Мировой судья судебного участка №20 дело № 12-1-64/2021
Горномарийского судебного района
Республики Марий Эл Казакова Л.В.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Козьмодемьянск 11 июня 2021 года
ул. Чернышевского д.32
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Айплатов Н.М., рассмотревжалобу Никифорова Д.Т. на постановление мирового судьи судебного участка № 20 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл Казаковой Л.В. от 20 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении должностного лица - главного специалиста Еласовской сельской администрации Никифорова Д.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 20 Горномарийского судебного района Республики Марий от 20 апреля 2021 года Никифоров Д.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением Никифоров Д.Т. обратился в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл с жалобой в которой указал, что мировой судья неправомерно посчитала, что в полномочия Еласовского сельского поселения входит содержание дорог в части безопасности дорожного движения. Выявленное нарушение было устранено в нормативное время между выявлением и устранением правонарушения (менее 6 часов). Просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.
Никифоров Д.Т. на судебном заседании доводы жалобы поддержал по указанным в ней основаниям. Пояснил, что собственником дорог является Горномарийский муниципальный район, Еласовское сельское поселение в соответствии с заключенным соглашением в сфере дорожной деятельности осуществляет лишь расчистку от снега автомобильных дорог местного значения, а не его содержание. Наличие рыхлого снега на проезжей части дороги объяснил снегопадом, который был устранен в тот же день, после его окончания. Ссылаясь на договор на очистку дорог от снега на территории Еласовского сельского поселения от 28 декабря 2020г., предусматривающим выполнение работ с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ, отсутствие какого-либо ущерба, полагал возможным признать правонарушение малозначительным, просил применить ст.2.9 КоАП РФ.
ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский» извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, судья рассматривает дело в отсутствии представителя.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия (бездействие) лица, выразившееся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно п.п.1 и 2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу п.п. 1.1 Соглашения между Горномарийским муниципальным районом и Еласовским сельским поселением от 23 декабря 2020 года муниципальный район передает, а сельское поселение принимает к исполнению часть полномочий по решению вопроса местного значения Горномарийского муниципального района в сфере дорожной деятельности в части расчистки от снега автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов в границах Горномарийского муниципального района.
Согласно пункта 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Госстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст (далее ГОСТ Р 50597-2017) во время снегопада и метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категории IV допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 сантиметров.
Как усматривается из материалов дела, 05 февраля 2021 года с 10 час. 30 мин. по 10 час. 50 мин. в ходе повседневного надзора улично-дорожной сети были выявлены недостатки в эксплутационном состоянии дороги с. Еласы Горномарийского района Республики Марий Эл, а именно, на пересечении улиц Кооперативная и Октябрьская во время снегопада имеется наличие рыхлого снега толщиной 12 см, 13 см, 10 см, 13 см, 9 см, среднее значение 11,4 см., тем самым нарушен п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административных правонарушениях от 24 марта 2021 года; актом о выявленных недостатках от 05 февраля 2021 года; договором № 2 на очистку дорог от снега от 28 декабря 2020 года; выпиской из ЕГРЮЛ; соглашением от 23 декабря 2020 года и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что администрация Еласовского сельского поселения не является субъектом данного административного правонарушения, не состоятелен. В данном случае, обязанность по содержанию проезжей части дорог, его расчистки от снега, в соответствии с Соглашением заключенным Горномарийским муниципальным районом и Еласовским сельским поселением от 23 декабря 2020г. униципальным районом и Еласовским сельским поселением тоятельными, вубъектом асчистку возложена на Еласовское сельское поселение, которое обязана исполнить переданные полномочия по расчистке от снега автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения в соответствии с прилагаемым перечнем. Однако, исполнительным органом сельского поселения 5 февраля 2021г. не исполнена обязанность по надлежащему содержанию проезжей части дороги на пересечении ул.Кооперативная и ул.Октябрьская с.Еласы Горномарийского района РМЭ, в части его очистки от снега, чем не обеспечена безопасность дорожного движения. Ненадлежащее исполнение полномочий по расчистке от снега дорог, свидетельствует о несоблюдении требований по содержанию дорог.
Факт нарушения порядка содержания дорог в зимний период, с нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017 подтверждается исследованными материалами дела, не оспаривается заявителем.
Тот факт, что выявленное нарушение было устранено в тот же день, в течение 6 часов с момента выявления, не свидетельствует от отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, которое определяется требований ГОСТ Р 50597-2017 на момент выявления.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Никифоров Д.Т., исполняя в период с 28 января 2021г. по 11 февраля 2021г. обязанности главы администрации Еласовского сельского поселения, являлся должностным лицом, ответственным за исполнение переданных полномочий по содержанию дорог, не исполнил свои должностные обязанности надлежащим образом, в связи с чем он обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Ссылка заявителя на договор на очистку дорого от снега от 28 декабря 2020г., предусматривающий выполнение работ исполнителем с момента окончания снегопада или метели, не освобождает уполномоченное должностное лицо администрации Еласовского сельского поселения от исполнения требований ГОСТ Р 50597-2017 в части надлежащей очистки дорог.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Доводы о возможности применения положений о малозначительности несостоятельны. Приведенный довод о том, что снег с дорожного покрытия убран в течение 6 часов после выявления, дорожное движение не было ограничено, ущерб не причинен, с учетом ст.2.9 КоАП РФ, а также разъяснений, содержащихся в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не указывает на наличие обстоятельств, характеризующих малозначительность деяния.
С учетом признаков объективной стороны указанного административного правонарушения, он не может быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае, исходя из оценки фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, а также характера противоправного деяния, его направленности на отношения в сфере безопасности дорожного движения, что представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, а также жизни и здоровью участников дорожного движения, основания для признания совершенного правонарушения малозначительным отсутствуют.
При назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6- 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка №20 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от 20 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении Никифорова Д.Т. оставить без изменения, а жалобу Никифорова Д.Т. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Н.М. Айплатов