№ 12-17/2022
РЕШЕНИЕ
02 июня 2022 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Левченкова А.И.,
при секретаре Михайловой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Кибякова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Новоорского района Оренбургской области от 04 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации муниципального образования «Энергетикский поссовет» Новоорского района Оренбургской области, ОГРН 1055635031781, ИНН 5635008467, КПП 563501001, юридический адрес: 462803, Оренбургская область, Новоорский район, п. Энергетик, д. 70,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Новоорского района Оренбургской области от 04 февраля 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации МО «Энергетикский поссовет» Новоорского района Оренбургской области в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из постановления мирового судьи следует, что в отношении юридического лица – администрации муниципального образования «Энергетикский поссовет» Новоорского района Оренбургской области составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с которым юридическим лицом не выполнено в установленный срок законное предписание начальника Северо-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 02.11.2021 года о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Не согласившись с постановлением, заместитель начальника Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Кибяков А.В. подал жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи, привлечь администрацию МО Энергетикский поссовет к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что на момент установления аварийной ситуации на водопроводных сетях п. Энергетик – 01.11.2021 года, договорные отношения между администрацией МО Энергетикский поссовет и специализированным коммунальным предприятием ООО «Белый парус» были расторгнуты.
Договорных отношений между администрацией МО Энергетикский поссовет с другим специализированным коммунальным предприятием, на проведение ремонтных работ на централизованных сетях питьевого водопровода не было.
Тот факт, что ООО «Белый парус» на 01.11.2021 года, фактически не осуществлял деятельность по обслуживанию и содержанию водопроводных сетей п. Энергетик, уточнялся по телефону заместителем начальника отдела Кибяковым с представителем ООО «Белый парус» ФИО3 и представителем подрядной организации ООО УК Энергетик ФИО4.
Предписание отдела от 02.11.2021 года № 113 направлено в администрацию МО Энергетикский поссовет 03.11.2021 в 15 час. 38 мин. по электронной почте.
Письменная информация об угрозе осложнения санитарно-эпидемиологической безопасности на территории МО Энергетикский поссовет, в части вероятного возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения с водным фактором передачи, направлена отдельным письмом от 02.11.2021 № 10489 в администрацию МО Энергетикский поссовет и администрацию МО Новоорский район.
02.11.2021 была получена информация от администрации МО Энергетикский поссовет, в которой отсутствовали сведения о том, что администрацией заключен договор с ООО «Белый парус».
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, надлежащее извещение подтверждается почтовым уведомлением.
Заместитель начальника Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения заключается в бездействии – неисполнении предписания.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно.
В силу ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ, в числе иных обстоятельств, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Из материалов дела следует, что 01 ноября 2021 года в п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области произошла авария на 3-м водоводе.
02 ноября 2021 года начальником Северо-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области было вынесено предписание № в адрес администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в связи с аварией.
Согласно материалами дела предписание представителем МО Энергетикский поссовет было получено ДД.ММ.ГГГГ, обжаловано не было. ДД.ММ.ГГГГ авария была ликвидирована.
10.11.2021 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО5, вынесено распоряжение о проведении внеплановой проверки администрации МО Энергетикский поссовет <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проведения проверки 16.11.2021 года было установлено, что не исполнены следующие пункты предписания: п. 4 – провести мероприятия по промывке, обеззараживанию ремонтного участка водовода. Срок – после устранения причин прекращения подачи воды и завершения ремонтных работ; п. 5 – после ликвидации аварии ввести гиперхлорирование питьевой воды. Срок – после устранения причин прекращения подачи воды и завершения ремонтных работ; п. 6 – обеспечить проведение производственного контроля за качеством питьевой воды (в том числе в тупиковых точках) по микробиологическим и санитарно-химическим показателям в разводящей сети. Срок – после устранения причин прекращения подачи воды и завершения ремонтных работ; п. 7 – предоставить результаты лабораторных исследований контрольных проб воды в Северо-Восточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области. Срок – после устранения причин прекращения подачи воды и завершения ремонтных работ; п. 8 – о принятых мерах, ходе проведения ремонтных работ и проводимых мероприятиях сообщать письменно в СВТО. Срок – ежедневно до 11-00 часов и до 16-00 часов до завершения ремонтных работ.
26.11.2021 года заместителем начальника Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Кибяковым А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении администрации МО Энергетикский поссовет, согласно которому администрацией МО Энергетикский поссовет не обесечены условия и не проведены мероприятия по промывке, обеззараживанию ремонтного участка водовода № 3 в п. Энергетик после завершения ремонтных работ 06.11.2021 (пункт 4 предписания); не обеспечены условия и не проведено гиперхлорирование питьевой воды после ликвидации аварии – 06.11.2021 (пункт 5 предписания); не обеспечено проведение производственного контроля за качеством питьевой воды (в том числе в тупиковых точках) по микробиологическим и санитарно-химическим показателям в разводящей сети, после устранения аварии -06.11.2021 (пункт 6 предписания); не представлены результаты лабораторных исследований контрольных проб воды в Северо-Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области (пункт 7 предписания); не обеспеченное представление ежедневных сообщений о ходе проведения ремонтных работ на водоводе № 3 в Свеверо-Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В силу п. 78 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения.
В соответствии с п.п. 82-83 указанного СанПин, после устранения аварийных ситуаций хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой и горячей водой, должна проводиться их промывка и дезинфекция с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности питьевой и горячей воды. Промывка и дезинфекция сети считается законченной при соответствии качества воды сети гигиеническим нормативам.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Таким образом, хозяйствующий субъект, эксплуатирующий систему водоснабжения, наделен полномочиями на осуществление вышеуказанных обязанностей.
В соответствии со ст. 5 Устава МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области, к вопросам местного значения отнесено, в том числе владение, пользование и распределение имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Как установлено материалами дела, авария на 3-м водоводе в п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области произошла 01 ноября 2021 года, представление вынесено 02 ноября 2201, авария ликвидирована 04 ноября 2021 года.
16.11.2021 между администрацией МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области и ООО «Белый парус» заключен муниципальный контракт № 9, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование за плату для эксплуатации текущего обслуживания водопроводные сети, в елях оказания услуг холодного водоснабжения, расположенное на территории Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области.
В п. 1.2 содержаться характеристики имущества, передаваемого арендатору:
Наименование: водопроводные сети; вид имущества: сооружение коммунального хозяйства; назначение нежилое; кадастровый №, протяженность: <данные изъяты> метра; целевое назначение: для оказания услуг по передачи и распределение холодной питьевой воды потребителям. Изменение целевого назначения не допускается. Адрес нахождения: <адрес>, имущество располагается в границах МО Энергетиский поссовет <адрес>.
Материалы дела не содержат сведений о том, что на момент вынесения представителя (02.11.2022) организацией, осуществляющей поставку коммунального ресурса в виде холодного водоснабжения, являлось ООО «Белый парус»
В связи с изложенным выводы мирового судьи о том, что на момент внесения предписания, организацией, осуществляющей поставку коммунального ресурса в виде холодного водоснабжения, являлось ООО «Белый парус», является неверными.
Следовательно, предписание № 113 от 02.11.2021 года, вынесенное начальником Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в адрес администрации МО Энергетикский поссовет является законным.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Допущенная неполнота исследования всех обстоятельств дела не позволила судье полно, всесторонне, объективно рассмотреть дело и принять законное и обоснованное решение, в связи с этим решение судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица в Новоорском районном суде срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом, как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, т.е. государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 19.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 19.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 6 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ – ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 30.12 - 30.14 ░░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░