копия
УИД 70RS0004-01-2022-005712-12
Дело № 2-262/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Мацкевич Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Дадашове Э.Н.,
помощник судьи ФИО9,
с участием представителя процессуального истца
помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Крайсмена Глеба Валерьевича, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания,
установил:
прокурор Ленинского района города Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Крайсмена Г.В., к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма, с учетом состава семьи, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес>, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 35,3 кв.м.
В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой Ленинского района города Томска проведена проверки по обращению Крайсмена Г.В о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Крайсмен Г.В. (в соответствии со свидетельством о перемене имени № от ДД.ММ.ГГГГ Сипюров Андрей Валерьевич переменил фамилию и отчество на Крайсмена Глеба Валерьевича) распоряжением главы администрации Ленинского района города Томска от 13.10.2010 № 564 включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как инвалид общего заболевания. На указанный учет Крайсмен Г.В. принят с составом семьи ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (отец), Сипюровым Василием Валерьевичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (брат), Сипюровым Сергеем Валерьевичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (брат). На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района города Томска от 27.07.2022, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района города Томска от 28.07.2022 № 873, Крайсмен Г.В. признан нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, вместо ФИО3 (отца). В настоящее время в состав семьи Крайсмена Г.В. входят: Сипюров Василий Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (брат), Сипюров Сергей Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (брат). Заключением межведомственной комиссии № 1839 от 13.05.2016 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Города Томска от 24.05.2016 № 447 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, а администрации Ленинского района города Томска сроком не позднее 31.12.2019 принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, расположенных в указанном многоквартирном доме. Вместе с тем, до настоящего времени переселение граждан не произведено.
Определением Советского районного суда города Томска от 26.12.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Сипюров В.В., Сипюров С.В.
Материальный истец Крайсмен Г.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на исковое заявление в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Третьи лица Сипюров В.В., Сипюров С.В. извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель процессуального истца поддержала заявленное требование по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что ответчик считает иск не подлежащим удовлетворению, при этом факт признания жилого дома истцов аварийным и подлежащим сносу ответчиком не оспаривается. Указано, что многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение истца, включен в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда <адрес> на 2019-2025 годы», утвержденную распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра. Планируемая дата окончания переселения в рамках данной программы – 4 квартал 2023 года, в связи с чем, права истца не нарушены, поскольку установленный срок не пропущен. Кроме того, указано, что истцом не представлено достаточных доказательств того, что жилое помещение, в котором он проживает представляет опасность для его жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, с указанием на то что значительный процент физического износа здания не является достаточным основанием для утверждения о том, что дальнейшее проживание в доме невозможно в связи с угрозой жизни и здоровья граждан.
Заслушав объяснения представителя процессуального истца, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, на основании постановления мэра Города Томска от 02.12.1998 № 864 включено в реестр муниципальной собственности и находится на балансе муниципальной имущественной казны Города Томска.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района города Томска от 28.07.2022, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района города Томска от 28.07.2022 № 873 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 28.07.2022 № 11», Крайсмен Г.В. признан нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, вместо ФИО3
Из справки ООО «УК Ремстройбыт» от 21.03.2022 следует, что по указанному адресу кроме Крайсмена Г.В. зарегистрированы Сипюров В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (брат), Сипюров С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (брат).
Из свидетельства о перемене имени № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сипюров Андрей Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сменил фамилию, имя на Крайсмен Глеб Валерьевич.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найма.
Согласно уведомлениям № КУВИ-001/2023-7090468 от 16.01.2023, КУВИ-001/2023-7091000 от 16.01.2023, КУВИ-001/2023-7094815 от 16.01.2023 следует, что у истца и членов его семьи в Едином государственном реестре недвижимости сведений о наличии иных прав на недвижимое имущество отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В целях реализации вышеуказанного Положения, постановлением мэра Города Томска от 26.02.2006 № 95 создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации Города Томска.
Заключением межведомственной комиссии от 13.05.2016 № 1839 многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Города Томска от 24.05.2016 № 447 упомянутый жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, а администрации Ленинского района Города Томска указано в рамках своей компетенции в срок не позднее 31.12.2019 совместно с комитетом жилищной политики администрации Города Томска принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях указанного многоквартирного дома.
Согласно письму администрации Ленинского района города Томска от 06.09.2022 № 01-18/1876-ж, отзыва н исковое заявление многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы», утвержденную распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра. Планируемая дата окончания переселения в рамках данной программы – 4 квартал 2023 года.
Согласно заключению по результатам визуального обследования здания № 177/16 от 10.05.2016, выполненного ООО «Судебная экспертиза» при техническом износе равном 71,24 % техническое состояние здания по адресу: <адрес> признается ветхим (состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих – весьма ветхое). Указанный дом с технической точки зрения является не пригодным для проживания в нем людей.
Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.
Доказательства отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающего в спорном жилом помещении, признанным непригодным для проживания, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Поскольку жилое помещение, в котором проживает истец признано непригодным для проживания, суд приходит к выводу, что проживание истца в спорном жилом помещении является опасным для его жизни и здоровья, требования истца о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Учитывая, что жилой дом, в котором проживает истец, в установленном законом порядке признан непригодным для проживания, а проживание в нём создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью истца и членов его семьи, суд приходит к выводу о том, что у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики и по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Статьями 57, 87, 89 ЖК РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
При определении площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцам, суд исходит из следующего.
Из представленной в материалы дела копии технического паспорта на жилой дом следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью 35,3 кв.м.
Таким образом, с учетом приведенных норм права, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истцу Крайсмену Г.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с учётом членов его семьи – Сипюрова В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сипюрова С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 35,3 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, расположенное в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения - квартиры № <адрес>, признанного непригодным для проживания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Ленинского района города Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Крайсмена Глеба Валерьевича, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска (ИНН 7017004461) предоставить Крайсмену Глебу Валерьевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт гражданина Российской Федерации серия №), с учётом членов его семьи – Сипюрова Василия Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сипюрова Сергея Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 35,3 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения - квартиры № <адрес>, признанного непригодным для проживания.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Томска.
Мотивированное решение составлено 23 января 2023 года.
Председательствующий подпись
Оригинал находится в деле № 2-262/2023 в Советском районном суде города Томска