Решение
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Цичоевой Ф.А.,
с участием представителя Администрации <адрес> Аушевой Ф.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора по <адрес> (далее – Управление) к Администрации <адрес> (далее –Администрация) о признании незаконными действия, выразившиеся в не проведении акарицидной обработки наиболее часто посещаемых населением участков территорий города,
установил:
В рамках ст. 52 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с пунктом 11(4) постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» были проведены профилактические визиты в отношении муниципальных образований районов и городских округов с разъяснением необходимости проведения противоклещевых обработок. Управлением направлены письма, в том числе и главам муниципальных районов и городских округов с рекомендациями о заключении договоров с организациями, осуществляющими данные виды работ, в целях обеспечения проведения акарицидных обработок подлежащих территорий (с представлением актов проделанных работ и копий заключенных договоров в срок до ДД.ММ.ГГГГ). Управлением от администрации <адрес> получена информация о том, что главам администраций административных округов города рекомендовано заключить договора со специализированными организациями на проведение противоклещевых обработок. Дополнительно были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований главам администраций с предложениями своевременно проводить акарицидные (противоклещевые) обработки. Непроведение противоклещевых обработок является прямой угрозой возникновения случаев КГЛ. В настоящее время в нарушение требований действующего законодательства ответчиком до настоящего времени не проведена акарицидная обработка наиболее часто посещаемых населением участков территорий города, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (граждан), проживающих в городе. Просит признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в не проведении акарицидной обработки наиболее часто посещаемых населением участков территорий города и обязать провести акарицидную обработку.
Административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился.
Аушева Ф.М. просила отказать в требовании.
Заслушав объяснения стороны, исследовав и изучив доказательства, установлено следующее.
В соответствии с п. 993 СанПиН 3.3686-21, противоклещевые мероприятия включают санитарно-экологическое преобразование окружающей среды, обработки акарицидными (противоклещевыми) средствами участков территорий природных очагов. Мероприятия по уничтожению клещей проводятся в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий.
Согласно п. 994 СанПиН 3.3686-21, акарицидами обрабатываются наиболее посещаемые населением участки территории природных очагов клещевых инфекций, места массового отдыха, кладбища, садовые участки, парки и скверы, базы отдыха. Эти территории, в том числе, являются зонами наибольшего риска контакта людей с клещами. Таким образом, наиболее посещаемые населением природные территории, места общего пользования, хозяйственной деятельности подлежат акарицидной обработке. Органы местного самоуправления должны осуществлять организацию проведения акарицидных мероприятий на земельных участках, правообладателем которых выступают администрации соответствующих поселений.
Пунктом 1540. раздела XVIII СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПин 3.3686-21) установлено, что неспецифическая профилактика при КГЛ, включает противоклещевые обработки природных биотопов и сельскохозяйственных животных.
Пунктом 1487. раздела XVIII СанПиН 3.3686-21 установлено, что для КГЛ характерны весенне-летняя сезонность (апрель-август).
Согласно п.1548. раздела XVIII СанПиН 3.3686-21 все профилактические противоклещевые мероприятия на территории населённых пунктов координируют главы муниципальных образований или их уполномоченные представители. Акарицидные обработки проводят в присутствии представителя администрации муниципального образования или уполномоченного лица;
Согласно п.1556 раздела XVIII СанПиН 3.3686-21 органы исполнительной власти Российской Федерации, муниципальных образований обеспечивают разработку и реализацию программ (планов) по профилактике КГЛ, предусматривающих в том числе проведение комплексных мероприятий по снижению численности популяции иксодовых клещей ниже порога эпидемической опасности и проведение акарицидных обработок природных биотопов в течение эпидемического сезона в неблагополучных по КГЛ районах с использованием акарицидных средств, разрешённых для применения;
Согласно п. 2 ч.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно- противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических "Профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности
Согласно ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
С наступлением лета важное значение приобрел вопрос профилактики и борьбы с инфекциями, передающимися клещами в местах общего пользования. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
Непроведение акарицидных обработок подлежащих территорий создает риски заражения людей тяжелыми инфекционными заболеваниями через укусы клещей, влечет нарушение прав граждан фа охрану здоровья, может привести к тяжелым последствиям.
Главным государственным санитарным врачом по <адрес> издано постановление № от 03.03.2023г. «О мерах по профилактике Крымской геморрагической лихорадки в <адрес>», в соответствии с которым министерствам и ведомствам республики, а также главам муниципальных районов и городских округов необходимо, провести комплекс противоэпидемических мероприятий, включающих проведение акарицидных обработок.
В рамках ст. 52 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с пунктом 11(4) постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» были проведены профилактические визиты в отношении муниципальных образований районов и городских округов с разъяснением необходимости проведения противоклещевых обработок.
Согласно материалам дела, Управлением направлены письма, в том числе и главам муниципальных районов и городских округов с рекомендациями о заключении договоров с организациями, осуществляющими данные виды работ, в целях обеспечения проведения акарицидных обработок подлежащих территорий (с представлением актов проделанных работ и копий заключенных договоров в срок до ДД.ММ.ГГГГ). Управлением от администрации <адрес> получена информация о том, что главам администраций административных округов города рекомендовано заключить договора со специализированными организациями на проведение противоклещевых обработок. Дополнительно были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований главам администраций с предложениями своевременно проводить акарицидные (противоклещевые) обработки.
Установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Администрацией до настоящего времени не проведена акарицидная обработка наиболее часто посещаемых населением участков территорий города.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что ненадлежащее выполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (граждан), проживающих в городе, в связи с чем, требования истца в части признания действий Администрации, выразившиеся в не проведении акарицидной обработки наиболее часто посещаемых населением участков территорий города являются обоснованными.
В части требования возложении на ответчика обязать провести акарицидную обработку следует отказать, поскольку сезон для проведения данной обработки не прошел, что усматривается из п. 1487. раздела XVIII СанПиН 3.3686-21, которым установлено, что для КГЛ характерны весенне-летняя сезонность (апрель-август), а также п.5 Постановления № от 03.03.2023г. «О мерах по профилактике Крымской геморрагической лихорадки в <адрес>», что обработка проводится в весенний, летний периоды, при необходимости, в осенний период.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, административные исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 227, 293 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора по <адрес> к Администрации <адрес> о признании незаконными действия, выразившиеся в не проведении акарицидной обработки наиболее часто посещаемых населением участков территорий города удовлетворить в части.
Признать незаконными в отношении неопределенного круга лиц действия Администрации <адрес> выразившиеся в не проведении акарицидной обработки наиболее часто посещаемых населением участков территорий города.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья