Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-578/2021 (2-3860/2020;) ~ М-3408/2020 от 21.12.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2021 года                                      город Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего                судьи Сергеева Ю.С.,

с участием прокурора                 Радченко Е.С.

при секретаре                       Надешкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Сафаровой Надежды Ивановны к КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела                 г. Минусинска и Минусинского района о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Сафаровой Н.И., с учетом уточнения исковых требований, к КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела г.Минусинска и Минусинского района о возложении обязанности предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оплаты коммунальных услуг в размере 50 процентов начисленных ресурсоснабжающими организациями и обслуживающими компаниями многоквартирный жилой дом по <адрес>.

Требования мотивированы тем, что Сафарова Н.И. является инвалидом 2 группы, зарегистрирована по месту жительства: <адрес>. Сафаровой Н.И. предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако в связи с наличием задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, со стороны ответчика принято решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки, а с 01.05.2019 принято решение о прекращении предоставления данных мер.

В судебном заседании прокурор Радченко Е.С. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Боброва Н.А., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что компенсация расходов предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Считает действия ответчика правомерными, кроме того, из письменных возражений следует, что УСЗН администрации г. Минусинска ликвидировано 19.06.2020г., КГКУ «УСЗН» не является правопреемником.

Материальный истец Сафарова Н.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требование поддержала в полном объеме (л.д.27).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной политики Красноярского края – в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Сафарова Н.И., 29.03.1957 года рождения, является инвалидом 2 группы бессрочно, что подтверждается копией справки серии МСЭ от 29 мая 2008 года (л.д.6 оборот).

Сафарова Н.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Копией заявления Сафаровой Н.И. в адрес руководителя УСЗН администрации г.Минусинска от 14.02.2011г. подтверждается факт обращения по вопросу назначения мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг.

В уведомлении УСЗН администрации г.Минусинска от 22.05.2019 в адрес Сафаровой Н.И. (л.д.8 оборот) указано на прекращение предоставления мер социальной поддержки с 01.04.2019г. на оплату жилья и коммунальных услуг в связи с образовавшейся задолженностью по оплате жилья и коммунальных услуг.

            В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

          Суд приходит к выводу о незаконности принятого УСЗН Администрации г. Минусинска решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки в связи со следующим.

          17 декабря 2004г. Законодательным Собранием Красноярского края был принят Закон Красноярского края N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края). Статьей 7 Закона края установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляются в форме субсидий.

           Из текста указанного Закона Красноярского края следует, что в данном Законе в статьях 3, 3.1, 4, 5, 5.1, 5.2, 6 предусмотрены категории граждан, которым предоставляются субсидии- средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, и в статьях 8, 8.1, 8.2, 9, 9.1, 10, 10.1 предусмотрены дополнительные субсидии и дополнительные меры социальной поддержки перечисленным в указанных статьях категориям граждан. Инвалиды (кроме инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий) в этих нормах не перечислены.

В то же время в ст. 7 Закона, определяющей формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Таким образом, на указанную в ст. 17 названного Федерального закона категорию граждан, в том числе на Сафарову Н.И., являющуюся инвалидом 2 группы, распространяется действие Закона Красноярского края, в том числе, правил предоставления указанных субсидий с учетом доходов этих граждан и постоянно проживающих с ними членов их семей (ст. 11), перечень документов, предоставляемых данными гражданами (ст. 13), а также, условия предоставления и прекращения субсидий (ст. 20.1) и другие положения Закона края.

Определением Верховного суда от РФ от 03.06.2015 N 53-АПГ15-24 «Об отмене решения Красноярского краевого суда от 29.01.2015 года и признании недействующими отдельных положений пункта 1 статьи 13 и пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» п. 1 ст. 13 и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в части признаны недействующими с даты вступления решения суда в законную силу, то есть с 29.01.2015 года в той мере, в какой распространено их действие на инвалидов.

В Определении Верховного суда РФ также разъяснено, что из содержания указанных положений Закона края следует, что для указанной категории граждан- инвалидов, в том числе, установлен ежемесячный заявительный порядок подтверждения затрат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то есть введены дополнительные обязанности по предоставлению документов, не предусмотренные действующим законодательством, выплату указанных мер в установленном федеральным законом размере законодатель Красноярского края ставит в зависимость от исполнения данной категорией граждан перечисленных в Законе края обязанностей, тогда как вышеперечисленным федеральным законодательством таких обязанностей и условий предоставления указанной льготы для инвалидов не установлено. Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты. Предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.

