены Васильевны, Кунгурякова Валерия Николаевича, Лапшина Игоря Валерьяновича, Лобатовой Светланы Владимировны, Люшаковой Марины Николаевны, Мазур Галины Николаевны, Маковкиной Веры Ивановны, Малкина Михаила Александровича, Мартиросяна Владислава Геворковича, Мартиросяна Геворка Эдуардовича, Мартиросян Людмилы Николаевны, Масловой Валентины Николаевны, Масленниковой Натальи Анатольевны, Мастаева Алексея Александровича, Матвеевой Елены Владимировны, Меунаргия Алины Георгиевны, Милешкиной Александры Сергеевны, Мирун Натальи Викторовны, Митрофановой Юлии Игоревны, Михайлова Александра Юрьевича, Михайловой Эльвиры Наильевны, Михалкиной Надежды Михайловны, Мухиной Екатерины Викторовны, Мухорямовой Веры Вали-Ахметовны, Назаркова Николая Георгиевича, Нестерова Андрея Владимировича, Нестеровой Ольги Николаевны, Никитиной Елены Владимировны, Новиковой Ольги Васильевны, Носенко Гульсиры Бахтиаровны, Няньковой Ирина Анатольевны, Обуваловой Людмилы Федоровны, Овсянниковой Ольги Анатольевны, Радишиной Тамары Петровны, Пановой Ирины Николаевны, Паюль Оксаны Анатольевны, Плигиной Ольги Юрьевны, Промкиной Юлии Александровны, Прусс Ларисы Владимировны, Пшенцовой Ольги Валентиновны, Пыжьяновой Елены Васильевны, Пыжьяновой Ольги Васильевны, Рабиновича Якова Юрьевича, Расторгуева Михаила Алексеевича, Расторгуевой Марины Анатольевны, Ревтовой Ирины Николаевны, Ревтовой Натальи Сергеевны, Романовой Наталии Валериевны, Рихтера Дмитрия Владимировича, Савельевой Ольги Ивановны, Савиной Галины Егоровны, Салмановой Евдокии Николаевны, Саповской Елены Юрьевны, Севастьяновой Ольги Петровны, Сергеевой Лидии Евгеньевны, Сетемина Вячеслава Юрьевича, Сетеминой Елены Анатольевны, Сидорова Александра Анатольевича, Скоробогатовой Галины Алексеевны, Соколовой Елены Александровны, Солдатова Виталия Дмитриевича, Солдатовой Наталии Михайловны, Столярова Владимира Михайловича, Столяровой Маргариты Львовны, Стоянова Александра Николаевича, Сухановой Екатерины Александровны, Тимеевой Фариды Анваровны, Тимошечкиной Юлии Владимировны, Титаренко Богдана Дмитриевича, Титаренко Ольги Михайловны, Титовой Светланы Витальевны, Тихоновой Людмилы Васильевны, Токаревой Ирины Александровны, Трапец Людмилы Николаевны, Трифоновой Маргариты Евгеньевны, Трифоновой Татьяны Григорьевны, Туева Геннадия Валентиновича, Туевой Татьяны Николаевны, Тумановой Светланы Викторовны, Тумановой Светланы Степановны, Тухтаевой Натальи Геннадьевны, Тюгиной Юлии Тураявны, Тюгиной Юлии Тураявны, Тюриной Татьяны Васильевны, Улаева Евгения Ивановича, Улаевой Марины Ивановны, Фатеевой Натальи Владимировны, Хайруллиной Алены Петровны, Хайрулловой Равили Авхатовны, Хасаншиной Гульфии Габдрахимовны, Хаустовой Татьяны Анатольевны, Хилажетдиновой Лилии Рамильевны, Хромова Сергея Александровича, Хромовой Лилии Степановны, Фаллер Татьяны Алефтиновны, Федоровой Татьяны Николаевны, Филиппова Алексея Леонидовича, Цуканова Александра Николаевича, Чвыкова Сергея Александровича, Чекалиной Инны Николаевны, Черновой Наталии Александровны, Шанкина Ивана Юрьевича, Шанкиной Полины Александровны, Шевченко Анны Николаевны, Шиваева Ильи Григорьевича, Шишовой Натальи Николаевны, Шлентяева Олега Федоровича, Шутовой Натальи Викторовны, Ягрушкиной Натальи Николаевны, Якимкиной Нины Валентиновны, Янкиной Нины Дорофеевны, Пивоваровой Ирины Ивановны, Злобиной Татьяны Геннадьевны, Злобина Вадима Дмитриевича, Ивлевой Елизаветы Валерьевны, Чередник Елены Сергеевны в лице представителей: Глуховой Ю.В., Кузнецовой С.А., Мочаловой Н.А. (далее Административные истцы) к Губернатору Самарской области о признании недействующими абзаца 2 (поименованного как подпункт 2) пункта 2.4. Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 (ред. от 02.02.2022) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" в части обязанности использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и пункта 5 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 (ред. от 02.02.2022) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области", как несоответствующего законодательству Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 и статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в целях минимизации риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области Губернатором Самарской области принято Постановление от 22.10.2021 N 258 "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" (далее Постановление N 258).
