№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 февраля 2022 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием представителя ответчика – ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия – Сасим И.С., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дышкант В.А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об оспаривании решения, включении периодов работы в страховой стаж,
у с т а н о в и л :
В суд обратился Дышкант В.А. с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия, в котором, после уточнения требований указал, что ГУ-УПФ РФ в г.Кондопога РК (межрайонное) от 05.04.2021 принято решение об отказе в установлении ему права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Истец считает, что решением ответчика необоснованно не включены в страховой стаж для определении пенсии периоды: обучения в Государственное профессиональном техническом училище №4 г.Винница УССР с 01.09.1978 по 20.07.1981 в связи с тем, что на основании «Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 и в соответствии с п.8 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ учеба входит в стаж для пенсии; в Липовецком ремонтно-транспортном предприятии (Украина) с 02.04.1986 по 31.12.1990. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил: признать оспариваемое решение ответчика незаконным; для определения его права на пенсию включить в страховой стаж периоды: обучения в ГПТУ-4 г.Винница УССР с 01.09.1978 по 20.07.1981, работы в Липовецком ремонтно-транспортном предприятии (Украина) с 02.04.1986 по 31.12.1990.
Истец в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела.
Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что ответчиком не был зачтен указанный период работы в Липовецком ремонтно-транспортном предприятии, поскольку не читалась запись в трудовой книжке. После этого им был сделан запрос в Липовецкий архив, и ему поступила справка о работе в указанном предприятии.
Представитель истца – Пахомов П.А. в судебное заседание не явился, просив рассматривать дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании поддержал заявленные требования в уточненной редакции по изложенным в иске основаниям.
Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия Сасим И.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что на основании представленных истцом документов страховой стаж истца составил 4 года 5 мес., а индивидуальный пенсионный коэффициент - 5,639 балла. С учетом положений Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ возраст истца должен составлять 65 лет, требуемый минимальный страховой стаж - 15 лет, а индивидуальный пенсионный коэффициент в 2021 - 21 балл. В связи с этим в настоящее время основания для назначения пенсии отсутствуют, и истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости. Архивная справка, представленная к материалам дела, о периоде работы с 02.04.1986 по 31.12.1990 в Липовецком ремонтно-транспортном предприятии Пенсионным фондом не оценивалась, поскольку выдана позднее вынесения оспариваемого решения. Полагала, что данная справка подтверждает занятость истца, и соответствующий период может быть включен в его страховой стаж. В отношении указанного истцом периода обучения также полагала возможным его включение в страховой стаж. При этом пояснила, что в случае включения спорных периодов в страховой стаж истца необходимые условия для назначения истцу пенсии не возникнут вследствие: не достижения требуемого возраста, с которого подлежит назначению пенсия, недостаточности страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Из материалов пенсионного дела истца (отказного) следует, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии 25.03.2021.
Решением ответчика от 05.04.2021, на основании имеющихся в его распоряжении документов, было установлено отсутствие у истца на дату обращения права на страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
При этом ответчик указал, что возраст заявителя составил – 58 лет, страховой стаж в календарном исчислении - 4 года 5 мес. 16 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 5,639 балла. Право выхода на страховую пенсию по старости у истца возникнет в 65 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
При подсчете страхового стажа ответчиком были учтены периоды работы: с 19.07.1981 по 19.10.1982, с 26.10.1982 по 29.10.1984 (служба в армии), с 21.01.1985 по 01.04.1986.
Ответчиком не оценивался период обучения в ГПТУ-4 г.Винница УССР с 01.09.1978 по 20.07.1981. Период работы с 02.04.1986 по 31.12.1990 в Липовецком ремонтно-транспортном предприятии не был учтен в подсчете страхового стажа в связи с тем, что в оттиске печати, заверяющий записи в трудовой книжке, не читается наименование организации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон).
Согласно ст.14 Закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п.4). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п.11).
