Дело № 2-4110/2023
64RS0046-01-2023-004792-33
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2023 года город Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Майковой Н.Н.,
при помощнике судьи Князевой Н.Ю.
с участием представителя истцов Алимова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», администрации МО «Город Саратов» к СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА»о возложении обязанности организовать место (площадку) твердых бытовых отходов и обеспечение ее содержания,
установил:
администрация муниципального образования «Город Саратов» и администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» обратились в суд с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу (далее СНТ) «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА», в котором просит обязать ответчика организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать на территории СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.
В обоснование иска указано, что в границах муниципального образования «Город Саратов» располагается СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА». В виду увеличения приезжающих членов СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» в товарищество, на территории муниципального образования «Город Саратов» увеличивается количество несанкционированных свалок, в связи с чем, в администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», а также в администрацию муниципального образования «Город Саратов» поступают жалобы от жителей населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от данного СНТ.
На территории, находящейся в пользовании СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» отсутствуют оборудованные места для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления.
При решении вопроса об организации и использовании мест общего пользования, члены СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» обязаны были в силу норм действующего законодательства разрешить вопрос о размещении на территории мест общего пользования контейнерной площадки, а также отсутствуют материалы, подтверждающие проведение общего собрания но вопросу организации площадки и установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, не представлены доказательства, подтверждающие заключение товариществом договора на вывоз твердых бытовых отходов.
Площадки для мусорных контейнеров размещаются на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от границ участков.
Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков. Однако в границах СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» отсутствуют площадки для установки контейнеров, а также ввиду отсутствия заключенного договора со специализированной организацией на вывоз мусора, регулярный вывоз отходов не обеспечен, в связи с чем, образуются несанкционированные свалки, которые в свою очередь, создают угрозу нарушения экологической безопасности жителей муниципального образования «Город Саратов», в связи с чем, истцы обратились в суд с указанным выше иском.
Представитель истцов администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» Алимов В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, о причинах неявки не сообщил, об отложении разбирательства по делу не просил.
В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истцов в соответствии со ст. 167,235 ГПК РФ, в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска, по следующим основаниям.
В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Указанные положения гражданского процессуального законодательства непосредственно взаимосвязаны с принципом диспозитивности гражданского процесса, который предполагает, что лица, участвующие в деле, самостоятельно определяют пределы и способы защиты своих прав и законных интересов, самостоятельно определяют свое процессуальное поведение, пределы использования предоставленных им правовых возможностей.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В ст. 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Положениями ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местною самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к имуществу общего пользования относится имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Согласно ст. 21 указанного федерального закона, принятие решений о формировании и использовании имущества объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры вносится к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения.
В соответствии с п. 5.4 СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* земельный участок, предоставленный садоводческому, дачному объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков.
К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).
В силу и. 5.11 СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для не утилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
Согласно ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в границах муниципального образования «Город Саратов» располагается СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА».
Так, на территории, находящейся в пользовании СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» отсутствуют оборудованные места для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, что подтверждается актом обследования территории (объекта) от 10.07.2023 г.
Данный факт ответчиком не оспорен.
Таким образом, в границах СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» отсутствуют площадки для установки контейнеров, также ввиду отсутствия заключенного договора со специализированной организацией на вывоз мусора, регулярный вывоз отходов не обеспечен, в связи с чем, образуются несанкционированные свалки, которые в свою очередь, создают угрозу нарушения экологической безопасности жителей муниципального образования «Город Саратов».
При решении вопроса об организации и использовании мест общего пользования члены СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» обязаны в силу норм действующего законодательства разрешить вопрос о размещении на территории мест общего пользования контейнерной площадки. Однако, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих проведение общего собрания по вопросу организации площадки и установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов. Не представлены ответчиком также доказательства, подтверждающие заключение товариществом договора на вывоз твердых бытовых отходов.
Таким образом, в действиях СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» усматриваются нарушения обязательных требований по содержанию Товарищества в части оборудования путем надлежащего оформления в установленном законом порядке на обслуживаемой территории мест накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов.
Кроме того, ст. 204 ГПК РФ предусматривает, что в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Таким образом, в соответствии с данной статьей суд вправе установить срок исполнения решения – в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В случае недостаточности данного срока, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением в порядке исполнения решения суда.
Исходя из положений п. 1 ст. 103 ГПК РФ следует, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканная сумма государственной пошлины зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235ГПК РФ, суд
решил:
Иск администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», администрации МО «Город Саратов» к СНТ «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА»о возложении обязанности организовать место (площадку) твердых бытовых отходов и обеспечение ее содержания – удовлетворить в полном объеме.
Обязать Садоводческое некоммерческое товарищество «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства (оборудовать на территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Опера» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «3-й Северный СЭПО «ВИШЕНКА» государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение в окончательной форме изготовлено13 ноября 2023 года.
Судья