Данный нормативный правовой акт размещен 26.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, и опубликован 27.10.2021 в официальном печатном издании административного органа газете "Волжская коммуна", N 173(31172).
Абзацем 2 пункта 2.4. Постановления предусматривается обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, включая гигиенические) в случаях, предусмотренных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом".
Пунктом 5 Постановления предусматривалось, что совершеннолетние граждане допускаются к посещению театрально-концертных и цирковых организаций, культурно-досуговых учреждений, кинотеатров (кинозалов), бассейнов, фитнес-центров, спортивных клубов, спортивных залов, фуд-кортов с общей посадкой для посетителей (без выделенных зон ресторанов) в торговых центрах при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и оригинала (QR-кода с единого портала государственных услуг) одного из следующих документов: сертификата профилактической прививки от COVID-19; сведений о перенесенном заболевании COVID-19.
Постановлениями Губернатора Самарской области от 30.10.2021 N 287, от 06.11.2021 N 291, от 13.12.2021 N 325, от 16.12.2021 N 330, от 30.12.2021 N 345, от 17.01.2022 N 9, от 02.02.2022 N 18 в Постановление от 22.10.2021 N 258 внесены изменения.
Постановлением Губернатора Самарской области от 06.11.2021 N 291 пункт 5 Постановления N 258 изложен в следующей редакции: "5. Совершеннолетние граждане допускаются к посещению: 1) торговых центров; 2) торговых предприятий (за исключением торговых предприятий, реализующих продовольственные товары, с площадью торгового зала до 2000 кв. метров); 3) театрально-концертных и цирковых организаций, культурно-досуговых учреждений, кинотеатров (кинозалов); 4) бассейнов, фитнес-центров, спортивных клубов, спортивных залов; 5) ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания; 6) организаций сферы услуг (салоны красоты, парикмахерские, студии ногтевого сервиса, станции технического обслуживания автомобилей) - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и оригинала (либо QR-кода с единого портала государственных услуг) одного из следующих документов: сертификата профилактической прививки от COVID-19; сведений о перенесенном заболевании COVID-19; отрицательного результата ПЦР-теста на наличие возбудителя COVID-19, выполненного не позднее чем за 72 часа до посещения.".
Данный нормативный правовой акт 06.11.2021 размещен на официальном сайте Правительства Самарской области: http://www.pravo.samregion.ru, и опубликован 10.11.2021 в официальном печатном издании административного органа – газете "Волжская коммуна", N 180(31179),
Постановлением Губернатора Самарской области от 13.12.2021 N 325 в пункте 5 Постановления N 258 слова "не позднее чем за 72 часа до посещения" заменены словами "не позднее чем за 48 часов до посещения".
Данный нормативный правовой акт 13.12.2021 размещен на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, и опубликован 15.12.2021 в официальном печатном издании административного органа – газете "Волжская коммуна", N 201(31200).
Постановлением Губернатора Самарской области от 30.12.2021 N 345 пункт 5 дополнен абзацем следующего содержания: "сертификата (справки) о профилактической прививке от COVID-19 либо справки о перенесении указанного заболевания, выданного военно-медицинской организацией (предъявляется только военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, членами их семей, лицами, уволенными с военной службы).".
