материал № 13-203/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 февраля 2023 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи – Дергачевой Н.В.,
при секретаре – Перевощиковой В.С.,
рассмотрев заявление судебного пристава-исполнителя Первомайского районного отдела судебных приставов г. Ижевска Мохначева К.С. о прекращении исполнительного производства,
У С Т А Н О В И Л:
Судебный пристав-исполнитель <адрес> отдела судебных приставов г. Ижевска ФИО5 обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №-ИП, возбужденного <дата> на основании исполнительного документа – Исполнительный лист ФС № от <дата>, выданного Игринским районным судом УР, в связи со смертью должника ФИО1.
Заявление рассмотрено в отсутствие судебного пристава-исполнителя, взыскателя, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Игринским районным судом УР выпущен Исполнительный лист ФС № от <дата> по делу № о взыскании с ФИО2 в пользу ФИО3 компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.
На основании исполнительного листа по делу № было возбуждено исполнительное производство №-ИП от <дата>.
Согласно сведениям из электронного документооборота с ЗАГС по УР, должник ФИО1 умер <дата>, свидетельство о смерти II-НИ №.
Согласно п.1 ст.439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии с п.1 ст.43 Федеральным Законом №229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
Согласно ч.1 ст.408 ГК РФ, обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Согласно ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу положений ст.1175 ГК РФ, ответственность по долгам наследодателя несут принявшие наследство наследники.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 9 «О судебное практике по делам о наследовании» установлено, что в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 ГК РФ).
Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что не связанные с личностью наследодателя имущественные права и обязанности входят в состав наследства (наследственного имущества). При этом, к наследникам одновременно переходят как права на наследственное имущество, так и обязанности по погашению соответствующих долгов наследодателя, если они имелись на день его смерти. Наследник должника, при условии принятия им наследства, становится должником кредитора наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Таким образом, в случае смерти должника исполнительное производство подлежит прекращению, только если спорное правоотношение не допускает правопреемства.
Поскольку обязанность по возмещению задолженности в пользу ФИО3, взысканная на основании судебного постановления, является денежным обязательством должника, которое не связано с его личностью, то в отношении указанного обязательства возможно правопреемство.
Между тем, судебным приставом-исполнителем с целью установления имущества выполнен лишь выход по адресу места жительства должника.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обязан совершить действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств того, что судебным приставом-исполнителем предпринимались все необходимые меры к установлению наследственного имущества умершего должника, основания для прекращения исполнительного производства отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 439, 440 ГПК РФ, ст.43 Закона «Об исполнительном производстве», суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
В удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов г. Ижевска ФИО5 о прекращении исполнительного производства №-ИП, возбужденного <дата> – отказать.
На определение в течение 15 дней может быть подана частная жалоба в Верховный суд Удмуртской Республики через Первомайский районный суд г.Ижевска УР.
Судья: Н.В. Дергачева