Дело № 2-89/2024
УИД: 54RS0012-01-2023-001651-62
Р Е Ш Е Н И ЕИменем российской Федерации
26 января 2024 года село Убинское
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Первушина Ю.Н.,
При секретаре Грязновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексашиной Ольги Владимировны к администрации Раисинского сельского совета Убинского района Новосибирской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с исковым заявлением о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования к администрации Раисинского сельского совета Убинского района Новосибирской области обратилась Алексашина Ольга Владимировна указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца ФИО2, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о смерти. Завещания со стороны умершего оставлено не было.
На момент смерти ФИО2 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, и проживал совместно с супругой – ФИО3.
После смерти ФИО2 открылось наследство, состоящее из жилого дома площадью 39 кв.м., с кадастровым № и земельного участка, площадью 4 000 кв.м., с кадастровым №, расположенные по адресу: <адрес>. Право собственности на жилой дом подтверждается договором на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <данные изъяты>, право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3 – мать истца, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о смерти. На момент смерти ФИО3 была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Завещание со стороны умершей оставлено не было.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Частью 2 статьи 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из разъяснений п. 59 ПП ВС РФ и ПП ВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. В том же случае, если с объектом недвижимости, права на который возникли до введения в действие указанного Федерального закона РФ, совершается сделка в период действия этого Закона, ранее возникшие права подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
Как разъяснено в абз. 3 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
ФИО3 являлась наследником первой очереди после смерти мужа. С заявлением о принятии наследства умершего и выдачей свидетельства о праве на наследство ФИО2 ни супруга, ни дети не обращались. Между тем, ФИО3 фактически приняла наследство, поскольку совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно: проживала с умершим на день смерти, стала единолично владеть и управлять наследственным имуществом, нести расходы по содержанию наследственного имущества.
Право собственности на наследственное имущество на имя ФИО3 переоформлено не было. Однако принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.
После смерти матери, земельный участок и жилой дом перешли во владение истца и истец фактически принял наследство. Однако в установленный законом срок истец не обратился к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство. В то же время от наследования в установленном законом порядке истец не отстранялся, действий, дающих основание признать, не достойным наследником, не совершал.
Таким образом, после открытия наследства, оставшегося после смерти ФИО3, истец продолжает владеть и пользоваться земельным участком и домом. При этом истец несет за свой счет расходы на содержание земельного участка и квартиры, предпринял меры по сохранению имущества, а также поддерживает имущество в надлежащем состоянии.
Посредством фактического владения имущества, пользования им истец реализовала намерение сохранить имущество в своей собственности, выразив тем самым свое намерение и волю принять наследство.
Согласно абз.2 ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Кадастровая стоимость земельного участка и жилого дома, на дату подачи искового заявления, составляет 592 694, 95 рублей, что подтверждается сведениями из ЕГРН и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Просит суд, признать за Алексашиной Ольгой Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право собственности на жилой дом, площадью 39 кв.м., с кадастровым №, расположенную по адресу: <адрес> право собственности на земельный участок площадью 4 000 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ;
В судебном заседании Алексашина Ольга Владимировна поддержала свои исковые требования, и попросил суд их удовлетворить.
Представитель администрации Раисинского сельского совета Убинского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще уведомлен о времени и месте проведения судебного заседания, но просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен.
ФИО4 в судебное заседание не явилась, хотя была надлежаще уведомлена о времени и месте проведения судебного заседания, но просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие с исковыми требованиями истца согласна.
Изучив материалы дела, заслушав мнения участников процесса, свидетелей, суд полагает, что исковые требования Алексашиной Ольги Владимировны подлежат удовлетворению.
Свидетели ФИО5 и ФИО1 показали, что они являются жителями <адрес>
В их селе проживала семья ФИО2 и ФИО3. У супругов ФИО3 было две дочери Ольга и ФИО4. После замужества у обеих сестер была фамилия – Алексашины.
Алексашина Ольга Владимировна переехала жить в <адрес>, а ее сестра ФИО4 осталась проживать в деревне, но отдельно от родителей.
В ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2 и ФИО3 осталась проживать в доме одно. Так как она сильно болела и за ней требовался уход Алексашина Ольга Владимировна переехала из <адрес> к матери, переехала она вместе со своими детьми. В ДД.ММ.ГГГГ умерла и ФИО3, а Алексашина Ольга Владимировна так и осталась проживать в доме родителей и проживает в нем по настоящее время.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ, заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд полагает, что признание ответчиками иска не будет противоречить закону и не нарушит права и законные интересы других лиц.
Как установлено в судебном заседании согласно договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан, <данные изъяты> продало ФИО2 жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью 39 кв.м., а в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 4 000 кв.м., кадастровый №.
Судом так же установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоял в зарегистрированном браке с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со свидетельством о смерти, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме этого судом установлено, что после смерти мужа ФИО3 фактически приняла наследство оставшееся после его смерти, так как совершила действия, свидетельствующие о его принятии, а именно продолжила проживать в принадлежащем ему доме и пользоваться земельным участком.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла и после ее смерти все имущество перешло во владение дочери - Алексашиной Ольги Владимировны.
Согласно ответа на запрос суда поступившего от нотариуса нотариального округа <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о принятии наследство оставшегося после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, обращалась Алексашина Ольга Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ было выдано постановление об отложении совершения нотариального действия в связи с пропуском срока для принятия наследства. От других наследников заявлений о принятии наследства, об отказе от наследства или заявлений о выдачи свидетельства о праве на наследство по любому основанию не поступало. Свидетельства о праве на наследство по любому основанию не выдавалось. Наследственное дело к имуществу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось и в производстве отсутствует.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как установлено п. 2 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Пункт 4 указанной статьи предусматривает, что принятое наследств признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии п.1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно пункту 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного, имущества, защите его от посягательств и притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Таким образом собранные по делу доказательства в своей совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что ФИО3 приняла наследство оставшееся после смерти мужа ФИО2 заключающегося в жилом доме и земельном участке, а Алексашина Ольга Владимировна в свою очередь приняла наследство оставшееся после смерти матери ФИО3, так как так же совершила действия, свидетельствующие о его принятии.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.39, 173, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Алексашиной Ольгой Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, паспорт №, право собственности на жилой дом, площадью 39 кв.м., с кадастровым ДД.ММ.ГГГГ, расположенную по адресу: <адрес>
Признать за Алексашиной Ольгой Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, паспорт № право собственности на земельный участок площадью 4 000 кв.м. с кадастровым № расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Первушин Ю.Н.