дело № 2-948/2017 подлинник
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кимрский городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Аксёнова С. Б.
при секретаре Иноземцевой К. А.,
а также с участием истца Соловьева Ю. А.,
представителя истца – адвоката Соловьевой Н. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кимры 27 ноября 2017 года гражданское дело по иску Соловьева Юрия Алексеевича к Администрации г. Кимры Тверской области о признании права собственности на <****> долю земельного участка в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Соловьев Ю. А. обратился в суд с иском к Администрации г. Кимры Тверской области о признании права собственности на №* долю земельного участка площадью 460 кв. м., расположенного по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. Чичерина, д. 7, в порядке наследования по закону после смерти ФИО15, ФИО16 и ФИО17.
Данные требования истец мотивировал тем, что он является собственником №* доли жилого дома, расположенного по адресу: г. Кимры, ул. Чичерина д. 7. Указанная доля дома принадлежит ему на основании решений Кимрского городского суда от 17 февраля 2016 года и 2 июня 2016 года. Право собственности на <****> долю дома было признано за ним в порядке наследования по закону после смерти его матери ФИО2 бабушки ФИО4 и тёти ФИО5., которым ранее принадлежало на праве собственности по 1/6 доле дома каждой.
Площадь земельного участка, на котором расположен указанный дом, изначально составляла 460 кв. м. Предоставлен данный земельный участок был в 1953 году на праве бессрочного пользования под строительство индивидуального жилого дома.
В таком размере, как объект недвижимости, участок был поставлен на кадастровый учёт, он значится в кадастровом плане под номером №* и до настоящего времени.
При оформлении в правах наследства на жилой дом вопрос с переходом к нему права на долю земельного участка не был решён, поскольку на тот момент у него не было документов, из которых усматривался бы вид права пользования земельным участком на момент смерти наследодателей. На запрос из архивного фонда Администрации г. Кимры пришёл ответ, что в материалах архивного фонда в постановлениях за 1992-93 годы «О перерегистрации права на ранее предоставленные земельные участки гражданам, владельцам индивидуальных жилых домов» в списках дом № 7 по ул. Чичерина не обнаружен.
Как ему стало известно позже, из документов, которые находились у совладельца дома ФИО18 усматривается, что в 1993 году на основании постановления Администрации г. Кимры была произведена перерегистрация права на земельный участок по <адрес> с бессрочного пользования на право пожизненно наследуемого владения с выдачей свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения всем собственникам дома.
На тот момент собственниками дома были: ФИО19 на <****> долю, ФИО6 ФИО7 (до брака ФИО8 ФИО9 и ФИО10 (до брака ФИО12 ФИО11., каждая по 1/6 доле. В пожизненное наследуемое владение участок был передан площадью: ФИО20 230 кв. м., ФИО13 - 77 кв. м., ФИО14 - 77 кв. м., ФИО21 - 77 кв. м., что соответствовало указанным долям в доме.
В кадастровой выписке о земельном участке от 2 июня 2008 года № №* по <адрес> площадью 460 кв. м. в разделе «сведения о правах» вид права указан как «пожизненное наследуемое владение», а правообладателем - ФИО22 с указанием размера доли – <****>
В решении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта земельного участка по <адрес> от 25 февраля 2010 года № №* также указано, что по сведениям АИС ГКН данный земельный участок находится в пожизненном наследуемом владении у ФИО23 доля, ФИО24 - 1/6, ФИО25 - 1/6, ФИО26 - 1/6.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 10 октября 2003 года, выданного нотариусом Балковой Л. В., реестр № №* доля земельного участка, находящегося в пожизненном наследуемом владении у ФИО27., перешла в пожизненное наследуемое владение к её наследнице ФИО28., которая в последующем зарегистрировала его по праву собственности и вместе с долей дома подарила его ФИО29
В настоящее время, согласно выписке из ЕГРП от 15 сентября 2017 года, <****> доля земельного участка площадью 460 кв. м. зарегистрирована по праву общей долевой собственности за ФИО30
Из всех выше указанных документов усматривается, что земельный участок площадью 460 кв. м., предоставленный изначально в 1953 году ФИО31 в бессрочное пользование под строительство жилого дома по ул. <адрес> в г. Кимры, затем в 1993 году был изменён на право пожизненного наследуемого владения с выдачей свидетельств о данном праве.
Таким образом, на момент смерти ФИО32 указанный земельный участок находился у них в пожизненном наследуемом владении, у каждой по 1/6 доли. После их смерти он, Соловьев, является единственным наследником по закону, принявшим наследство в виде <****> доли вышеуказанного жилого дома, что подтверждается названными выше решениями суда.
Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 1152 ГК РФ, п. 9-1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», истец указал также, что, поскольку он является наследником по закону, владеющим указанными долями земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения, то вправе зарегистрировать право собственности на указанные доли земельного участка.
Определением Кимрского городского суда Тверской области от 6 октября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом г. Кимры Тверской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, нотариус Кимрского городского нотариального округа Тверской области Майорова Н. С., нотариус Кимрского городского нотариального округа Тверской области Меткина М. Г.
В судебном заседании истец Соловьев Ю. А., представитель истца – адвокат Соловьева Н. Н. требования поддержали в полном объёме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации г. Кимры Тверской области, третьи лица: Кузьмина И. В., нотариусы Майорова Н. С. и Меткина М. Г., представители третьих лиц: Комитета по управлению имуществом г. Кимры Тверской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещались судом о времени и месте рассмотрения дела.
Ранее от нотариуса Майоровой Н. С. в адрес суда поступило сообщение от 26 октября 2017 года, в котором она просила рассматривать данное гражданское дело в её отсутствие.
Суд, заслушав объяснения истца Соловьева Ю. А., доводы его представителя – адвоката Соловьевой Н. Н., исследовав материалы дела, в том числе обозрев гражданское дело № №* по иску Соловьева Юрия Алексеевича к Администрации города Кимры Тверской области, Комитету по управлению имуществом города Кимры Тверской области, Соловьевой Ирине Викторовне, Соловьеву Кириллу Витальевичу, Соловьеву Руслану Витальевичу о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, а также гражданское дело № №* по иску Соловьева Юрия Алексеевича к Никитину Владимиру Викторовичу, Администрации города Кимры Тверской области, Комитету по управлению имуществом города Кимры Тверской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании права собственности на 1/6 долю жилого дома в порядке наследования по закону, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Соловьев Ю. А. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 73,1 кв. м., кадастровый номер №*, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26 октября 2017 года.
Основанием для государственной регистрации права собственности Соловьева Ю. А. на указанный объект недвижимого имущества выступает решение Кимрского городского суда Тверской области от 17 февраля 2016 года, которым за истцом признано право собственности на 1/3 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> из которой на 1/6 долю как наследника по закону 1 очереди после смерти матери ФИО33, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и на 1/6 долю как наследника по закону 1 очереди по праву представления после смерти бабушки ФИО34, умершей ДД.ММ.ГГГГ года, а также решение Кимрского городского суда Тверской области от 2 июня 2016 года, которым за истцом признано право собственности на 1/6 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, как наследника по закону 2 очереди по праву представления после смерти тёти ФИО35, умершей ДД.ММ.ГГГГ
По данным указанной выписки вторым сособственником данного жилого дома является ФИО36 которой принадлежит также <****> доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 460 кв. м., кадастровый номер №*, расположенный по вышеуказанному адресу, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от той же даты.
Исходя из свидетельств о праве пожизненного наследуемого владения №№ №* от 15 декабря 1992 года, ФИО38 ФИО39 (после регистрации брака – ФИО40 и ФИО41 в соответствии с их долями в доме, каждой по 1/6, был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> каждой площадью 76,7 кв. м.
Учитывая данные обстоятельства, суд, соглашаясь с доводами истца, также приходит к выводу, что на момент смерти ФИО42 указанный земельный участок находился у них в пожизненном наследуемом владении, у каждой по 1/6 доли.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ).
Поскольку к Соловьеву Ю. А. в порядке наследования перешло право собственности на <****> долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> право пожизненного наследуемого владения указанными выше долями земельного участка является принадлежащим ему с момента открытия наследства.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учётом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Аналогичное положение содержится также в пункте 2 статьи 271 ГК РФ.
Согласно абзацу первому пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Принимая во внимание, что Соловьев Ю. А. является наследником по закону, владеющим указанными долями земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения, он вправе зарегистрировать право общей долевой собственности на <****> долю указанного земельного участка в порядке наследования по закону после смерти ФИО43
Учитывая все вышеприведённые доводы, суд приходит к выводу, что требования Соловьева Ю. А. следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Соловьевым Юрием Алексеевичем право собственности на <****> долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 460 кв. м., кадастровый номер №* расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО44, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО45 умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО46, умершей ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья ________________
мотивированное решение составлено
25 декабря 2017 года