дело №а-3242/2024
73RS0002-01-2024-004287-82
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ульяновск 20 августа 2024 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Бойковой О.Ф.
при секретаре Дубковой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению города Ульяновска детскому саду №104 «Гуси-лебеди», администрации муниципального образования « город Ульяновск», Управлению образования администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности выделения финансирования на оснащение системой охранной сигнализации, оснащение системой охранной сигнализации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к административным ответчикам о возложении обязанности выделения финансирования на оснащение системой охранной сигнализации, оснащение системой охранной сигнализации, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка состояния антитеррористической защищенности здания муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения города Ульяновска детскому саду №104 «Гуси-лебеди» (далее МБДОУ детский сад №104 «Гуси-лебеди»), расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское Шоссе, д. 79а. Проверка показала, что учреждение имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности ввиду отсутствия охранной сигнализации, что является нарушением действующего законодательства. Просит суд обязать администрацию города Ульяновска в срок до 01.09.2024 предусмотреть и обеспечить финансирования на оснащение МБДОУ детский сад №104 «Гуси-лебеди» системой охранной сигнализации; обязать Управление образования администрации муниципального образования «город Ульяновск» в течение 1 месяца распределить денежные средства, выделенные администрацией города Ульяновска на оснащение детского сада №104 «Гуси-лебеди» системой охранной сигнализации; обязать оснащение МБДОУ детский сад №104 «Гуси-лебеди» в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования оснастить здание указанного общеобразовательного учреждения системой охранной сигнализации.
В судебном заседании помощник прокурора Засвияжского района г. Ульяновска административный иск поддержал.
Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования «город Ульяновск», Управления образования администрации города Ульяновска, МБДОУ детский сад №104 «Гуси-лебеди»в судебное заседание не явились, просят рассмотреть в их отсутствие.
С учетом мнения лиц, явившихся в судебное заседание, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения явившихся лиц в судебное заседание, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 2,20,38,41 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Обеспечение системой охранной сигнализации здания школы является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательном учреждении.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.
На основании п.п. 4, 6 ст. 3 вышеуказанного закона, противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по предупреждению терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или ФИО1 округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно Требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, далее - Требования) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5).
Минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе, посредством своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений) (пп. «д» п. 21 Требований).
В частности, пп. «а» п. 25 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, дополнительно осуществляется оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией.
Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что МБДОУ детский сад № «Гуси-лебеди» отнесено к третьей категории опасности. Система оповещения и контроля эвакуации отсутствует. Имеющееся нарушение требований норм антитеррористического законодательства не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, нарушает права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации и вышеуказанных правовых актах.
Правовой режим имущества бюджетного учреждения, которое, будучи юридическим лицом, участвует в гражданском обороте наряду с иными субъектами, в том числе заключает договоры и отвечает за их исполнение (пункт 1 статьи 48 ГК Российской Федерации), также имеет существенную специфику.
Так, имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления, а собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование.
Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований устанавливает в пункте 3 статьи 126, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления ФИО1 округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и ФИО1 округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Приказом Федерального агентства по образованию от ДД.ММ.ГГГГ N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", с последующими изменениями и дополнениями, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу статьи 1 и пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя в том числе, финансирование расходов на обеспечение безопасности.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
Как установлено пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 и пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Следовательно, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, при этом решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Согласно пункту 5 Требований к антитеррористической защищенности объектов, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Финансовое обеспечение образовательной деятельности детского сада осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Финансовое обеспечение на содержание недвижимого имущества закрепленного за Учреждением осуществляется Учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, с учетом мероприятий на развитие Учреждения, перечень которых определяется Учредителем. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания школой осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п.1.1. Положения об Управлении образования администрации <адрес> (утв. решением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации <адрес>» (далее Положение) Управление образования администрации <адрес> (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации <адрес>, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами ФИО1 <адрес>, в областях образования, работы с детьми и молодежью.
В силу п.1.5 Положения Управление имеет на праве оперативного управления имущество, являющееся собственностью муниципального образования «<адрес>».
Финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «<адрес>».
В силу п.1.7 Положения Управление осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными юридическими и физическими лицами.
Согласно п.6.1 ст. 38 Устава муниципального образования «<адрес>», утвержденного решением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) № у полномочиям муниципального образования «<адрес>» в области противодействия терроризму, в том числе относится обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления <адрес>.
При этом Управление образования муниципального образования «<адрес>» осуществляет функции главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета (п. 4.4.3 Положения).
Таким образом, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить обязанность по финансированию мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности МБДОУ детский сад № «Гуси-лебеди», на орган местного самоуправления района – администрацию <адрес>, наделенную в силу Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «<адрес>» полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации муниципального образования «<адрес>».
Оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и в совокупности, учитывая, что собственником здания, в котором МБДОУ детский сад № «Гуси-лебеди» осуществляет образовательный процесс, является муниципальное образование, а также и то обстоятельство, что Управление образования администрации <адрес> является отраслевым (функциональным) органом администрации <адрес>, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения, а также принимая во внимание, что оборудование здания образовательного учреждения системой охранной сигнализации является обязательным, направленным на предупреждение и пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения, суд приходит к выводу о возложении на администрацию <адрес> обязанности выделить финансирование на оборудование системой охранной сигнализации здания МБДОУ детский сад № «Гуси-лебеди».
Оснований для возложения обязанности на Управление образования администрации муниципального образования «<адрес>» распределить денежные средства, выделенные администрацией <адрес>, на оснащение МБДОУ детский сад № «Гуси-лебеди» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не имеется, поскольку, по своей сути, являются способом исполнения судебного акта и не требуют отдельной конкретизации в решении суда.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом положений ст. 187 КАС РФ, с учетом характера заявленных требований, суд полагает необходимым установить администрации <адрес> срок финансирования мероприятий по оборудованию системой охранной сигнализации – в течение 4 -х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а МБДОУ детский сад № «Гуси-лебеди»в течение 3- х месяцев с момента поступления финансирования.
При этом установленный судом срок для устранения нарушений определен судом с учетом возможных последствий таких нарушений, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
При этом, в случае наличия объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в указанные сроки, административные ответчики не лишены возможности в порядке статьи 358 КАС РФ обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.176-180 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №104 «Гуси-лебеди», администрации муниципального образования « город Ульяновск», Управлению образования администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности выделения финансирования на оснащение системой охранной сигнализации, оснащение системой охранной сигнализации, удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование на оснащение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детскому саду №104 «Гуси-лебеди», для выполнения работ по оснащению объекта (здания) системой охранной сигнализации.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детскому саду №104 «Гуси-лебеди», в течение 3 (трех) месяцев со дня поступления финансирования принять меры к оснащению объекта (здания) системой охранной сигнализацией.
В удовлетворении исковых требований к Управлению образования администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности распределить денежные средства, выделенные администрацией муниципального образования «город Ульяновск» на оснащение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Ульяновска детский сад №104 «Гуси-лебеди» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Бойкова О.Ф.
Мотивированное решение изготовлено 03.09.2024г.