В Закон края соответствующие изменения в п.1 ст. 13 и п.4 ст. 20.1 внесены только 04.02.2016 года Законом N 10-4209.

Таким образом, исходя из анализа приведенных норм, с 29.01.2015 года при предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки, а также не может быть прекращена выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг лишь по тем основаниям, что имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Требования ст. 20.1 Закона края, содержащие условия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам только в случае отсутствия задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые по своей сути противоречат действующему федеральному законодательству о социальной защите инвалидов, не могут быть применены к льготникам- собственникам жилых помещений, у которых имеется задолженность по оплате жилищных услуг и взносов на капитальный ремонт.

Законом Красноярского края от 11.07.2019 № 7-2934 внесены изменения в закон Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», которым субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг заменена на компенсацию.

В соответствии со ст. 20.1 Закона Красноярского края № 13-2804 в редакции от 11.07.2019, компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2-10.1, 10.3 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашения по ее погашению.

Компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в ст. 2-10.1, 10.3 настоящего Закона, не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности уполномоченная организация получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Внесенные в Закон края № 13-2804 изменения не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления изменений в законную силу, то есть до 11.08.2019г. Таким образом, решением УСЗН города Минусинска неправомерно с 01.05.2019г. по 09.08.2019г. прекращено предоставление Сафаровой Н.И. мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг должны предоставляться в форме компенсации фактически понесенных расходов.

Законодателем не предусмотрено право ответчика на принятие решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Само по себе наличие у истица задолженности по оплате жилья, коммунальных услуг не может служить основанием для прекращения предоставления ему мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, в связи с чем решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер с 01.05.2019г. является незаконным, в связи с чем, на ответчика следует возложить обязанность предоставить Сафаровой Н.И. с 01.05.2019г. по 09.08.2019г. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оплаты коммунальных услуг в размере 50 процентов, начисленных рессурсоснабжающими организациями и обслуживающими компаниями жилого дома по <адрес>, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

19.06.2020г. УСЗН Администрации города Минусинска ликвидировано. С 01.01.2020г. меры социальной поддержки населению г. Минусинска предоставляются через КГКУ «Управление социальной защиты населения», функции и полномочия учредителя которого осуществляет Министерство социальной политики Красноярского края.

Таким образом, суд отклоняет доводы ответчика о том, что ввиду ликвидации УСЗН Администрации г. Минусинска ответчик не должен исполнять обязанность по предоставлению компенсации.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона Красноярского края от 04.06.2019г. № 7-2824, п.п. 48 п. 2.4.1.1 Устава КГКУ «Управление социальной защиты населения », утвержденного приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 11.07.2019 №-ОД, данное учреждение исполняет функции и оказывает государственные услуги по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг с 01.01.2020г. и, на данную уполномоченную организацию возложена обязанность по предоставлению компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу прямого указания ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, для обеспечения прав и законных интересов инвалидов не имеет значения, на какой из органов или учреждений возлагается обязанность по обеспечению гарантий, предусмотренных законом, как не имеет значения момент передачи государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки. В связи с тем, что в настоящее время ответчик является единственным органом, исполняющим на территории края государственные функции в целях обеспечения реализации полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан после прекращения исполнения указанных полномочий муниципальными органами социальной защиты населения, соответственно, обязанность по предоставлению мер поддержки должна быть возложена на него.

Довод стороны ответчика о том, что у Сафаровой Н.И. отсутствуют уважительные причины для неоплаты жилищно-коммунальных услуг, не могут быть основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, так как указанное основание не предусмотрено Законом для прекращения мер социальной поддержки.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения» по г. Минусинску и Минусинскому району предоставить меры социальной поддержки Сафаровой Надежде Ивановне с 01.05.2019г. по 09.08.2019г. в виде компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оплаты коммунальных услуг в размере 50 процентов, начисленных рессурсоснабжающими организациями и обслуживающими компаниями жилого дома по <адрес>, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения суда изготовлен 05 апреля 2021 года

2-578/2021 (2-3860/2020;) ~ М-3408/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минусинская межрайонная прокуратура
Сафарова Надежда Ивановна
Ответчики
КГКУ "Управление социальной защиты населения" в лице территориального отдела г. Минусинска и Минусинского района
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Сергеев Юрий Сергеевич
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
21.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2021Подготовка дела (собеседование)
25.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2021Судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
05.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее