Дело № 2-1133/2022 УИД 66RS0048-01-2022-001249-14
Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2022 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2022 года г. Ревда Свердловской области
Ревдинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Карапетян И.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ревды в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Ревды обратился в суд с иском к МКУ «Управление городским хозяйством» (далее – МКУ «УГХ») и просил обязать ответчика, с учетом уточнений, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать проект санитарно-защитной зоны для Ревдинского городского кладбища, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ревда, ул. Некрасова,
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект по организации санитарно-защитной зоны кладбища,
- организовать санитарно-защитную зону Ревдинского городского кладбища в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны,
- согласовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на территории Ревдинского городского кладбища, с органом местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством,
- обязать восстановить ограждение контейнерной площадки, расположенной на территории кладбища.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Ревды проведена проверка соблюдения природоохранного, санитарно-эпидемиологического, земельного законодательства МКУ «УГХ» при содержании Ревдинского кладбища, расположенного по вышеуказанному адресу, на земельном участке с кадастровым номером №, в результате которой установлено следующее. Земельный участок имеет разрешенное использование – кладбище, площадь 398 350 кв.м., поставлен на кадастровый учет и имеет уточненные (установленные в соответствии с требованиями действующего законодательства) границы в Едином государственном реестре недвижимости и передан постоянное (бессрочное) пользование МКУ «УГХ» (постановление от 10.11.2011 № 5233). В соответствии с п. 2.1 Устава МКУ «УГХ», утвержденного постановление Администрации ГО Ревда от 19.02.2016 № 353, предметом деятельности Учреждения является исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере управления городским хозяйством. Согласно п. 2.2 Устава для достижения поставленных целей, указанных в п. 2.1 настоящего Устава, Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации деятельность, в том числе, по организации и контролю за административно-хозяйственной деятельностью кладбищ в городском округе Ревда и содержанием мест захоронения. МКУ «УГХ» не разработан проект санитарно-защитной зоны Ревдинского городского кладбища, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны Ревдинского городского кладбища, и соответственно, санитарно-защитная зона кладбища не организована. Кроме того, МКУ «УГХ» на территории кладбища не оборудована надлежащим образом площадка для мусоросборников, у баков отсутствуют крышки. Таким образом, МКУ «УГХ» длительное время не исполняются требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека. В результате деятельности Учреждения возникает потенциальная угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением учреждением санитарно-эпидемиологических требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупностью, установленных законами, иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения. МКУ «УГХ» обязано разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны, организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны, разработать и утвердить программу лабораторного контроля, устранить остальные выявленные нарушения санитарных норм и правил.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ревды ФИО1 на заявленных требованиях, с учетом уточнений, настаивала, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МКУ «Управление городским хозяйством» ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица администрации городского округа Ревда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела были извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела слушанием не заявлял.
Учитывая, что реализация участниками гражданского судопроизводства своих прав не должна нарушать права других лиц на разрешение спора в разумные сроки, а также, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, надлежащее извещение неявившихся участников судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке лиц.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также – Федеральный закон № 52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В сфере градостроительства применяются в том числе постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ( далее –СанПиН).
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га отнесены ко II классу санитарной классификации, ориентировочный размер санитарно-защитной зона для которых составляет 500 метров (пункт 5 подраздела 7.1.12 СаПиН).
Согласно пункту 3.1 подраздела 3 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам (пункты 3.10, 3.11 СанПиН»).
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I-II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища ; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища ); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
В соответствии с п. 6.7 указанного СанПин площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
Пункт 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).
В соответствии с п. 2.2 Устава на МКУ «УГХ» возложена функция по организации и контролю за административно-хозяйственной деятельностью кладбищ городском округе Ревда и содержанием мест захоронения.
Как установлено в судебном заседании, на территории муниципального образования городской округ Ревда расположен земельный участок с кадастровым номером № по адресу: г. Ревда, ул. Некрасова, общей площадью 398350 кв.м., вид разрешенного использования – кладбище.
Данное кладбище является действующим и является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, вокруг которого должна быть установлена специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).
Правообладателем данного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является МКУ «УГХ» на основании постановления администрации городского округа Ревда от 10.11.2011 № «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка …».
Данный земельный участок кладбища, в нарушение вышеуказанного законодательства, не имеет санитарно-защитной зоны, в отношении него не разработан соответствующий проект, не получено заключение на проект по организации санитарно-защитной зоны. Кроме того, на его территории находится место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, которая не согласована в установленном законом порядке и не имеет ограждения.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования от 09.06.2022, а также не оспаривались ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Кладбище необходимо постоянного поддерживать в надлежащем состоянии, проводить проверки соответствия его санитарным и экологическим нормам, осуществлять предусмотренные законом мероприятия по его содержанию.
Поскольку, установлено, что вышеуказанные мероприятия ответчиком не выполняются, санитарно-защитная зона кладбища не организована, проект санитарно-защитной зоны Ревдинского городского кладбища не разрабатывался, кроме того, не согласовано место накопления твердых коммунальных отходов, контейнерная площадка не соответствует требованиям, поскольку отсутствует ее ограждение, в этом усмотрено нарушение прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, установленное в ходе проверки прокуратуры отсутствие санитарно-защитной зоны кладбища, проекта санитарно-защитной зоны и заключения, отсутствие установленного в соответствии с требованиями законодательства мест накопления твердых коммунальных отходов в совокупности свидетельствует о нарушении законодательства в сфере охраны окружающей среды, а также санитарного законодательства, подтверждает факт незаконного бездействия ответчика и оказывает вредное воздействие на условия жизни граждан указанного села.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решении суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя разумный срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, суд, учитывая установленные судом обстоятельства, площадь объекта исследования, объем и сложность подлежащих выполнению, а также принимая во внимание принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, суд считает правомерным обязать администрацию провести вышеуказанные действия в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Установление указанного срока исполнения решения направлено на понуждение ответчика исполнить обязанности, возложенные на него законом.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора города Ревды, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление городским хозяйством» в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- разработать проект санитарно-защитной зоны для Ревдинского городского кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: Свердловская область, г. Ревда, ул. Некрасова,
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект по организации санитарно-защитной зоны кладбища,
- организовать санитарно-защитную зону Ревдинского городского кладбища в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны,
- согласовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на территории Ревдинского городского кладбища, с органом местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством,
- обязать восстановить ограждение контейнерной площадки, расположенной на территории кладбища.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ревдинский городской суд Свердловской области.
Судья. Подпись: И.В. Карапетян
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>