В соответствии со ст.66 Трудового Кодекса РФ (аналогичных положений ранее содержавшихся в КЗОТ УССР) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, при этом никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Дышкант В.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 17.02.2021.
Согласно записей в трудовой книжке истца последний в спорные периоды:
- с 01.09.1978 по 20.07.1981 проходил обучение в ГПТУ-4 г.Винница;
- с 02.04.1986 был принят по переводу электрослесарем 2 разряда ремонтной мастерской Липовецкого ремонтно-транспортного предприятия (с 01.01.1990 переименовано в Липовецкое районное предприятие «Агромаш»).
Кроме того, сведения о занятости истца в Липовецком ремонтно-транспортном предприятии подтверждаются архивной справкой о начислении заработной платы в спорном периоде, выданной 02.09.2021 Коммунальным предприятием «Трудовой архив» Липовецкого городского совета Винницкого района Винницкой области.
Суд находит, что сведения о занятости истца в указанный в иске период в Липовецком ремонтно-транспортном предприятии (позднее переименованном в Липовецкое районное предприятие «Агромаш») подтвержден достаточной совокупностью доказательств, отвечающих критериям достоверности, в связи с чем полагает возможным включить его в страховой стаж.
В подтверждение факта обучения в Государственном профессиональном техническом училище №4 г.Винница к материалам дела представлена копия дубликата диплома, выданного учебным заведением 20.07.1981 на имя истца.
В силу п.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховой стаж это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В статьях 11 и 12 Закона указаны периоды работы и иной деятельности, подлежащие включению в страховой стаж, при этом в данных статьях периоды учебы не поименованы.
На основании ч.8 ст.13 Закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
До 01.01.1992 действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях».
Для определения права на пенсию по нормам данного Закона необходимо руководствоваться Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (в части исчисления страхового стажа применяются п.п.108 - 114 Положения).
Согласно п.109 указанного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы также засчитывались периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (п.п. «з» п.109).
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 №2-П изложил правовую позицию, согласно которой нормы, изменяющие правовое регулирование, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового законодательства.
Таким образом, действовавшее в период учебы истца правовое регулирование предусматривало возможность зачета обучения в профессиональном техническим училище в общий стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства (в том числе, введение понятия «страхового стажа», отсутствие в Федеральном законе от 28.12.2013 №400-ФЗ возможности включения в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, периода обучения) не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенного, суд находит, что в страховой стаж истца подлежит включению период его обучения в Государственном профессиональном техническом училище №4 г.Винница.
При этом суд учитывает, что в трудовой книжке истца содержатся записи об его занятости с 19.07.1981 по 19.10.1982. Указанный период учтен ответчиком в расчете страхового стажа истца.
В связи с этим в страховой стаж истца подлежит включению период его обучения до дня, предшествующего его трудоустройству, то есть до 18.07.1981.
Оценивая требования истца об оспаривании решения ответчика, отказавшего в назначении пенсии по старости, суд не находит оснований для их удовлетворения.
Истец не привел оснований, по которым решение ответчика, отказавшего в назначении пенсии, при его вынесении не отвечало требованиям действующего законодательства и таковых судом не установлено. После уточнения исковых требований, истцом не оспаривается решение ответчика в части отказа в назначении пенсии, на разрешение суда не ставится вопрос об ее назначении.
Судом также учитываются, что в представленной истцом при обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии копии трудовой книжки содержались неточные либо нечитаемые сведения в отношении обоих периодов, указанных в иске. Неясности были устранены уже в ходе рассмотрения гражданского дела при представлении истцом дополнительных документов, которые не предоставлялись ответчику и, соответственно им оценивались.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ в Республике Карелия включить в страховой стаж Дышканта В.А. периоды:
обучения в Государственном профессиональном техническом училище №4 г.Винница с 01.09.1978 по 18.07.1981;
работы в Липовецком ремонтно-транспортном предприятии с 02.04.1986 по 31.12.1990.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ в Республике Карелия в пользу Дышканта В.А. расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.02.2022.
Судья Точинов С.В.