Данный нормативный правовой акт 30.12.2021 размещен на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, и опубликован 31.12.2021 в официальном печатном издании административного органа – газете "Волжская коммуна", N 212(31211).
Административные истцы в рамках административного дела № 3а-717/2022 в лице представителя Сергеева А.С. обратились с административным иском о признании недействующим пункта 5 Постановления Губернатора Самарской области N 258, как несоответствующего законодательству Российской Федерации, ссылаясь на нарушения порядка издания нормативного правового акта в связи с отсутствием под ним подписи Губернатора Самарской области, а также ссылаясь на то, что нормативный правовой акт носит дискриминационный характер, не соответствует Конституции Российской Федерации, противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в частности, п.п. «у» п. 1, ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 15.07.2021) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", ч. 1, ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», статьям 4-6 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
С указанным административным делом на основания определения Самарского областного суда от 03.02.2022 соединено дело № 3а-717/2022 по административному иску Аношина Макара Геннадьевича к Губернатору Самарской области о признании недействующим этого же пункта Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258. В обоснование заявленного административного иска Аношиным М.Г. указывается на нарушения и необоснованные препятствия, создаваемые оспариваемым нормативным правовым актом, для реализации его прав и свобод гарантированных Конституции Российской Федерации, в частности на неприкосновенность частной жизни и свободу передвижения, понуждение его зарегистрироваться на сайте государственных услуг для получения QR кода, тогда как такая регистрация носит добровольный характер.
Определением Самарского областного суда от 04.02.2022 с настоящим административным делом объединено дело № 3а-568/2022 по коллективному административному иску административных истцов в лице представителей: адвокатов Глуховой Ю.В., Кузнецовой С.А., Мочаловой Н.А. к Губернатору Самарской области о признании недействующими абзаца 2 (поименованного как подпункт 2) пункта 2.4. Постановления Губернатора Самарской области N 258 в части обязанности использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и пункта 5 Постановления Губернатора Самарской области N 258 как несоответствующих законодательству Российской Федерации.
В обоснование данного административного иска, со ссылкой на комплексное экспертное заключение «Анализ иммунопрофилактических препаратов для профилактики SARS-CoV-2» от 15.04.2021 и комплексное экспертное заключение «Анализ мер, принятых в целях минимизации риска распространения новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2)» от 15.11.2021 указывается на дискриминационный характер принимаемых на основании оспариваемого Постановления мер, их нецелесообразность и неэффективность, противоречие данных мер законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно: статьям 1, 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьям 2, 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статье 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», статье 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Конституции Российской Федерации (статьям 19, 20, 21, 23, 27 44).
В судебном заседании представители группы коллективных административных истцов: Сергеев А.С., Глухова Ю.В., Кузнецова С.А., Мочалова Н.А., административные истцы: Баранова Н.П., Ковалев В.Г., Ковалева Н.А., Шокина Е.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу части 3 статьи 42 КАС РФ, лицо, ведущее административное дело в интересах группы лиц, действует в судебном процессе без доверенности, пользуется всеми правами и несет процессуальные обязанности административного истца, в том числе пользуется правом отказаться от административного иска, заключить соглашение о примирении (статьи 45, 46, 295, 318, часть 1 статьи 332, часть 1 статьи 346, часть 3 статьи 353 КАС РФ). При этом, если такое лицо не является членом группы, оно должно отвечать требованиям части 1 статьи 55 КАС РФ. Лица, являющиеся членами группы лиц, в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов которых подано коллективное административное исковое заявление, вправе знакомиться с материалами административного дела, делать из них выписки, снимать с них копии (часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть 3 статьи 225.16 АПК РФ). Поскольку нормы Кодекса не предполагают непосредственного участия указанных лиц в судебных заседаниях по административному делу, эти лица не извещаются о времени и месте проведения судебных заседаний.
В связи с чем административные истцы, являющиеся членами группы коллективных административных истцов, не извещались о времени и месте проведения судебных заседаний.
Представитель административного ответчика Губернатора Самарской области – Филиппов С.С. просил в удовлетворении требований отказать по доводам письменных возражений.
Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Самарской области – Серегина О.В., просила в удовлетворении коллективного административного иска отказать.
От Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области поступил отзыв, в котором заинтересованное лицо просит оставить коллективный административный иск без удовлетворения.
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материал дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исходя из нижеследующего.
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина; координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно пункту 10 статьи 4.1 данного Закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 8 статьи 4.1 Закона таким должностным лицом на региональном уровне является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Статья 11 Закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения о вводе режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности; могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области, возглавляемым Губернатором Самарской области. Статус, структура, порядок формирования и организации деятельности Правительства Самарской области устанавливаются Законом Самарской области "О Правительстве Самарской области" (статья 82 Устава Самарской области от 18.12.2006 N 179-ГД).
Губернатор Самарской области возглавляет Правительство Самарской области и определяет основные направления его деятельности (статья 84 Устава Самарской области от 18.12.2006 N 179-ГД).
Согласно статье 1 Закона Самарской области от 30.09.2011 N 80-ГД "О Правительстве Самарской области" Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области, возглавляемым высшим должностным лицом Самарской области - Губернатором Самарской области.
Губернатор Самарской области, Правительство Самарской области, а также министерства Самарской области, органы исполнительной власти Самарской области и их должностные лица принимают (издают) нормативные правовые акты по вопросам, входящим в их компетенцию (Статья 98 Устава Самарской области от 18.12.2006 N 179-ГД).
В соответствии со статьями 2, 3 Закона Самарской области от 10.05.1995 N 3-ГД (ред. от 03.03.2020) "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области" все законы, принятые Самарской Губернской Думой, подлежат обязательному официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также права и обязанности юридических лиц, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с положениями части 16 статьи 1, статьи 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Губернатор Самарской области, как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации входит в систему органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно подпункту «б» пункта 6 статьи 4.1 этого же Федерального закона органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
В связи с объявлением 11.03.2020 Всемирной организацией здравоохранения о начале пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации Президентом Российской Федерации издан Указ от 02.04.2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пункта 2 которого, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации, в связи с угрозой распространения на территории Самарской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), Постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", на территории Самарской области введен режим повышенной готовности. Данный нормативный правовой акт опубликован 17.03.2020 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, и 18.03.2020 в газете "Волжская коммуна", N 42(30826), (уточнение 20.03.2020 в газете "Волжская коммуна", N 44(30828)),
Постановление N 258 закрепляет механизм реализации Постановления Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" поскольку издано во исполнение вышеназванного нормативного правового акта (абзац 8 пункта 2.5 Постановления N 258).
Положения статьи 17 (часть 3), 19, 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина лишь в целях защиты конституционно значимых ценностей при справедливом соотношении публичных и частных интересов, при этом устанавливаемые федеральным законом средства и способы такой защиты должны быть обусловлены ее целями и способны обеспечить их достижение, исключая умаление и несоразмерное ограничение соответствующих прав и свобод (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 N 3-П, от 14.11.2005 N 10-П, от 26.12.2005 N 14-П, от 16.07.2008 N 9-П, от 07.06.2012 N 14-П и от 17.02.2016 N 5-П).
Согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21.12..1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, и оспариваемый нормативный правовой акт.
Оспариваемые пункты Постановления N 258 основаны на статьях 17, 19, 55, 71 и 72 Конституции Российской Федерации, положениях специального Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также Федерального закона от 30.03.1999N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Указанные меры являются соразмерными, не носят произвольный характер, направлены на защиту конституционно значимых ценностей – жизни и здоровья населения, обусловлены необходимостью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничения эпидемического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Самарской области, и тем самым на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории Самарской области.
Как указано в пункте 3.2 постановления Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 N 49-П, 30.01.2020 по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11.03.2020 ситуация признана пандемией (заявление Генерального директора ВОЗ по итогам второго совещания Комитета по чрезвычайной ситуации в соответствии с Международными медико-санитарными правилами, в связи со вспышкой заболевания, вызванного новым коронавирусом 2019 г. (nCoV), 30.01.2020; вступительное слово Генерального директора ВОЗ на пресс-брифинге по COVID-19, 11.03.2020). Распространение коронавирусной болезни, начавшееся в 2019 году, поставило перед мировым сообществом и перед Российской Федерацией в частности множество проблем не только медицинского, но и социального, политического, экономического и юридического характера.
