Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1026/2023 ~ М-898/2023 от 24.04.2023

Дело № 2-1026/2023

59RS0044-01-2023-001141-62

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

24 мая 2023 года Чусовской городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Туношенской И.О., при секретаре Минибаевой Е.Р., с участием представителя истца Унижук Н.В., представителя ответчика, третьего лица Лысинской Е.Д., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры к ФКУ «Исправительная колония № 37 ГУФСИН России по Пермскому краю» об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды

у с т а н о в и л :

Пермская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском к ФКУ «Исправительная колония № 37 ГУФСИН России по Пермскому краю» (далее ФКУ ИК-37) об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. Просят возложить на ФКУ ИК-37 обязанность: произвести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; актуализировать сведения об объекте негативного воздействия со сменой категории с III на II; разработать и утвердить программу производственного экологического контроля; разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ с учетом изменений, выявленных при проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; представить в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края декларацию о воздействии на окружающую среду. Установить срок для исполнения требований - в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что производственная площадка Учреждения поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, код объекта ...П, III категория, региональный уровень надзора. В 2020 Учреждением проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, составлен отчет по инвентаризации, подготовлен проект нормативов предельно допустимых выбросов, дата получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта предельно допустимых выбросов требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Проверкой установлено, что на территории производственной зоны из здания производственного цеха выходят 3 трубы, из которых осуществляется выброс от сжигания дров. При проведении инвентаризации была учтена только одна труба – труба кузнецы. На производственной площадка расположен участок подсобного хозяйства, на котором содержатся сельскохозяйственные животные: свиньи, коровы, лошади, овцы, кролики. По состоянию на дата количество животных изменилось. Деятельность по выращиванию и разведению свиней массой тела более 30 кг., является критерием отнесения объектов ОНВОС ко II категории. После актуализации сведений об объекте негативного воздействия Учреждение обязано предоставить в орган регионального экологического надзора декларацию о воздействии на окружающую среду. Проверкой установлено, что у Учреждения отсутствует утвержденная программа ПЭК, производственный экологический контроль не осуществляется. По состоянию на дата Учреждение осуществляет сброс сточных вод в отсутствие утвержденных нормативов допустимых сбросов. Неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении производственной деятельности влечет отсутствие полной достоверной информации об источниках выбросов, сбросов загрязняющих веществ, их качественных характеристик, что ставит под угрозу соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду. С целью устранения выявленных нарушений природоохранной прокуратурой дата начальнику Учреждения внесено представление, требования которого до настоящего времени в полном объеме не исполнены. Согласно полученным ответам, проведение работ по корректировке документации в сфере экологии планируется после корректировки лимитов бюджетных обязательств. Действенных мер, способствующих реальному устранению нарушений, на сегодняшний день не принято.

Представитель истца Унижук Н.В. исковые требования поддержала, дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ ИК-37 и третьего лица ГУФСИН по Пермскому краю Лысинская Е.Д., исковые требования не признала, указала, что ФКУ ИК-37 проведена корректировка инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проекта предельно допустимых выбросов – учтена труба кузницы, актуализирован перечень голов сельскохозяйственных животных, проведен расчет рассеивания загрязняющих веществ. В настоящее время проекты находятся в стадии оформления с последующим согласованием на соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Ориентировочный срок готовности указанных проектов – октябрь 2023 года. По результатам готовности проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух будет проведена актуализация сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду со сменой категории с III на II. Планируемый срок исполнения – ноябрь 2023 года. После актуализации сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду ФКУ ИК-37 сможет направить в надзорные органы Декларацию о воздействии на окружающую среду, планируемый срок – ноябрь 2023 год. В 2023 году до ФКУ ИК-37 доведены лимиты бюджетных обязательств на разработку программы производственного экологического контроля, собраны коммерческие предложения, однако разработка возможна только после актуализации источников выбросов. Срок исполнения – октябрь 2023 год. Указала, что ФКУ ИК-37 принимает все возможные меры для устранения выявленных нарушений.

Третье лицо Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителя в суд не направили, с заявлениями и ходатайствами не обращались.

Третье лицо ФСИН России о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителя не направили.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из содержания ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Так, согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В силу пункта 4 статьи 22 Закона N 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Требования к юридическим лицам по обеспечению проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечению производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществлению учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников установлены ч. 1 ст. 30 названного закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 и ч. 1 ст. 30 указанного закона при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха, в том числе, с экологическими нормами.

На основании подпункта "а" пункта 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 года N 373, организации ведут учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.

В соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно частям 1 и 2 статьи 67 указанного закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно материалам дела, по результатам проведенной проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды в отношении ФКУ ИК-37, установлено следующее:

- на территории производственной зоны из здания производственного цеха выходят 3 трубы, из которых, в момент осмотра, осуществляется выброс в атмосферный воздух от сжигания дров и древесных отходов, при этом из указанных труб, как источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух при проведении инвентаризации учтена только одна труба – труба кузнецы;

- у ФКУ ИК-37 отсутствует утвержденная программа ПЭК, производственный экологический контроль не осуществляется.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФКУ ИК-37 осуществляет следующие виды деятельности: лесозаготовки, переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции, производства мяса в охлажденном виде, производство пищевых субпродуктов в охлажденном виде, производство мяса и пищевых субпродуктов в замороженном виде.

ФКУ ИК-37 состоит на государственному учете объектов негативного воздействия ...-П, III категория негативного воздействия, региональный уровень надзора.

дата в адрес ФКУ ИК-37 Пермской природоохранной межрайонной прокуратурой внесено Представление ... об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Из ответа ФКУ ИК-37 от дата следует, что выявленные нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей старшего инженера группы по охране труда и технике безопасности. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности – выговор устно.

дата постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФКУ ИК-37 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вынесено предупреждение.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в ходе проведенной проверки выявлено нарушение ФКУ ИК-37 законодательства об охране окружающей среды, доказательств устранения нарушений стороной ответчика не представлено, соответственно требования прокурора законны и подлежат удовлетворению.

Учитывая, что ответчику для исполнения требований, указанных в исковом заявлении, необходимо провести комплекс работ, на что необходимо время, а также предусмотреть финансирование указанных работ, суд считает целесообразным установить срок исполнения – 1 год с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

Исковые требования Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 37 ГУФСИН России по Пермскому краю» (ОГРН 1025902087892, ИНН 5921015899) обязанность:

- произвести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- актуализировать сведения об объекте негативного воздействия со сменой категории с III на II;

Разработать и утвердить программу производственного экологического контроля;

- разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ с учетом изменений, выявленных при проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- представить в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края декларацию о воздействии на окружающую среду.

Установить срок для исполнения требований - в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:     /подпись/

Копия верна. Судья.                        Туношенская И.О.

Подлинное решение (определение) подшито в деле (материале) № 2-1026/2023

Дело (материал) находится в Чусовском городском суде

Секретарь ________________

2-1026/2023 ~ М-898/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по ПЕрмскому раю
Другие
Унижук Наталья Викторовна
Лысинская Евгения Дмитриевна
ФСИН России
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края
ГУФСИН России по Пермскому краю
Суд
Чусовской городской суд Пермского края
Судья
Туношенская И.О.
Дело на сайте суда
chusovoi--perm.sudrf.ru
24.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2023Передача материалов судье
27.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2023Дело оформлено
13.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее