Дело № 2-463/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2022 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Вайзингер М.В.,
с участием процессуального истца помощника Горно-Алтайского транспортного прокурора Козусевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Найденову В.В. об устранении нарушений требований федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Найденову В.В. об устранении нарушений требований федерального законодательства. Требования мотивированы тем, что Горно-Алтайской транспортной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности, в ходе которого установлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ является индивидуальным предпринимателем. На праве собственности владеет судами внутреннего водного транспорта <данные изъяты> (идентификационный №), «<данные изъяты> (идентификационный №), <данные изъяты> (идентификационный №), <данные изъяты> (идентификационный №), <данные изъяты> (идентификационный №), на которых оказывает услуги по перевозке пассажиров. Ответчик, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, требования закона о транспортной безопасности должным образом не исполняет, а именно в Федеральное агентство морского и речного транспорта информация о принадлежащих маломерных судах для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств им не предоставлялась, паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств не разработаны, не утверждены, в компетентный орган не направлены. На основании изложенного Горно-Алтайский транспортный прокурор просит суд обязать индивидуального предпринимателя Найденова В.В. устранить нарушения требований Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно предоставить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полную и достоверную информацию о принадлежащих маломерных судах <данные изъяты> для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств <данные изъяты>
Ответчик ИП Найденов В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, уважительные причины явки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в его отсутствие не направил.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения процессуального истца, дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
В судебном заседании процессуальный истец помощник Горно-Алтайского транспортного прокурора Козусева О.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что изложенное свидетельствует о нарушении ответчиком требований законодательства, регламентирующего безопасность плавания, эксплуатации судов, чем ставит под угрозу жизнь и здоровье, как пассажиров, так и членов экипажа маломерных судов, тем самым нарушаются права на безопасные условия жизнедеятельности неопределенного круга лиц.
Выслушав процессуального истца, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств как актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о транспортной безопасности основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, категорирование объектов транспортной инфраструктуры, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона о транспортной безопасности, категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно п. 12 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15.09.2020 № 377 «Об утверждении Порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» внесение записи о включении в Реестр категорированного объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, о внесении изменений в Реестр, а также исключении из Реестра должно производиться в течение 30 календарных дней со дня предоставления субъектом транспортной инфраструктуры полной и достоверной информации.
В соответствии с п. 1.1 ст. 9 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу пп. 1.3 - 1.4 ст. 9 Закона о транспортной безопасности паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с даты его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пп. 3, 4 п. 7 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1637, которым утверждения требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, за исключением транспортных средств, указанных в абзаце первом пункта 4 настоящего документа, обязаны представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности», разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт транспортного средства).
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Найденов В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №), основной вид деятельности - деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта.
В соответствии с судовым билетом серии С № (дубликат: выдан взамен судового билета № от ДД.ММ.ГГГГ); судовым билетом № (дубликат: выдан взамен судового билета № от ДД.ММ.ГГГГ); судовым билетом № (дубликат: выдан взамен судового билета № от ДД.ММ.ГГГГ); судовым билетом №; судовым билетом № Найденов В.В. является судовладельцем судна <данные изъяты> с идентификационным №; судна <данные изъяты> с идентификационным №; судна <данные изъяты>» с идентификационным №; судна <данные изъяты> с идентификационным №; судна <данные изъяты> с идентификационным №, соотвественно.
Приказом Обского управления №/лиц от ДД.ММ.ГГГГ ИП Найденову В.В. предоставлена лицензия серии МР-2 № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
Из ответа на запрос Горно-Алтайскому транспортному прокурору от ДД.ММ.ГГГГ самого ИП Найденова В.В. следует, что в Федеральное агентство морского и речного транспорта информация о принадлежащем ему маломерных судах для ведения реестра транспортных средств им не направлялось, паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств на принадлежащие ему маломерные суда не разрабатывались.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ на момент рассмотрения дела ответчиком доказательств предоставления в Федеральное агентство морского и речного транспорта полной и достоверной информацию о принадлежащих ему маломерных судах для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработанных и утвержденных паспортов обеспечения транспортной безопасности их направления в компетентный орган, суду не представлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что непринятие ответчиком мер к устранению нарушений Закона о транспортной безопасности создает угрозу безопасности при эксплуатации транспортных средств – маломерных судов, может повлечь совершение акта незаконного вмешательства, осуществление перевозки пассажиров в нарушение требований федерального законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, пользующихся указанными судами.
Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, при установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Горно-Алтайского транспортного прокурора к ИП Найденову В.В. подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 чт. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требования о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о предлагаемом прокурором сроке возложения обязанности на ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд оценивает данный срок, как разумный, позволяющий ответчику принять меры к устранению нарушений Закона о транспортной безопасности.
Согласно ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор, на основании ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, исчисляемая согласно ст. 333.19 настоящего кодекса, подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Турочакский район».
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Найденова В.В. устранить нарушения требований Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
- предоставить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полную и достоверную информацию о принадлежащих маломерных судах № для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств №
Взыскать с индивидуального предпринимателя Найденова В.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Турочакский район» в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2022 г.
Судья К.В. Албанчинова