Дело № г.
46RS0№-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 августа 2022 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Баламутовой С.А.,
с участием истца Тарасовой Н.Г.,
представителя ответчика администрации <адрес> Сорокиной Л.А.,
при секретаре Филипцевой В.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой Н.Г. к <адрес> о признании решения администрации <адрес> незаконным, возложении обязанности назначить выплату единовременного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Тарасова Н.Г. обратилась в Октябрьский районный суд <адрес> с иском к администрации <адрес> о признании решения администрации <адрес>, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным, возложении обязанности назначить выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в размере 10 должностных окладов.
Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в <адрес> в разных должностях муниципальной службы: главным специалистом (главным специалистом-экспертом) отдела промышленности, ЖКХ, строительства и охраны окружающей среды с ДД.ММ.ГГГГ, ведущим специалистом-экспертом отдела промышленности, ЖКХ, строительства и охраны окружающей среды с ДД.ММ.ГГГГ, консультантом отдела промышленности, ЖКХ, строительства и охраны окружающей среды с ДД.ММ.ГГГГ, консультантом отдела муниципальных закупок с ДД.ММ.ГГГГ, главным специалистом-экспертом отдела строительства, градостроительства, дорожной деятельности, ЖКХ с ДД.ММ.ГГГГ, консультантом отдела строительства, градостроительства, дорожной деятельности, ЖКХ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На день поступления на муниципальную службу в ДД.ММ.ГГГГ году <адрес> ей был определен стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет на муниципальной службе, согласно трудовому договору было установлено денежное содержание, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой ей должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О муниципальной службе в <адрес>» и статьями 1-2 Положения о порядке оплаты труда муниципальных служащих <адрес>, утвержденного решением Представительного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30%. Также дополнительными соглашениями к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет составляла 30%. При поступлении на муниципальную службу в стаж муниципальной службы был включен весь трудовой стаж.
ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О назначении пенсии за выслугу лет Тарасовой Н.Г.», пенсия за выслугу лет ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О включении (зачете) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет Тарасовой Н.Г. иных периодов работы», в стаж муниципальный службы для назначения пенсии за выслугу лет были включены иные периоды по замещаемой на Дьяконовском консервном заводе и АО «Конза» должности теплотехника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 5 лет).
Согласно справке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о должностях, периодов работы (службы) в которых включаются в стаж муниципальный службы для назначения пенсии за выслугу лет, стаж муниципальной службы составил ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом прекращения муниципальной службы, наличия права на пенсию за выслугу лет, обусловленного назначением трудовой пенсии по старости, полагает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Правил, ей полагается выплата единовременного поощрения в размере 10-ти должностных окладов, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Однако, на заявление о выплате единовременного денежного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, <адрес> было принято решение об отказе в назначении такой выплаты (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) с обоснованием, что за период работы в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на момент увольнения ее стаж муниципальной службы не соответствует нормативам, установленным в 2022 году.
Полагает, что данный отказ противоречит действующему законодательству поскольку, наличие таких условий, как безупречная и эффективная муниципальная служба и выход на пенсию за выслугу лет, который в свою очередь обусловлен возникшим правом на трудовую пенсию по старости, является основанием к выплате единовременного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Указывая о том, что на день увольнения стаж муниципальной службы составил ДД.ММ.ГГГГ, должностной оклад на день увольнения составлял <данные изъяты> рублей в месяц, таким образом, на день увольнения ей полагалась выплата единовременного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет за безупречную и эффективную муниципальную службу в десятикратном размере оклада месячного денежного содержания в размере <данные изъяты>), считает, что решение <адрес> о невыплате единовременного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, противоречит требованиям законодательства и подзаконных нормативных актов, невыплата указанного поощрения является необоснованной, нарушает права и законные интересы истца.
С учетом изложенного просит признать решение <адрес>, оформленное письмом ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным; обязать администрацию <адрес> назначить ей выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в размере 10 должностных окладов.
В судебном заседании истец Тарасова Н.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> Сорокина Л.А. заявленные исковые требования не признала, полагала их незаконными и необоснованными, просила в удовлетворении требований отказать. Представила суду письменные возражения, в которых указала о том, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> было рассмотрено заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о выплате единовременного поощрения в размере 10 должностных окладов, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, и принято решение об отказе в назначении такой выплаты, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в обоснование которого администрацией района указано, что за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на момент увольнения муниципального служащего стаж муниципальной службы не соответствует нормативам, установленным в 2022 году.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> было рассмотрено заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о включении в стаж муниципальной службы иных периодов: истцу в стаж муниципальный службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, включены иные периоды по замещаемой истцом должности теплотехника на Дьяконовском консервном заводе и АО «Конза» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 5 лет).
