Дело № 2-438/2022
УИД: 37RS0017-01-2022-000563-75
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 ноября 2022 года г.Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи: Минаковой Е.В.,
при секретаре: Кочетовой Н.А.,
с участием:
представителя истца: Скворцовой Е.А.,
представителя ответчика: Косорукова А.С.,
представителя третьего лица: Лебедевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> об обязании устранить выявленные нарушения лесного законодательства,
у с т а н о в и л :
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился с указанным выше иском к ответчику по тому основанию, что последним не исполняются требования действующего законодательства в области лесного законодательства.
В судебном заседании по делу представитель истца заявленные исковые требования поддержал, суду пояснила, что прокуратурой в ходе проверки деятельности ответчика выявлены нарушения, допускаемые им в области лесного законодательства. На территории МО «Родниковский муниципальный район» имеются естественные экологические системы – городские леса, в том числе:
- лесные насаждения, произрастающие к западу Родниковского РЭС между <адрес> и <адрес> на площади 6.6. га.( далее участок 1)
- лесные насаждения, произрастающие вдоль домов № №, 17, 18, 20, 21, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, <адрес>а, южнее очистных сооружений в <адрес> на площади 1,75 га. ( далее участок 2)
Учитывая принципы лесного законодательства, перечисленные в ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также понятие о лесе как об экологической системе, указанные выше лесные насаждения подлежат охране в соответствии с требованиями лесного законодательства. Ответчиком в нарушении положений ст.67 Лесного Кодекса Российской Федерации не проводятся мероприятия по лесоустройству городских лесов. В результате не обеспечены условия для рационального использования лесов, из охраны, защиты и воспроизводства. Изложенное не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации ч.1 ст.11 Лесного Кодекса Российской Федерации ( далее ЛК РФ) права граждан на благоприятную окружающую среду, пользование лесами. Также, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами. На основании положений ст.ст.67, 68 Лесного Кодекса Российской Федерации, ст.45 ГПК РФ истец просит суд возложить на ответчика обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести лесоустройство и разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов, расположенных на территории, указанной выше.
Представитель ответчика суду пояснил, что в целом возражений по иску не имеется, в том числе и в отношении сроков исполнения требований прокурора, указанных в иске. Ранее, участвуя в рассмотрении дела по существу, представитель ответчика пояснял, что спорные территории не являются городским лесом, относятся к рекреационным землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью в связи с чем, проведение работ по лесоустройству и разработка лесохозяйственных регламентов в отношении этих территорий не требуется.
Представитель третьего лица – администрации МО «Филисовское сельское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» суду пояснила, что в целом возражений по иску не имеется. Однако согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования территория, занятая насаждениями в <адрес> на площади 1,75 га. относится к природоохранной территории, расположенной на рекреационных землях и фактически является парком, высаженным жителями с Пригородный более 40 лет назад.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора <адрес> по лесному хозяйству в судебное заседание не явился, суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, а также позиция по иску из содержания которой следует, что третье лицо исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.2 ст.1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе ( ст.5).
В силу положений ст.6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 120 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.
На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса (ч. 1 ст. 122 ЛК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 122 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений ст.67 ЛК РФ лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности. Лесоустройство проводится на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Из содержания положений ч.2 ст.23 ЛК РФ следует, что лесоустройство проводится, в том числе и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно выписке из Государственного лесного реестра, представленной суду <адрес> по лесному хозяйству площадь земель (земли населенных пунктов), на которых расположены леса в <адрес> составляет 49 га.
Как следует из сведений, представленных <адрес> лесных угодий на землях населенных пунктов <адрес> составляет 120 га., в том числе 45 га.- городских населенных пунктов, 75 га. – сельских населенных пунктов.
Согласно акту осмотра от <дата>, составленным истцом с участием работников ОГКУ «Вичугское лесничество», а также фототаблице к нему, при осмотре земельных участков, перечисленных в иске, установлено, что площадь данных участков значительна и составляет примерно 5.6 га, 1 га и 1.75 га. На участках имеются лесные насаждения с преобладающей породой деревьев – сосна и береза. На участке 2 в составе насаждений также имеется ясень. Примерный возраст насаждений составляет от 30 до 60 лет. Полнота насаждений на участке 1 высокая, на участке 2 низкоплотная.