В связи с чем оспариваемое положение Постановления N 258 (пункт 5) дискриминационным характером, в отношении граждан, не имеющих соответствующего QR-кода, не обладают, не содержат норм об обязательной вакцинации населения, не ограничивают получение услуг по предоставлению общественного питания путем реализации соответствующего права в виде приобретения (заказа) продукции навынос, либо осуществления доставки на дом, соответственно не ограничивают заключение публичного договора с потребителями.
Введение ограничительных мероприятий на основании абзаца 2 пункта 2.4 Постановления N 258, связанных с необходимостью использования средств индивидуальной защиты основывается на положениях Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22.05.2020 N 15, Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно абзацу второму пункта 4.4 которых, мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются в числе прочих соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Из системного толкования приведенных норм следует, что установленное в оспариваемых положениях правило подведения гражданина, направленное на защиту здоровья и жизни граждан, на "разрыв" механизма передачи инфекции путем использования масок и иных средств индивидуальной защиты органов дыхания при нахождении в местах общего пользования нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Доводы административных истцов в лице представителя Сергеева А.С. на нарушения порядка издания нормативного правового акта в связи с отсутствием под ним подписи Губернатора Самарской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку представителем административного ответчика в суд представлена надлежащим образом заверенная копия нормативного правового акта, требования к порядку заверения которой соблюдены.
Доводы административных истцов в лице представителей Глуховой Ю.В., Кузнецовой С.А., Мочаловой Н.А., со ссылкой на комплексное экспертное заключение «Анализ иммунопрофилактических препаратов для профилактики SARS-CoV-2» от 15.04.2021 и комплексное экспертное заключение «Анализ мер, принятых в целях минимизации риска распространения новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2)» от 15.11.2021 о нецелесообразности и неэффективности введения на основании оспариваемых положений нормативного правового акта санитарно-эпидемиологических мер, не могут быть приняты во внимание.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "а" пункта 28 постановления Пленума от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Таким образом, вопросы целесообразности принятия того или иного положения нормативного правового акта не относятся к полномочиям суда при осуществлении абстрактного нормоконтроля.
Избрание конкретных видов ограничений и способов их обеспечения осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в пределах усмотрения, предоставленного ему в рамках решения вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, исходя из конкретных обстоятельств состояния санитарно-эпидемиологической обстановки, роста заболеваемости и особенностей распространения коронавирусной инфекции в данном субъекте Российской Федерации.
Введенные на территории Самарской области оспариваемыми положениями Постановления N 258 требования не носят произвольный характер, направлены на защиту конституционно значимых ценностей - жизни и здоровья населения, обусловлены необходимостью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничения эпидемического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией, и тем самым направлены на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории Самарской области.
Вопреки позиции коллективных административных истцов, в оспариваемых частях нормативного правового акта не содержатся требования, нарушающие субъективные права и свободы административных истцов. Так, исходя из буквального содержания оспариваемых норм права, предусматривающих условия функционирования отдельных объектов хозяйственной деятельности в период действия режима повышенной готовности в Самарской области, в них отсутствуют положения, ограничивающие право на труд, отдых, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. По своей сути они дополнительно, на определенный временной период, с учетом эпидемиологической обстановки, регламентируют вопросы функционирования сфер деятельности, оказывающих услуги населению и базирующихся на массовом их посещении.
Оспариваемые административными истцами ограничительные меры не являются бессрочными и абсолютными, а носят временный характер, поскольку введены только в период действия режима повышенной готовности, исходя из складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Постановление Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области", введено в действие и опубликовано в установленном порядке в пределах предоставленных Губернатору Самарской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обозначенных положениями статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому оснований для удовлетворения требований административных истцов не имеется.
Руководствуясь статьями 177 - 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении коллективного административного иска о признании недействующими:
- подпункта 2 пункта 2.4. Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 (ред. от 02.02.2022) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" в части обязанности использования средств индивидуальной защиты органов дыхания,
- пункта 5 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 (ред. от 02.02.2022) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области", как несоответствующего законодательству Российской Федерации Административным истцам отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.02.2022.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
резолютивная часть
г. Самара
09.02.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре судебного заседания Туроншоевой М.Ш.,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,
административных истцов: Барановой Н.П., Сергеева А.С., Ковалева В.Г., Ковалевой Н.А., Шокиной Е.А.,
Представителей административных истцов: Сергеева А.С., адвокатов: Мочаловой Н.А., Глуховой Ю.В., Кузнецовой С.А.,
Представителя административного ответчика Губернатора Самарской области – Филиппова С.С.
Представителя заинтересованного лица Министерства здравоохранения Самарской области – Серегиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-396/2022 (3а-2485/2021) по коллективному административному иску Сергеева Александра Сергеевича, Шокиной Елены Алексеевны, Ковалева Вячеслава Григорьевича, Короля Дмитрия Викторовича, Аношина Макара Геннадьевича, Хохловой Анастасии Михайловны, Белокопытовой Ирины Николаевны, Ильмушкина Геннадия Николаевича, Ковалева Григория Викторовича, Ковалевой Натальи Александровны, Гурьяновой Татьяны Михайловны, Ивановой Ларисы Геннадьевны, Ковалевой Екатерины Александровны, Гурьяновой Ирины Евгеньевны, Гантимуровой Екатерины Сергеевны, Иванова Павла Евгеньевича, Демидова Олега Александровича, Дараевой Любови Ивановны, Смеховой Ольги Павловны, Алексеевой Натальи Владимировны, Гуляева Алексея Николаевича, Якушенко Галины Анатольевны, Световой Светланы Алексеевны, Ковалевой Натальи Эдуардовны, Харченко Екатерины Александровны, Хлынова Сергея Николаевича, Шильцовой Ольги Владимировны, Орешкина Олега Сергеевича, Федоренко Лиры Анваровны, Сафеева Равиля Рафаелевича, Гурьевой Елены Владимировны, Драцевич Натальи Анатольевны, Ананьевой Елены Ивановны, Алиевой Ольги Николаевны, Павловой Оксаны Александровны, Трещиной Татьяны Юрьевны, Тетериной Галины Николаевны, Будаевой Елены Борисовны, Волошиной Натальи Викторовны, Смыгиной Натальи Николаевны, Маслениной Елены Михайловны, Вагиной Юлии Сергеевны, Панькиной Екатерины Михайловны, Трифоновой Надежды Николаевны, Кошечкиной Юлии Сергеевны, Антуновой Людмилы Рафиковны, Чебыкиной Татьяны Александровны, Кутляевой Оксаны Владимировны, Пенейкиной Елены Викторовны, Вечкиной Лилии Ивановны, Морозовой Екатерины Евгеньевны, Мартьяновой Елены Николаевны, Мартьянова Григория Александровича, Хлыновой Екатерины Сергеевны, Иваницкой Юлии Валерьевны, Фоминой Елены Владимировны в лице представителя Сергеева Александра Сергеевича (далее Административные истцы) к Губернатору Самарской области о признании недействующим пункта 5 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 (ред. от 02.02.2022) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области", как несоответствующего законодательству Российской Федерации;
по коллективному административному иску Глуховой Юлии Владимировны, Кузнецовой Святославы Александровны, Мочаловой Нины Анатольевны, Елисеева Константина Юрьевича, Лушавиной Алины Александровны, Соловацкой Марины Павловы, Гевелюк Юлии Наилевны, Шамгуновой Ляйсан Даудовны, Беловой Светланы Сергеевны, Афанасьевой Ирины Николаевны, Портновой Валентины Александровны, Тимохина Александра Владимировича, Седневой Натальи Константиновны, Зининой Любови Федоровны, Волкова Владимира Анатольевича, Тахановой Асии Абдулкадировны, Барановой Натальи Петровны, Умаровой Лилии Александровны, Лавровой Ирины Александровны, Ковылиной Ларисы Александровны, Шишкиной Людмилы Викторовны, Киселевой Эльмиры Равильевны, Дьяченко Татьяны Петровны, Мошиной Ирины Александровны, Галиулова Рафаэля Гумеровича, Уваровой Анны Леонидовны, Саргсян Валентины Ивановны, Абушкевич Ирины Михайловны, Абушкевич Надежды Викторовны, Авакумова Тараса Сергеевича, Авакумовой Татьяны Сергеевны, Акбулатовой Натальи Егоровны, Алексеевой Валентины Александровны, Алексеевой Светланы Вячеславовны, Андриановой Натальи Владимировны, Анчиковой Жанны Анатольевны, Ахмеровой Елены Владимировны, Ахова Владислава Александровича, Аховой Вероники Равшановны, Аюповой