Согласно справке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о должностях, периодах работы (службы) которые включаются в стаж муниципальный службы для назначения пенсии за выслугу лет, стаж муниципальной службы истца составил <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> было рассмотрено заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии за выслугу лет: истцу назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Истцу отказано в единовременном денежном поощрении, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в размере 10 должностных окладов в связи с тем, что за период работы в администрации района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на момент увольнения муниципального служащего, стаж муниципальной службы не соответствует нормативам, установленным в 2022 году.
<адрес> исчислен муниципальный стаж истца по должности муниципальной службы на момент увольнения, который составляет ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы иска о том, что на момент увольнения муниципальный стаж истца по должности муниципальной службы составляет 19 <данные изъяты>, всего 19 полных лет, являются несостоятельным. В <адрес> на должностях муниципальной службы истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. <данные изъяты>.
До поступления на муниципальную службу истец осуществляла трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Дьяконовском консервном заводе (АО «Конза») теплотехником. Данный трудовой период относится к иным периодам работы в организации, опыт и знания работы в которой были необходимы муниципальному служащему для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по вопросам включения (зачета) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим иных периодов (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) истцу в стаж муниципальный службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, включены иные периоды по замещаемой истцом должности теплотехника на Дьяконовском консервном заводе и АО «Конза» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 5 лет) (распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р).
С учетом включения иных периодов, общий стаж муниципальный службы истца для назначения пенсии за выслугу лет <данные изъяты> установлен <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после увольнения истца и рассмотрения ее заявления о включении в стаж муниципальной службы иных периодов.
Вместе с тем, для назначения указанной выплаты правовое значение имеет наличие оснований на момент увольнения муниципального служащего с муниципальной службы.
Как следует из ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации, истцу выплата единовременного денежного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, при прекращении трудового договора, должна быть произведена в день ее увольнения.
Поскольку на момент увольнения истца стаж муниципальной службы составлял 14 лет 9 месяцев 21 день (полных 14 лет), а не 18 лет, как то установлено законом, <адрес> не вправе была назначить истцу выплату единовременного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в размере 10 должностных окладов.
С учетом изложенного, просила в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив материалы этого гражданского дела, приходит к следующему.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Особенности прохождения муниципальной службы в <адрес>, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О муниципальной службе в <адрес>».
В соответствии со ст. 6 указанного Закона, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящим Законом.
К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления, исполнения должностной инструкции;
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих;
7) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин.
Муниципальным служащим производятся другие выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.
В силу ч.ч.1, 2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Решением Представительного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о порядке выплаты труда муниципальных служащих администрации <адрес>», оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящим Положением.(ст.1).
К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся:
-ежемесячное денежное поощрение;
-ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
- ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы;
-ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий,
- премии по результатам работы,
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска,
-материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих;
- другие выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.(ст.2).
Как определено пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Частью 3 статьи 23 указанного Федерального закона предусматривается, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В соответствии с частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О муниципальной службе в <адрес>», за безупречную и эффективную муниципальную службу муниципальными правовыми актами устанавливаются следующие виды поощрения и награждения муниципального служащего:
1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
2) награждение почетной грамотой органа местного самоуправления с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
3) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
4) иные виды поощрения и награждения, установленные законодательством Российской Федерации и <адрес>.
В соответствии с частями 2-3, 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О муниципальной службе в <адрес>», решение о поощрении или награждении в соответствии с пунктами 1, 3 части 1 настоящей статьи принимается представителем нанимателя органа местного самоуправления.
Выплата муниципальному служащему единовременного поощрения, предусмотренного пунктами 1, 3 части 1 настоящей статьи, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя, в пределах установленного фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Решения о поощрении или награждении в соответствии с пунктами 1, 3 части 1 настоящей статьи оформляются правовым актом представителя нанимателя.
Из ст.15 Положения о порядке оплаты труда муниципальных служащих <адрес>», утвержденного решением Представительного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения № от 25.03.2022г.) «Об утверждении Положения о порядке оплаты труда муниципальных служащих <адрес>», следует, что муниципальному служащему за безупречную и эффективную муниципальную службу предусматривается выплата единовременного денежного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, в размере 10 должностных окладов.
Как установлено в судебном заседании в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в <адрес>, что подтверждается постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении Тарасовой Н.Г.», трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительных соглашений к нему от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), должностными инструкциями от ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
На протяжении действия трудового договора истец работала в разных должностях муниципальной службы: главным специалистом (главным специалистом-экспертом) отдела промышленности, ЖКХ, строительства и охраны окружающей среды с ДД.ММ.ГГГГ, ведущим специалистом-экспертом отдела промышленности, ЖКХ, строительства и охраны окружающей среды с ДД.ММ.ГГГГ, консультантом отдела промышленности, ЖКХ, строительства и охраны окружающей среды с ДД.ММ.ГГГГ, консультантом отдела муниципальных закупок с ДД.ММ.ГГГГ, главным специалистом-экспертом отдела строительства, градостроительства, дорожной деятельности, ЖКХ с ДД.ММ.ГГГГ, консультантом отдела строительства, градостроительства, дорожной деятельности, ЖКХ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в <адрес> с заявлением об увольнении по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец также обратилась в <адрес> с заявлением о выплате единовременного поощрения в размере 10 должностных окладов, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О расторжении трудового договора и увольнении Тарасовой Н.Г.».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в <адрес> с заявлением, о назначении пенсии за выслугу лет по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в <адрес> с заявлением, о включении в стаж муниципальной службы иных периодов, в соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> было рассмотрено заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о выплате единовременного поощрения в размере 10 должностных окладов, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, и принято решение об отказе в назначении такой выплаты, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в обоснование которого администрацией района указано, что за период работы в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на момент увольнения муниципального служащего, стаж муниципальной службы не соответствует нормативам, установленным в 2022 году.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> было рассмотрено заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ, о включении в стаж муниципальной службы иных периодов: истцу в стаж муниципальный службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, включены иные периоды по замещаемой истцом должности теплотехника на Дьяконовском консервном заводе и АО «Конза» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 5 лет).
Данное решение оформлено распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О включении (зачете) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет Тарасовой Н.Г. иных периодов работы», принятым в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка включения (зачета) иных периодов замещения должностей в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального района «<адрес>» <адрес>» и на основании Протокола заседания комиссии по вопросам включения (зачета) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно справке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о должностях, периодов работы (службы) в которых, включаются в стаж муниципальный службы для назначения пенсии за выслугу лет, стаж муниципальной службы истца составил 19 лет 9 месяцев 21 день.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> было рассмотрено заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ, о назначении пенсии за выслугу лет: истцу назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Данное решение оформлено распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О назначении пенсии за выслугу лет Тарасовой Н.Г.», принятым в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О муниципальной службе в <адрес>», решением Представительного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пенсионного обеспечения муниципальных служащих <адрес>», на основании Протокола заседания комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет, замещавшим должности муниципальной службы в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно приложению к распоряжению <адрес> «О назначении пенсии за выслугу лет Тарасовой Н.Г.», в расчете пенсии Тарасовой Н.Г., замещавшей должность консультанта отдела строительства, градостроительства, дорожной деятельности, ЖКХ <адрес>, стаж муниципальный службы составляет 19 лет.
В соответствии с ч.ч. 3-4 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ (в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О муниципальной службе в Российской Федерации», в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в 2022 году составляет 18 лет.
На основании статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2).
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О муниципальной службе в <адрес>», в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ч.1).
При исчислении стажа муниципальной службы муниципального служащего суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды (ч.2).
Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации (ч.3).
Стаж муниципальной службы устанавливается правовым актом представителя нанимателя (работодателя) (ч.4).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «Об иных периодах замещения должностей, которые включаются (засчитываются) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим», установлено, что в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»:
периоды службы (работы) в должностях, перечень которых определен Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»;
иные периоды работы (службы) в должностях на предприятиях, в учреждениях и организациях, в совокупности не превышающие 5 лет, опыт и знания работы в которых были необходимы муниципальным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, - в порядке, определяемом муниципальным правовым актом.
Порядок включения (зачета) иных периодов замещения должностей в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального района «<адрес>» <адрес> утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка, в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального района «<адрес>» <адрес> помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и периодов службы (работы) в должностях, перечень которых определен Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», включаются иные периоды работы (службы) в должностях на предприятиях, в учреждениях и организациях, в совокупности не превышающие 5 лет, опыт и знания работы в которых были необходимы муниципальным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.
Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет (аб.3 п.8 Порядка).
Пунктом 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу настоящего Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) федеральным государственным гражданским служащим в указанный стаж.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. (п. 4)
Как следует из материалов дела, в <адрес> на должностях муниципальной службы истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 14 лет 9 месяцев 21 день.
До поступления на муниципальную службу истец осуществляла трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Дьяконовском консервном заводе (АО «Конза») теплотехником. Данный трудовой период относится к иным периодам работы в организации, опыт и знания работы в которой были необходимы муниципальному служащему для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по вопросам включения (зачета) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим иных периодов (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №), истцу в стаж муниципальный службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, включены иные периоды работы в должности теплотехника на Дьяконовском консервном заводе и АО «Конза» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 5 лет) (распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р).
С учетом включения иных периодов, общий стаж муниципальный службы истца для назначения пенсии за выслугу лет 19 лет 9 месяцев 21 день, установлен <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после увольнения истца и рассмотрения ее заявления о включении в стаж муниципальной службы иных периодов.
В суде установлено, что со дня поступления на муниципальную службу в 2007 году истцу была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30%, за стаж муниципальной службы свыше 15 лет.
Статьей 4 Положения о порядке оплаты труда муниципальных служащих <адрес>», утвержденного решением Представительного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальному служащему, в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О муниципальной службе в <адрес>», устанавливается ежемесячная надбавка за выслугу лет на муниципальной службе в следующих размерах:
при стаже муниципальной службы |
в процентах |
от 1 года до 5 лет |
10 |
от 5 до 10 лет |
15 |
от 10 до 15 лет |
20 |
свыше 15 лет |
30 |
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. к трудовому договору истцу была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30%, за стаж муниципальной службы свыше 15 лет.
Следовательно, фактическими обстоятельствами подтверждается, что до вступления в силу Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчик учитывал стаж муниципальной службы свыше 15 лет для расчета дополнительной выплаты за выслугу лет.
Соответственно, на день увольнения стаж муниципальной службы истца составил 19 лет 9 месяцев 21 день, о чем <адрес> составила справку.
Должностной оклад на день увольнения Тарасовой Н.Г. составлял <данные изъяты> рублей в месяц.
Согласно трудовому договору истцу было установлено денежное содержание, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О муниципальной службе в <адрес>» и статьями 1-2 Положения о порядке оплаты труда муниципальных служащих <адрес>, утвержденного решением Представительного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
Также дополнительными соглашениями к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет составляла 30%.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О муниципальной службе в <адрес>», решением Представительного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Представительного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке оплаты труда муниципальных служащих <адрес>» (в редакции решения № от ДД.ММ.ГГГГ.), муниципальному служащему предусмотрены виды поощрений за муниципальную службу, в числе которых указано единовременное денежное поощрение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, в размере 10 должностных окладов.
Как усматривается из материалов дела, Тарасовой Н.Г. неоднократно выжалась благодарность: за безупречную и эффективную муниципальную службу (распоряжение №-Р от ДД.ММ.ГГГГ), за осуществлённый вклад в социально-экономическое развитие <адрес> (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-Р), за добросовестный труд (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-Р), за активное участие в подготовке Всероссийского учебно-методического сбора с председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и начальниками главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации 116-ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р), за высокий профессионализм, преданность своему делу (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р), истец была награждена за безупречную и эффективную муниципальную службу (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р), за добросовестный труд и результативную работу по разработке и контролю за расходованием ресурсов, своевременную подготовку отчетности в сфере ЖКХ (распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом прекращения муниципальной службы, наличия права на пенсию за выслугу лет, обусловленного назначением трудовой пенсии по старости, а также наличия таких условий, как безупречная и эффективная муниципальная служба, что подтверждается благодарностями и наградами за безупречную и эффективную муниципальную службу, за добросовестный труд и результативную работу, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Правил, суд приходит к выводу, что истцу полагается выплата единовременного поощрения в размере 10-ти должностных окладов, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, поскольку закон <адрес> №-ЗКО, вопреки доводам стороны ответчика, не содержит такого основания для отказа в данной выплате как отсутствие необходимого стажа муниципальной службы. Не содержит такого основания для отказа в данной выплате как отсутствие необходимого стажа муниципальной службы и Положение о порядке оплаты труда муниципальных служащих <адрес>: согласно пункту 3 статьи 15 Положения, муниципальному служащему предусмотрены виды поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу, в числе которых указано единовременное денежное поощрение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в размере 10 должностных окладов.
Таким образом, законными основаниями для выплаты поощрения являются: безупречная и эффективная муниципальная служба, выход на пенсию за выслугу лет, обусловленный в свою очередь, выходом на пенсию по старости.
Кроме того, в силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (часть 1 статьи 40 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (часть 4 статьи 40 Трудового кодекса Российской Федерации).
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами (часть 1 статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации). В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя, в том числе по выплате пособий и компенсаций, другие вопросы, определенные сторонами (часть 2 статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации).
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (часть 3 статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения (часть 3 статьи 43 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений. По смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, коллективные договоры, соглашения регулируют трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации. Определяя содержание коллективного договора, являющегося в силу статьи 40 Трудового кодекса Российской Федерации правовым актом, статья 41 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в коллективный договор могут включаться обязательства работодателя по выплате пособий, компенсаций, а также другие вопросы, определенные сторонами, то есть перечень вопросов, регулируемых коллективным договором, приведенный в статье 41 Трудового кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим. Положения части 2 статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации создают правовую основу для установления в коллективном договоре обязательств работников и работодателя по различным вопросам трудовых отношений, определенных сторонами, включая выплату пособий и компенсаций, и с учетом предписания части 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой, в частности, коллективные договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, позволяют обеспечивать работникам наиболее благоприятный режим реализации их прав и интересов в трудовых отношениях.
Таким образом, работодатели и работники, исходя из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - сочетания государственного и договорного регулирования и социального партнерства, могут определить в коллективном договоре условия, порядок, размер, а также характер (юридическую природу) выплат работнику, в том числе, в случае прекращения с ним трудовых отношений помимо или сверх тех выплат, которые предусмотрены законом или вообще законом не предусмотрены.
Коллективным договором <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы определены обязательства работодателя – <адрес>, вступившего в трудовые отношения с работником.
Пунктом 1.4 коллективного договора установлено, что действие настоящего коллективного договора распространяется на всех работников <адрес>, состоящих с ним в трудовых отношениях, независимо от членства в Профсоюзе. Настоящий договор заключен на три года и вступает в силу с момента подписания его сторонами.
Вышеуказанный коллективный договор подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГг.
В числе обязательств работодателя - обязательства по предоставлению работникам <адрес> дополнительных льгот, среди которых предусмотренная пунктом 11.1 названного коллективного договора, выплата единовременного пособия работникам, достигшим пенсионного возраста, при прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным ст.ст. 78, 80, п. 2,5 ч. 1 ст. 83, п. 1,2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в размере десяти должностных окладов, за счет средств по фонду заработной платы.
Из изложенного следует, что предусмотренная пунктом 11.1 вышеуказанного коллективного договора, выплата единовременного пособия, при прекращении трудового договора, по своей правовой природе относится к льготам, обязанность по предоставлению которых коллективным договором при наличии определенных этим договором условий – достижение пенсионного возраста и основание прекращения трудового договора (увольнение по собственному желанию) - возложена на работодателя. При этом работодатель обязан соблюдать и исполнять условия коллективного договора как правового акта, регулирующего трудовые отношения в <адрес>.
С учетом того, что в силу п. 11.1 коллективного договора, работодатель производит единовременную выплату работникам, достигшим пенсионного возраста, при прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным ст.80 ТК РФ (по собственному желанию), в размере десяти должностных окладов, без учета муниципального стажа, суд полагает, что ответчик не вправе был отказать истцу в этой выплате.
В нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчиком не предоставлено доказательств отсутствия денежных средств на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, а также ставящих под сомнение безупречность и эффективность гражданской службы истца. Кроме того, суд считает необходимым отметить, что то обстоятельство, что применение поощрений и награждений за гражданскую службу не является безусловной обязанностью работодателя, не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения, при разрешении таких вопросов, и вправе действовать произвольно.
По указанным выше основаниям, требования истца Тарасовой Н.Г., о признании решения <адрес>, оформленное письмом ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным, и возложении обязанности на администрацию <адрес> назначить Тарасовой Н.Г. выплату единовременного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в размере 10 должностных окладов, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать решение <адрес>, оформленное письмом ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным.
Обязать администрацию <адрес> назначить Тарасовой Н.Г. выплату единовременного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, в размере 10 (десяти) должностных окладов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Баламутова С.А.