Дело № УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 июля 2020 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашкой Республики в составе
председательствующего судьи Ярусовой А.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием заместителя прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Семенова Ю.М.,
представителя ответчика МБОУ «Шатракасинская ООШ» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики и отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики об обязании устранить нарушения требований противопожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- в помещениях различных классов функциональной пожарной опасности (Ф 1.1. и Ф 4.1) огородить противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа);
- разработать декларацию пожарной безопасности и предоставить ее в надзорный орган для регистрации,
- смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию в котельной в соответствии с проектной документацией;
- предоставить подтверждающие документы работоспособности наружного противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта).
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики была проведена проверка по факту нарушений требований пожарной безопасности в МБОУ «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики. По результатам проверки в адрес МБОУ «Шатракасинская ООШ» было внесено представление об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №. Из ответа МБОУ «Шатракасинская ООШ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушения указанные в представлении прокуратуры устранены частично. В связи с этим прокурор района обратился в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании заместитель прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Семенов Ю.М. поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики ФИО4 исковые требования признала, суду пояснила, что работы по устранению выявленных противопожарных нарушениях ведутся и будут выполнены до начала учебного года по мере выделения денежных средств.
Представители ответчика - отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики, третьего лица – администрации Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, причина неявки суду не известна.
Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, в числе прочего, относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона №273-ФЗ).
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Преамбулой Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) определено, что настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
На основании статьи 1 Федерального закона №69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно статьи 37 Федерального закона №69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, 22 июля 2008 года принят Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №123-ФЗ).
В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона №123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 83 Федерального закона №123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Статья 64 Федерального закона №123-ФЗ предусматривает требования к декларации пожарной безопасности.
Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара) (часть 1).
В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
В пункте 5.2.6 свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 года №288 регламентировано, что предусматриваемые в составе объектов классов Ф1.1 и Ф1.2 пищеблоки, а также части зданий, группы помещений, либо отдельные помещения производственного, складского и технического назначения (прачечные, гладильные, мастерские, кладовые, электрощитовые т.д.), за исключением помещений категорий В4 и Д, следует выделять противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).
В соответствии с пунктом 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ отделением надзорной деятельности и профилактической работ по Моргаушскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике – Чувашии проведена проверка МБОУ «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: Чувашская <адрес> <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
1. Помещения различных классов функциональной пожарной опасности (Ф1.1 и Ф4.1) не огорожено противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 2-го типа (в зданиях I степени огнестойкости-перекрытиями 2-го типа);
2. В случае изменения содержащихся в пожарной декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, не представили в течении одного года со дня изменения содержащихся в них сведений;
3. Автоматическая пожарная сигнализация в котельной смонтирована без проектной документации;
4. Не предоставили подтверждающие документы работоспособности наружного противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта).
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки № и сообщением ОНД и ПР по Моргаушскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России, справкой по результатам проверки здания (помещения) МБОУ «Шатракасинская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ, представлением об устранении нарушений в сере пожарной безопасности, письмом МБОУ «Шатракасинская СОШ» в адрес прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
До настоящего времени не принято действенных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии с абзацем 5 статьи 38 Федерального закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Бездействие МБОУ «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики при обеспечении пожарной безопасности в учреждении нарушает права неопределенного круга лиц, что гарантировано статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что МБОУ «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики является бюджетным учреждением, созданным муниципальным образованием Моргаушский район Чувашской Республики.
Согласно пунктов 1.1, 1.5 Положения об отделе образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики Отдел является отраслевым органом администрации Моргаушского района Чувашской Республики, осуществляющим управление в сфере образования в пределах своей компетенции и является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.
В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, следовательно у главного распорядителя бюджетных средств - отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики имеются все необходимые правовые полномочия по выделению денежных средств, необходимых для устранения нарушений пожарной безопасности в образовательном учреждении.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающее угрозу его нарушения.
Предъявление искового заявления прокурором вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Непринятие мер МБОУ «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, отделом образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики по выполнению мероприятий по пожарной безопасности, ставит в опасность жизнь и здоровье как персонала, так и обучающихся в ней лиц, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности, в том числе в случае совершения террористических актов.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеизложенные нормы права, учитывая, что при рассмотрении дела было установлено нарушение МБОУ «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, отделом образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики требований пожарной безопасности в здании дошкольного образовательного учреждения, при этом надлежащих доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора.
В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий, суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определить срок исполнения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. С учетом пояснений участников судебного разбирательства, суд считает указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
Руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики и отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: Чувашская <адрес>, а именно:
- в помещениях различных классов функциональной пожарной опасности (Ф 1.1. и Ф 4.1) огородить противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа);
- разработать декларацию пожарной безопасности и предоставить ее в надзорный орган для регистрации,
- смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию в котельной в соответствии с проектной документацией;
- предоставить подтверждающие документы работоспособности наружного противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2020 года.
Судья А.Н. Ярусова