Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-396/2024 (2-6278/2023;) от 31.10.2023

УИД 16 RS0...-28

Дело ...

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 февраля 2024 года                                                           ... РТ

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан РФ в составе: председательствующего судьи А.Р. Адгамовой, при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения ...    к ФИО2 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Министерство здравоохранения РТ обратилось в Приволжский районный суд ... с иском к ФИО2 о взыскании средств, затраченных на её обучение, в сумме ... рублей, судебных расходов в размере 6567    рублей.

В обосновании указало, что ... между Министерством здравоохранения РТ, филиалом ГАУЗ «Психоневрологический диспансер» Министерства здравоохранения РТ «Нижнекамский наркологический диспансер», Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением «Нижнекамский медицинский колледж» и ФИО2 заключен четырехсторонний договор о целевой подготовке специалиста ..., по условиям которого стороны приняли на себя обязательство реализовать целевую контрактную подготовку специалиста для удовлетворения потребностей заказчика и медицинской организации в специалистах со средним медицинским образованием с учетом интересов студента. Пунктом 2.4.2. договора, установлено, что студент обязуется в течение 30 дней после окончания Образовательного учреждения прибыть в распоряжение Медицинской организации и проработать в ней не менее 3 лет. На основании приказа ГАПОУ «Нижнекамский медицинский колледж» от ... ... ФИО2 зачислена в образовательное учреждение по очной форме обучения по специальности «Сестринское дело» за счет средств бюджета. Согласно приказу ГАПОУ «Нижнекамский медицинский колледж» от ... ... ФИО2 по завершении обучения присвоена квалификация «Медицинская сестра». Однако после окончания и получения диплома ответчик не исполнила условия договора о трудоустройстве. С заявлением об освобождении от исполнения договора по уважительным причинам, предусмотренным п.3.4 договора, ФИО2 не обратилась. В соответствии с п.3.3 договора при отказе приступить к работе без уважительных причин студент обязан возместить заказчику средства, затраченные на его обучение с момента заключения договора до получения диплома. Просит взыскать затраты на обучение в размере ... рубля, расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей.

Определением от ... гражданское дело передано в Нижнекамский городской суд РТ для рассмотрения по подсудности.

Определением Нижнекамского городского суда РТ от ... дело принято в производство суда.

Протокольным определением от ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено государственное автономное образовательное учреждение «Нижнекамский медицинский колледж».

В судебном заседании представитель истца, образовательного учреждения требования поддержал в полном объеме.

Ответчик судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в её отсутствие не представила.

Суд с согласия представителей сторон полагает возможным рассмотреть спор в отсутствие ответчицы на основании ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчик иск не признал, указав, что, по мнению ответчика, между сторонами возникли трудовые отношения, указанный в иске договор является ученическим. Кроме того, ответчица является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, в соответствии с законодательством об образовании имеет право на бесплатное получение образования.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Судом установлено:

... году между Министерством здравоохранения РТ (заказчик), филиалом ГАУЗ «... больница» (медицинская организация), ГАПОУ «Нижнекамский медицинский колледж» (образовательное учреждение), ФИО2 (студент), подписан четырехсторонний договор ... о целевой подготовке специалиста, по условиям которого стороны приняли на себя обязательство реализовать целевую контрактную подготовку специалиста для удовлетворения потребности заказчика и медицинской организации в специалистах со средним медицинским образованием с учетом интересов студента (л.д.л.д. 12-13).

Приказом ... от ... по ГАПОУ « Нижнекамский медицинский колледж» ФИО2 была зачислена на 1 курс обучения (бюджет) по специальности «Сестринское дело (л.д.11).

Форма оплаты согласно данного приказа – бюджет.

По завершению обучения приказом от ... ... ФИО2 выдан диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании по специальности «Сестринское дело» (л.д. 14).

Таким образом, образовательное учреждение выполнило свои обязательства по договору о целевой подготовке специалиста.

В соответствии с п.2..4.2. (б) договора студент обязуется в течение 30 дней до ... после окончания образовательного учреждения прибыть в распоряжение медицинской организации и проработать в ней не менее 3 лет.

Из искового заявления следует, что ответчица в распоряжение медицинской организации для работы не явилась.

Как указано в справке ответчика, стоимость обучения ответчика    за период с ... по ..., по специальности «Сестринское дело» составила ... рубля (л.д. 10).

... образовательное учреждение направило ответчику претензию о необходимости возмещения бюджетных средств, затраченных на обучение, оставленную ответчиком без рассмотрения.

Доводы представителя ответчика о наличии трудовых отношений межу сторонами спора, об отнесении договора ... о целевой подготовке специалиста к ученическому договору, суд полагает ошибочными исходя из следующего.

В соответствии со ст. 15 Трудового Кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 198 Трудового Кодекса ученический договор заключается между работодателем и лицом, ищущим работу, или работником данной организации.

Учитывая, что какого-либо соглашения между сторонами спора о выполнении ответчиком трудовой функции заключено не было, правоотношения сторон к трудовым отнесены быть не могут.

Как следует из позиции ответчика, изложенной в отзыве, намерения работать в медицинской    организации, являющейся стороной четырехстороннего договора о целевой подготовке специалиста, у ответчицы при заключении договора не имелось и не имеется в настоящее время.

Следовательно, вышеназванный договор на подготовку специалиста ученическим договором не является.

В части доводов представителя ответчика о наличии у ФИО2 права на бесплатное получение образование как у лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, суд отмечает следующее.

Из материалов дела следует, что родители истицы лишены родительских прав решением Приволжского районного суда ... от ... (л.д.72).

Постановлением руководителя исполкома Черемшанского муниципального района    РТ от ... ФИО2 была передана на воспитание в приемную семью ФИО2 и А.К. (л.д.73).

Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на образование.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляются меры социальной поддержки в виде полного государственного обеспечения, в том числе обеспечения одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, осуществляется на основании результатов вступительных испытаний в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты вступительных испытаний (при наличии), результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Лицам, указанным в пунктах 1 - 13 части 7 статьи 71 настоящего Федерального закона, предоставляется преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях. Лицам, указанным в части 5.1 статьи 71 настоящего Федерального закона, предоставляется право на зачисление в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в первоочередном порядке вне зависимости от результатов освоения указанными лицами образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, наличия договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

В п.1. ч. 7 ст. 71 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в перечне льготной категории лиц, имеющих преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральным законом от ... N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также - Федеральный закон от ... N 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В статье 1 данного Федерального закона даны понятия детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Согласно статье 5 Федерального закона от ... N 159-ФЗ предусмотренные данным федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные Федеральным законом от ... N 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В абзаце 1 абзаце первом пункта 3 статьи 6 Федерального закона от ... N 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В соответствии со ст. 1 данного Федерального Закона полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ... N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи и системном единстве следует, что при обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государство гарантирует им обучение и содержание за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до окончания обучения по названным образовательным программам.

Такое правовое регулирование направлено на осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты с учетом особенностей положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию и реализации конституционного права на образование.

Возложение на указанных лиц обязанности по возмещению средств соответствующего бюджета, затраченных на их обучение, нарушало бы гарантированное им статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение и противоречило бы механизму полного государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленному в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от ... N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на период их обучения при получении профессионального образования.

Следовательно, возложение на лицо, относящееся к указанной в вышеприведенном Законе категории, обязанности работать в течение трех лет после завершения обучения у определенного работодателя, а в случае отказа - возместить стоимость обучения нельзя признать правомерным.

Иное приводило бы к умалению права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и, по сути, лишало бы гарантии на полное государственное обеспечение и социальную поддержку на период обучения.

При таких обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

    решил:

иск Министерства здравоохранения ...    к ФИО2 о взыскании денежных средств, затраченных на обучение, судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      Нижнекамского

            городского суда РТ                                                             А.Р. Адгамова

                                          А.Р. Адгамова

    Мотивированное решение составлено ....

2-396/2024 (2-6278/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство здравоохранения РТ
Ответчики
Егорова Елена Леонидовна
Другие
ГАПОУ Нижнекамский медицинский колледж
Суд
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан
Судья
Адгамова Алсу Равилевна
Дело на странице суда
nizhnekamsky--tat.sudrf.ru
31.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
31.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
09.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2024Дело оформлено
18.03.2024Дело передано в архив
02.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее