Дело № 12-894/2023 (публиковать)
18RS0002-01-2023-003592-34
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Ижевск 22 декабря 2023 года
Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Созонова А.А., рассмотрев жалобу Администрации муниципального образования «Муниципальный округ «Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» на постановление о назначении административного наказания №, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Вологжаниной В.В., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Вологжаниной В.В. от <дата> № Администрация муниципального образования «Муниципальный округ «Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» (далее по тексту также – Администрация Якшур-Бодьинского района) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первомайский районный суд г. Ижевска, глава Администрации Якшур-Бодьинского района Леконцев А.В. просит отменить данное постановление, приводя доводы о его незаконности.
В судебном заседании:
- представитель Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шемякина И.В., действующая на основании доверенности, с доводами жалобы не согласна в связи со следующим.
Так, Администрацией Якшур-Бодьнского района нарушены сроки по предоставлению отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за <дата> год по объекту НВОС № тем самым нарушены положения п.3 ст.25 закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.4 ст. 67 закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», что и послужило основанием привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ. Ссылка Общества о том, что совершенное правонарушение можно признать малозначительным, ошибочна. С учетом признаков объективной стороны некоторых административных нарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушаются охраняемые общественные отношения. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности. Обстоятельств, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, не установлено. Просит жалобу Администрации Якшур-Бодьинского района оставить без удовлетворения.
Старший помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Удмуртской Республики Воронцова О.А. поддержала возражения представителя Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шемякиной И.В., просила оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, материалы административного правонарушения в отношении Администрации Якшур-Бодьинского, доводы жалобы заявителя, выслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.
Согласно частям 1 и 2 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В силу части 4 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию: о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления; о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений; об обращении с отходами производства и потребления; о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений (часть 4 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ).
Частью 7 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным (пункт 1 Приложения).
Из материалов дела усматривается, Администрацией Якшур-Бодьинского района на учет в Западно-Уральском управлении Росприроднадзора поставлен объект 3 категории негативного воздействия на окружающую среду «Рекультивация земель, нарушенных при складировании отходов», расположенный по адресу: <адрес>», объекту присвоен код №
Администрацией Якшур-Бодьинского района отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за <дата> год представлен в уполномоченный орган – Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора с нарушением установленных сроков – только <дата>.
Время совершения правонарушения – <дата>, т.е. дата после истечения срока предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в установленный законом срок (<дата>).
Факт совершения Администрацией Якшур-Бодьинского района административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в частности, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от <дата>, копией отчета Администрации Якшур-Бодьинского района об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за <дата> год, копией свидетельства о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Поскольку Обществом были нарушены требования пункта 4 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, пункта 1 Приложения № 2 приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74, вывод должностного лица административного органа о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным, он соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, не представлено.
Каких-либо противоречий имеющиеся в материалах дела доказательства не содержат, согласуются между собой и объективно подтверждают совершение Обществом инкриминированного ему административного правонарушения. Неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу заявителя, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Достоверность и допустимость доказательств, включая доводы Общества, проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Довод главы Администрации Якшур-Бодьинского района о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вмененного административного правонарушения малозначительным, не влечет удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи, с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Согласно ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Поскольку административное правонарушение, совершенное Администрацией Якшур-Бодьинского района, выявлено не по результатам осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, то наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение
Правоотношения в данном случае возникают в области охраны окружающей среды и природопользования, что указывает на наличие высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения.
Таким образом, принимая во внимание фактические обстоятельства дела и характера совершенного Администрацией Якшур-Бодьинского района правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания правонарушения малозначительным. Нарушение муниципальным органом требований закона малозначительным быть не может.
Постановление о привлечении Администрации Якшур-Бодьинского района к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления судья не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания № вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Вологжаниной В.В., которым Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через районный суд.
Судья - ПОДПИСЬ
КОПИЯ ВЕРНА
Судья - А.А. Созонов