Натальи Васильевны, Багровой Валентины Валентиновны, Банкетовой Людмилы Борисовны, Барневой Натальи Владимировны, Барышевой Валентины Петровны, Башкировой Галины Павловны, Белеванцевой Светланы Владимировны, Билькиной Надежды Михайловны, Блиновой Алены Владимировны, Борисова Станислава Александровича, Бояркина Петра Ивановича, Брыскина Олега Михайловича, Брыскиной Анастасии Владимировны, Будаева Максима Николаевича, Быковой Екатерины Евгеньевны, Валагиной Людмилы Николаевны, Вдовенко Анастасии Александровны, Викторова Дмитрия Владимировича, Викторовой Оксаны Анатольевны, Вороновой Надежды Львовны, Воскобойниковой Анны Владимировны, Галайдо Елены Владимировны, Гаук Елены Сергеевны, Галченко Ренаты Владимировны, Гевелюка Александра Александровича, Герасимовой Светланы Николаевны, Глуховой Екатерины Александровны, Грудиной Любови Владимировны, Гуляевой Елены Владимировны, Двоеглазовой Антонины Аметовны, Джафарова Эльнура Алисаламовича, Демагиной Веры Михайловны, Дерюжовой Олеси Сергеевны, Дордий Дениса Анатольевича, Дьякова Михаила Евгеньевича, Дьяковой Екатерины Борисовны, Дятловой Надежды Ивановны, Елисеевой Валентины Ивановны, Ермолаева Алексея Вячеславовича, Ефимова Ивана Вадимовича, Ефимовой Наталии Викторовны, Ефимовой Анны Николаевны, Захаровой Елены Николаевны, Зокировой Любови Васильевны, Ибрагимовой Ирины Викторовны, Ивановой Наталии Валентиновны, Ивановой Светланы Анатольевны, Ивановой Елены Александровны, Ильиной Александры Николаевны, Каленовой Надежды Александровны, Кансиярова Владимира Викторовича, Кафыриной Анны Александровны, Кафыриной Дарьи Павловны, Киселевой Татьяны Анатольевны, Клементьева Валерия Павловича, Клементьевой Валентины Павловны, Клубничкиной Натальи Павловны, Князькиной Анны Константиновны, Ковылина Александра Александровича, Колядной Ольги Евгеньевны, Коптелевой Музы Алексеевны, Кочетковой Веры Ивановны, Кравцевой Марины Александровны, Крайновой Татьяны Николаевны, Красаковой Татьяны Александровны, Крендясовой Натальи Александровны, Кряжевой Елены Михайловны, Кудинова Александра Николаевича, Кудиновой Ларисы Анатольевны, Кудиновой Ларисы Анатольевны, Куманеевой Елены Васильевны, Кунгурякова Валерия Николаевича, Лапшина Игоря Валерьяновича, Лобатовой Светланы Владимировны, Люшаковой Марины Николаевны, Мазур Галины Николаевны, Маковкиной Веры Ивановны, Малкина Михаила Александровича, Мартиросяна Владислава Геворковича, Мартиросяна Геворка Эдуардовича, Мартиросян Людмилы Николаевны, Масловой Валентины Николаевны, Масленниковой Натальи Анатольевны, Мастаева Алексея Александровича, Матвеевой Елены Владимировны, Меунаргия Алины Георгиевны, Милешкиной Александры Сергеевны, Мирун Натальи Викторовны, Митрофановой Юлии Игоревны, Михайлова Александра Юрьевича, Михайловой Эльвиры Наильевны, Михалкиной Надежды Михайловны, Мухиной Екатерины Викторовны, Мухорямовой Веры Вали-Ахметовны, Назаркова Николая Георгиевича, Нестерова Андрея Владимировича, Нестеровой Ольги Николаевны, Никитиной Елены Владимировны, Новиковой Ольги Васильевны, Носенко Гульсиры Бахтиаровны, Няньковой Ирина Анатольевны, Обуваловой Людмилы Федоровны, Овсянниковой Ольги Анатольевны, Радишиной Тамары Петровны, Пановой Ирины Николаевны, Паюль Оксаны Анатольевны, Плигиной Ольги Юрьевны, Промкиной Юлии Александровны, Прусс Ларисы Владимировны, Пшенцовой Ольги Валентиновны, Пыжьяновой Елены Васильевны, Пыжьяновой Ольги Васильевны, Рабиновича Якова Юрьевича, Расторгуева Михаила Алексеевича, Расторгуевой Марины Анатольевны, Ревтовой Ирины Николаевны, Ревтовой Натальи Сергеевны, Романовой Наталии Валериевны, Рихтера Дмитрия Владимировича, Савельевой Ольги Ивановны, Савиной Галины Егоровны, Салмановой Евдокии Николаевны, Саповской Елены Юрьевны, Севастьяновой Ольги Петровны, Сергеевой Лидии Евгеньевны, Сетемина Вячеслава Юрьевича, Сетеминой Елены Анатольевны, Сидорова Александра Анатольевича, Скоробогатовой Галины Алексеевны, Соколовой Елены Александровны, Солдатова Виталия Дмитриевича, Солдатовой Наталии Михайловны, Столярова Владимира Михайловича, Столяровой Маргариты Львовны, Стоянова Александра Николаевича, Сухановой Екатерины Александровны, Тимеевой Фариды Анваровны, Тимошечкиной Юлии Владимировны, Титаренко Богдана Дмитриевича, Титаренко Ольги Михайловны, Титовой Светланы Витальевны, Тихоновой Людмилы Васильевны, Токаревой Ирины Александровны, Трапец Людмилы Николаевны, Трифоновой Маргариты Евгеньевны, Трифоновой Татьяны Григорьевны, Туева Геннадия Валентиновича, Туевой Татьяны Николаевны, Тумановой Светланы Викторовны, Тумановой Светланы Степановны, Тухтаевой Натальи Геннадьевны, Тюгиной Юлии Тураявны, Тюгиной Юлии Тураявны, Тюриной Татьяны Васильевны, Улаева Евгения Ивановича, Улаевой Марины Ивановны, Фатеевой Натальи Владимировны, Хайруллиной Алены Петровны, Хайрулловой Равили Авхатовны, Хасаншиной Гульфии Габдрахимовны, Хаустовой Татьяны Анатольевны, Хилажетдиновой Лилии Рамильевны, Хромова Сергея Александровича, Хромовой Лилии Степановны, Фаллер Татьяны Алефтиновны, Федоровой Татьяны Николаевны, Филиппова Алексея Леонидовича, Цуканова Александра Николаевича, Чвыкова Сергея Александровича, Чекалиной Инны Николаевны, Черновой Наталии Александровны, Шанкина Ивана Юрьевича, Шанкиной Полины Александровны, Шевченко Анны Николаевны, Шиваева Ильи Григорьевича, Шишовой Натальи Николаевны, Шлентяева Олега Федоровича, Шутовой Натальи Викторовны, Ягрушкиной Натальи Николаевны, Якимкиной Нины Валентиновны, Янкиной Нины Дорофеевны, Пивоваровой Ирины Ивановны, Злобиной Татьяны Геннадьевны, Злобина Вадима Дмитриевича, Ивлевой Елизаветы Валерьевны, Чередник Елены Сергеевны в лице представителей: Глуховой Ю.В., Кузнецовой С.А., Мочаловой Н.А. (далее Административные истцы) к Губернатору Самарской области о признании недействующими абзаца 2 (поименованного как подпункт 2) пункта 2.4. Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 (ред. от 02.02.2022) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" в части обязанности использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и пункта 5 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 (ред. от 02.02.2022) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области", как несоответствующего законодательству Российской Федерации,
руководствуясь статьями 177 - 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении коллективного административного иска о признании недействующими:
- подпункта 2 пункта 2.4. Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 (ред. от 02.02.2022) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" в части обязанности использования средств индивидуальной защиты органов дыхания,
- пункта 5 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 (ред. от 02.02.2022) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области", как несоответствующего законодательству Российской Федерации Административным истцам отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев