№ 2-1589/2023
11RS0004-01-2023-002149-67
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Порохиной О.Г.
при секретаре судебного заседания Сучковой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 06 декабря 2023 года дело по иску Селезневой **** к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недоплаченного денежного содержания, процентов по ст. 236 ТК РФ за задержку выплаты денежного содержания, компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Селезнева В.Е. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми (далее – Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Коми) о взыскании денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске (отпускные выплаты) в сумме **** руб., процентов за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ на дату вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере **** руб., судебные расходы на оплату юридических услуг в размере **** руб. В обоснование иска указала, что замещает должность **** в Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми. Как следует из расчетных листов истца, при расчете отпускных выплат в связи с выходом в отпуск, средства материального стимулирования ответчиком не были учтены. По мнению истца, положения ст. 50, 51 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 позволяют отнести средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в состав денежного содержания гражданского служащего как другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Соответственно, при расчете отпускных выплат не были учтены средства материального стимулирования, что и послужило основанием для обращения в суд. Также в связи с невыплатой своевременно денежных средств истец просит взыскать согласно ст. 236 ТК РФ компенсацию за задержку выплат, и компенсацию морального вреда в связи с нарушением ее трудовых прав.
18.09.2023 Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Коми реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является УФНС по Республике Коми как правопреемник Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми.
Судом была произведена замена ответчика с Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми.
Дело рассматривается в отсутствие истца, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просившей о рассмотрении дела без ее участия.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Селезнева В.Е. с 01.07.2021 приказом **** от 01.07.2021 была назначена на должность заместителя начальника отдела информационно-аналитической работы Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми, с ней был заключен служебный контракт № 16 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми на срок до 30.06.2022. Дополнительным соглашением **** от 28.06.2022 был продлен срок действия служебного контракта с Селезневой В.Е. до 30.06.2023; дополнительным соглашением **** от 30.06.2023 срок действия служебного контракта с Селезневой В.Е. был продлен до 30.06.2024.
На основании приказа **** от 12.09.2022 Селезневой В.Е. был предоставлен ежегодный отпуск в количестве 5 календарных дней с 26.09.2022 по 30.09.2022.
На основании приказа **** от 31.10.2022 Селезневой В.Е. был предоставлен ежегодный отпуск в количестве 12 календарных дней с 14.11.2022 по 25.11.2022.
На основании приказа **** от 01.12.2022 Селезневой В.Е. был предоставлен ежегодный отпуск в количестве 5 календарных дней с 26.12.2022 по 30.12.2022.
На основании приказа **** от 17.01.2023 Селезневой В.Е. был предоставлен ежегодный отпуск в количестве 12 календарных дней с 06.02.2023 по 17.02.2023.
На основании приказа **** от 02.02.2023 Селезневой В.Е. был предоставлен ежегодный отпуск в количестве 12 календарных дней с 15.05.2023 по 26.05.2023.
На основании приказа **** от 23.05.2023 Селезневой В.Е. был предоставлен ежегодный отпуск в количестве 24 календарных дней с 27.05.2023 по 20.06.2023.
Из искового заявления Селезневой В.Е. следует, что при расчете отпускных выплат при выходе в очередной трудовой отпуск ответчиком не были учтены денежные средства, выплаченные истцу в виде материального стимулирования с августа 2022 года по декабрь 2022 года.
Согласно ч.1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 были утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила), действовавшие до 01.01.2023.
Указанные Правила определяли порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске (пп. «а» п.1 Правил).
Из пункта 2 Правил следует, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ Фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции до 01.01.2023) фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"(в редакции до 01.01.2023) фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее - Порядок), которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Пунктом 2 Порядка установлено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
При этом, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 34-КГ19-4 было определено, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, следовательно, разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 подлежат учету при принятии решения о включении средств материального стимулирования в расчет среднего заработка для оплаты отпускных выплат.
Истцу были выплачены следующие суммы материального стимулирования: **** руб. - в августе 2022 года, **** руб. - в сентябре 2022 года, **** руб. - в октябре 2022 года, **** руб. - в ноябре 2022 года, ****. - в декабре 2022 года.
Как следует из карточек лицевого счета на истца (расчетных листов) при расчете размера оплаты вышеуказанных периодов отпусков средства материального стимулирования, выплаченные истцу в 2022 году, включены не были.
Из расчета истца, приведенного в исковом заявлении, размер невыплаченных истцу отпускных выплат составил **** руб. Представитель ответчика расчет истца не оспаривал.
Следовательно, сумма невыплаченных Селезневой В.Е. отпускных выплат составляет **** руб., и подлежит взысканию в пользу истца.
В соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Проценты по ст. 236 ТК РФ подлежат начислению на невыплаченную сумму оплаты отпускных за вычетом НДФЛ.
Расчет процентов по ст. 236 ТК РФ суд произвел самостоятельно, исходя из сумм, невыплаченных за период с 17.09.2022 (дата, когда истцу должны были перечислить отпускные за период с 26.09.2022 по 30.09.2022) по 06.12.2023 (день вынесения решения суда), с учетом дат перечисления отпускных за последующие отпуска, за вычетом НДФЛ, т.е. на общую сумму **** руб. (**** руб.-13% НДФЛ).
Итого сумма процентов по ст. 236 ТК РФ составит **** руб., которая подлежит взысканию соответчика в пользу истца. Расчет процентов приложен к решению суда.
Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Таким образом, с учетом обстоятельств дела, исходя из требований разумности и справедливости, учитывая, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в пользу истца в размере **** рублей.
С ответчика в пользу Селезневой В.Е. подлежат взысканию расходы на оплату юридических услуг с учетом требований разумности и справедливости, полного удовлетворения исковых требований, а также объема проделанной работы в сумме **** рублей, выплаченных истцом ИП Хаерову А.А. за подготовку искового заявления (чек об оплате **** от 08.09.2023 на сумму **** руб., договор оказания юридических услуг от 08.09.2023) (ст. 98, 100 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу Селезневой **** недоплаченное денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 53559, 56 руб., проценты за задержку выплаты денежного содержания в соответствии со ст. 236 ТК РФ за период с 17.09.2022 по 06.12.2023 в размере 9 083,39 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Г. Порохина
Мотивированное решение составлено 13.12.2023
Расчет процентов по ст. 236 ТК РФ за несвоевременную выплату
отпускных выплат Селезневой В.Е.
с
по
с
по
с
по
с
по
с
по
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за август 2022 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты | ||
дней |
|||||||
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
Итого: |
**** руб. | ||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за октябрь 2022 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты | ||
дней |
|||||||
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
****. |
Итого: |
**** руб. | ||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за ноябрь 2022 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты | ||
дней |
|||||||
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** р. |
Итого: |
**** руб. | ||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за декабрь 2022 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты | ||
дней |
|||||||
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** р. |
Итого: |
**** руб. | ||||||
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за апрель 2023 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты | ||
дней |
|||||||
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** р. |
Итого: |
**** руб. | ||||||
Сумма основного долга: **** руб. | |||||||
Сумма процентов по всем задолженностям: **** руб. |