Изложенное в совокупности, а также пояснения представителя истца свидетельствует о том, что земельные участки № № и 2 являются единой экологической системой, подпадающей под понятие леса, предусмотренного ст.5 ЛК РФ.
Данный вывод подтверждается также показаниями свидетеля Паршутина О.А. пояснившего суду, что он имеет специальное средне-техническое образование по специальности техник лесного лесопаркового хозяйства, работает участковым лесничим Родниковского участкового лесничества ОГКУ «Вичугское лесничество». Участвовал в осмотре земельных участков, перечисленных в иске <дата> Спорные территории относятся к понятию «лес», учитывая полноту насаждений, произрастающих на этих территориях деревьев, а также вид деревьев, плодовых деревьев на этих участках, не имеется. В парках полнота насаждений намного меньше.
У суда нет оснований не принимать во внимание показания свидетеля, допрошенного с соблюдением требований ГПК РФ. Его показания по существу спора последовательны, согласуются с содержанием документов, а также фотоматериала, представленного суду и фактически, ответчиком по делу не оспариваются. Судом не установлено наличие личной или иной заинтересованности свидетеля в исходе дела, стороны на данное обстоятельство, не ссылаются.
В силу положений пп.5 п.19 Приказа Минприроды России от <дата> № "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" леса, расположенные на землях населенных пунктов относятся к городским лесам.
Как следует из пояснений представителя ответчика, представителя администрации МО «Филисовское сельское поселение Родниковского муниципального района <адрес>», а также содержания представленных ими документов территориального планирования и градостроительного зонирования территория спорных земельных участков входит в состав зон рекреационного назначения. На кадастровый учет указанные земельные участки не поставлены. При этом, как следует из содержания акта Рабочей группы по инвентаризации лесов, расположенных в населенных пунктах <адрес> от <дата>, на основании которого было принято Распоряжение главы МО «Родниковский муниципальный район» от <дата> № об отнесении территорий, в том числе указанных в иске к рекреационным землям в связи с тем, что эти территории не являются городским лесами, вывод об отсутствии городских лесов на спорной территории сделан Рабочей группой без учета плотности насаждений, произрастающих на этих земельных участках.
В связи с чем, документы, представленные ответчиком в обоснование своей позиции по иску, доводы истца о произрастании на спорной территории городского леса, не опровергают и, не свидетельствуют об обратном.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом ( ч.11).
Согласно п. 26 ст. 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения городского округа, реализация которых осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно статье 2 ГрК РФ одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Согласно п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В связи с чем, учитывая, что наличие городских лесов на рекреационных землях действующим законодательством не исключается, само по себе включение ответчиком спорных земельных участков при проведении работ по градостроительному зонированию в состав рекреационной зоны не имеет правового значения для правильного разрешения спора по существу.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
В соответствии со статьей 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля.
Статьей 84 ЛК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
В силу ч. 3 ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из анализа норм Федерального закона от <дата> № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение положений действующего законодательства ответчиком лесоустройство в отношении спорных территорий не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не установлены границы земельных участков, занятых городскими лесами, указанными в иске, на кадастровый учет эти участки не поставлены, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Невыполнение указанных выше работ, безусловно, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и использование городских лесов по назначению.
При определении сроков исполнения требований прокурора, суд, учитывая позицию сторон в этой части, соглашается со сроками, указанными истцом, полагая их разумными и справедливыми, исходя из требований соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, учитывая особенности финансирования мероприятий по проведению работ заявленных в иске, установленных ст.72 Бюджетного Кодекса РФ, Федеральным законом от 05 апреля.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Поскольку стороны, в силу закона, освобождены от уплаты госпошлины, она не подлежит взысканию с ответчика по делу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ 6.6. ░░.
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ № №, 17, 18, 20, 21, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, <░░░░░>░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ 1,75 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░.░.░░░░░░░░/
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░>
░░░░░: /░.░.░░░░░░░░/